Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020

Статья просмотрена: 946 раз

Библиографическое описание:

Попова, Г. Б. Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ / Г. Б. Попова, Н. М. Жданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5029/ (дата обращения: 19.12.2024).



Дошкольный период развития ребенка — это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки и общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.

Цель ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении: создание условий для формирования целостного представления ребенка о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Задачи дошкольной профориентации:

  1. обогащать представления детей о профессиях;
  2. расширять словарный запас детей посредствам ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
  3. создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
  4. способствовать воспитанию чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.

Основными формами работы по профориентации дошкольников являются следующие методы:

– организованная деятельность (игры, беседы, занятия, экскурсии, праздники);

– оборудование развивающей среды;

– общение с родителями воспитанников.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игры вносят элемент творчества в действия детей, отражают труд взрослых. Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.

Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном и речевом развитии дошкольника. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.

Игра «Знакомство с профессиями». Воспитатель предлагает детям карточки с изображением людей определенных профессий (врач, продавец, строитель, водитель, портной, повар, учитель и пр.) и просит назвать, кто на них изображен. Затем рассказывает о каждой профессии, чем занимается этот человек. Здесь пригодится форма по каждой профессии. Так, у врача это — халат и шапочка, у сотрудника ДПС — жилет, у повара — фартук и колпак.

Игра «Инструменты». Предлагаем взять для каждой профессии от трех до пяти основных предметов, перемешать их. Расставить несколько коробок (либо корзинок), прикрепить карточку и предложить разложить предметы по профессиям. Так, у врача это могут быть таблетки, бинты, шприцы; у повара — кастрюля, ножик, сотейник; у строителя — молоток, топор, пила и т. д.

IMG_20200312_124455_BURST6

Сюжетно-ролевая игравдошкольном возрасте является основным видом самостоятельной деятельности ребенка, и имеют решающее значение для трудового воспитания и ранней профориентации. Для четкого формирования системы знаний используются игровые ситуации, к примеру — «Варим кашу для куклы» или «Лечим куклу» и другие.

1584171315803 IMG_20200312_125058 IMG_20200312_124721

В процессе имитируются производственные сюжеты, профессиональная среда, проигрываются сценарии отношений между сотрудниками, клиентами и пр. Придумываем историю для каждой темы, распределяем роли и даем возможность детям играть и фантазировать в свое удовольствие.

Для каждой изучаемой темы у нас есть тематические комплексы, которые состоять из формы, инструментов и рабочего места (обязательное сопровождение карточками — подписями). К примеру, для инспектора ДПС это — регулирующий жезл, имитации светофора и дорожных знаков. Мы подходить к изучению профессий комплексно и поэтому дети быстрее смогут освоить знания по ним и чувствовать себя увереннее.

1584041771320IMG_20200227_154243

IMG_20200313_1101291584171316482

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок — самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Для запоминания информации детей с ОВЗ широко применяем визуальный способ восприятия деятельности. Мы предлагает ребятам закрепить пройденные темы через творчество с помощью рисунков, аппликацией, поделок из пластилина и пр.

Мы создаем полноценную предметно-развивающую среду в группе:

– оформляем и систематически обновляем выставки книг о профессиях;

– создаем папки по ознакомлению с профессиями;

– пополняем атрибуты для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике.

Не стоит перегружать детей информацией о десятке профессий. Возьмите три, максимум — пять профессий, и изучите их подробно.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Помощь в этом оказывает работа с родителями, как одно изважных направлений. Работая с родителями, мы проводим конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек; анкетирование.

IMG_20200310_124028

IMG_20200310_123601

IMG_20200310_123928

Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Литература:

  1. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005. — [с. 28]
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — [с.70]
  3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. — [с.13]
  4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Издательство «Николаев», 2004. — [с. 37]
  5. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, мир профессий, ребенок, труд взрослых, детский сад, дошкольное учреждение, знание, окружающий мир, правильное отношение, трудовая деятельность взрослых.

Похожие статьи

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Похожие статьи

Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ

Организация работы с родителями по развитию детских интересов в области ранней профориентации

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Задать вопрос