Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Маринец, О. В. Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / О. В. Маринец, С. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101218/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопрос ранней профориентации. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной профессии, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества.

В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация (далее ДОО) является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Профессиональные интересы детей дошкольного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности личности, ибо в этом возрасте нет потребности в профессии, на данном этапе необходимо психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, развивать первоначальные представления о мире существующих профессий.

Учитывая, что основные качества человека формируются в детские годы, особенно важно именно в этот период «напитать» восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к своей Родине, большой и малой, к её истории и традициям, к миру профессий к людям труда.

В настоящее время в ДОО существует проблема по организации ранней профориентации детей: не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

В нашем деском саду образовательная деятельность профориентационной направленности осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей и включает следующие блоки:

– совместная партнёрская деятельность взрослого и детей: непосредственно организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребёнка в ходе режимных моментов

– самостоятельная детская деятельность

– взаимодействие с семьями воспитанников

Совместная образовательная деятельность организуется с учетом интересов и потребностей ребенка, она может проходить в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.

В дошкольном возрасте ребенок приступает к активному познанию большого мира профессий. Постигнуть мир профессий только посредством слова (через рассказы) ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом.

Важное значение имеет организация игрового пространства ДОУ — обеспечение игровым оборудованием для моделирования простейших трудовых действий (атрибуты профессии, игровые ширмы, спецодежда и игрушки, моделирующие орудия труда); наличие средств наглядности — для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире профессий в виде:

– специального оборудования (мультимедиа проектор, экран, компьютер);

– презентаций, картинок с соответствующей тематикой, фотографий и иллюстраций;

– познавательной литературы (книг с произведениями детской художественной литературы, журналов, энциклопедий).

Правильно подобранные и своевременно представленные детям наглядные средства расширяют кругозор и конкретизируют формирующиеся и накопленные знания о профессиях и взывают и активный интерес к профессиям взрослых.

Важное значение имеет взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями:

Познавательные направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) в области социального развития детей. Например, родительские собрания направлены на ознакомление с целями, задачами и содержанием образовательной деятельности профориентационной направленности с детьми дошкольного возраста по теме: «Ребенок в мире профессий», «Нужна ли ранняя профориентация в детском саду?» и др.

Досуговые направлены на установление эмоционального контакта между всеми участниками образовательных отношений. Например, музыкальные, спортивные досуги по темам профессий или «Встречи с интересными людьми», когда родители (законные представителей) приглашаются на открытые мероприятия, где вместе с детьми поют песни, читают стихи, изготавливают подарки, придумывают театральные постановки, посвященные праздничным мероприятиям: «День медицинского работника», «День спасателя» и д.

Наглядно-информационные ознакомление родителей (законных представителей) с работой детского сада, особенностями познавательного развития детей. Например, «Когда начинать знакомить детей с профессией?», «Зачем дошкольнику играть в профессии».

Информационно-аналитические выявление интересов, потребностей, запросов родителей (законных представителей), уровня их педагогической грамотности. Например, анкетирование «Во что играет ваш ребенок?»

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016.
  2. Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков материалы Интернет-конференции. 2017.
  3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  4. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005.
  5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): мир профессий, ребенок, дошкольный возраст, ранняя профориентация, детский сад, дошкольная образовательная организация, образовательная деятельность, профориентационная направленность, семья воспитанников, труд взрослых.


Похожие статьи

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Мультимедийная поддержка различных форм индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Мультимедийная поддержка различных форм индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Задать вопрос