Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ
Авторы: Попова Галина Борисовна, Жданова Надежда Михайловна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 22.03.2020
Статья просмотрена: 937 раз
Библиографическое описание:
Попова, Г. Б. Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ / Г. Б. Попова, Н. М. Жданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5029/ (дата обращения: 19.11.2024).
Дошкольный период развития ребенка — это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки и общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.
Задача педагогов, не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и возможности с работой взрослых.
Цель ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении: создание условий для формирования целостного представления ребенка о профессиях, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи дошкольной профориентации:
- обогащать представления детей о профессиях;
- расширять словарный запас детей посредствам ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
- способствовать воспитанию чувства уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь.
Основными формами работы по профориентации дошкольников являются следующие методы:
– организованная деятельность (игры, беседы, занятия, экскурсии, праздники);
– оборудование развивающей среды;
– общение с родителями воспитанников.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игры вносят элемент творчества в действия детей, отражают труд взрослых. Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.
Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном и речевом развитии дошкольника. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.
Игра «Знакомство с профессиями». Воспитатель предлагает детям карточки с изображением людей определенных профессий (врач, продавец, строитель, водитель, портной, повар, учитель и пр.) и просит назвать, кто на них изображен. Затем рассказывает о каждой профессии, чем занимается этот человек. Здесь пригодится форма по каждой профессии. Так, у врача это — халат и шапочка, у сотрудника ДПС — жилет, у повара — фартук и колпак.
Игра «Инструменты». Предлагаем взять для каждой профессии от трех до пяти основных предметов, перемешать их. Расставить несколько коробок (либо корзинок), прикрепить карточку и предложить разложить предметы по профессиям. Так, у врача это могут быть таблетки, бинты, шприцы; у повара — кастрюля, ножик, сотейник; у строителя — молоток, топор, пила и т. д.
Сюжетно-ролевая игравдошкольном возрасте является основным видом самостоятельной деятельности ребенка, и имеют решающее значение для трудового воспитания и ранней профориентации. Для четкого формирования системы знаний используются игровые ситуации, к примеру — «Варим кашу для куклы» или «Лечим куклу» и другие.
В процессе имитируются производственные сюжеты, профессиональная среда, проигрываются сценарии отношений между сотрудниками, клиентами и пр. Придумываем историю для каждой темы, распределяем роли и даем возможность детям играть и фантазировать в свое удовольствие.
Для каждой изучаемой темы у нас есть тематические комплексы, которые состоять из формы, инструментов и рабочего места (обязательное сопровождение карточками — подписями). К примеру, для инспектора ДПС это — регулирующий жезл, имитации светофора и дорожных знаков. Мы подходить к изучению профессий комплексно и поэтому дети быстрее смогут освоить знания по ним и чувствовать себя увереннее.
Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок — самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.
Для запоминания информации детей с ОВЗ широко применяем визуальный способ восприятия деятельности. Мы предлагает ребятам закрепить пройденные темы через творчество с помощью рисунков, аппликацией, поделок из пластилина и пр.
Мы создаем полноценную предметно-развивающую среду в группе:
– оформляем и систематически обновляем выставки книг о профессиях;
– создаем папки по ознакомлению с профессиями;
– пополняем атрибуты для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике.
Не стоит перегружать детей информацией о десятке профессий. Возьмите три, максимум — пять профессий, и изучите их подробно.
Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Помощь в этом оказывает работа с родителями, как одно изважных направлений. Работая с родителями, мы проводим конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; оформление папок-передвижек; анкетирование.
Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Литература:
- Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005. — [с. 28]
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — [с.70]
- Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. — [с.13]
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Издательство «Николаев», 2004. — [с. 37]
- Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)