В данной статье рассматриваются вопросы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, у которых есть тяжелые нарушения речи. В ней рассматриваются особенности развития профессиональных интересов у данной категории детей, а также анализируются методы и подходы, способствующие успешной социализации и интеграции их в общество. Особое внимание уделяется роли педагогов, психологов и родителей в процессе формирования профессиональных склонностей и выбора будущей профессии для таких детей.
Ключевые слова: ранняя профориентация, дети с ОВЗ, дошкольный возраст, проект, социализация, интеграция, развивающая среда.
Успешная социализация личности и вхождение в социум, включенность в социальную и профессиональную жизнь, это то самое к чему стремится любой человек в мире. Готовить ребёнка к взрослой жизни необходимо уже с ранних лет. Именно детский сад является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Но, если есть в дошкольном учреждении дети с ОВЗ, данная проблема становится более актуальной, так как такие дети требуют тщательной работы по социализации и адаптации к современному миру и обществу. В современном обществе все больше внимания уделяется вопросам инклюзии и созданию равных возможностей для всех категорий граждан, включая детей с особыми потребностями.
Именно в детском саду дети знакомятся с миром профессий. Дети часто играют в ролевые игры, повторяя действия взрослых: воспитателей, врачей, повара, дворника, водителя и т. д. С миром профессий дети сталкиваются постоянно, но не осознают этого, поэтому им и необходима помощь взрослых, которые их окружают (воспитатели, психологи, логопеды, родители). Целью ранней профориентации дошкольников является развитие у детей уважительного отношения к каждой профессии и раскрытие у детей творческого потенциала. Профориентация в дошкольном возрасте помогает детям осознать свои интересы, способности и возможные пути профессионального роста, а также способствует их социальной адаптации и интеграции в общество. В нашем дошкольном учреждении МБДОУ д/с № 47 города Белгород, уделяется огромное внимание ранней профориентации воспитанников. Начиная с организации развивающей предметно пространственной среды и заканчивая различными играми и мероприятиями, проводимыми с детьми и их родителями. В данной статье мы хотим поделиться своим опытом работы по ранней профориентации детей в группе компенсирующей направленности посредством внедрения проекта «Страна Мастеров».
Для детей с ограниченными возможностями здоровья требуется особый подход к организации профориентационного процесса. Это связано с тем, что такие дети часто имеют трудности в обучении, общении и социальной адаптации. Поэтому важно учитывать следующие аспекты:
- Индивидуальный подход;
- Адаптация образовательных программ;
- Создание благоприятной и адаптированной предметно-пространственной среды;
- Тесное взаимодействие с узкими специалистами и родителями.
Данные аспекты были учтены при разработке и реализации проекта «Страна Мастеров». Основными задачами которого были обозначены: формирование элементарных представлений детей о мире профессий и обучение практическим навыкам безопасного взаимодействия с предметами труда.
Мы активно взаимодействуем с родителями детей и в рамках проекта у нас осуществляется технология «Гость группы». Раз в неделю нашу группу посещает один из родителей воспитанников и знакомит детей со своей профессией. Данная технология позволяет сформировать у детей положительное отношение к труду через изучение деталей профессий их родителей. Через общение с родителями своих сверстников, дети могут увидеть примеры ответственного поведения к своей специальности и понять важность общественного труда.
Также, работая в группе с детьми ОВЗ, очень важно создать доверительную атмосферу, что бы дети чувствовали себя уверенно и знали, что взрослые готовы помогать им и участвовать в их жизни. Кроме этого, организовываются экскурсии по местам работы родителей или близких родственников детей, к примеру при посещении библиотеки дети знакомятся с профессией библиотекаря, в музее с профессией экскурсовод. Здесь дошкольники учатся взаимодействовать с новыми людьми, развивают навыки общения, сотрудничества и уважения друг к другу.
За время работы в группе мы создали творческие мастерские, такие как рисование, лепка, конструирование, оригами, аппликация. Они помогают развить у детей воображение, фантазию и творческие способности. Эти качества важны для многих профессий, поэтому участие в творческих мастерских может стать первым шагом к выбору профессии.
Любая работа, направленная на знакомство детей с профессиями, является ранней профориентацией. Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с ранних лет, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что в мире существует огромное количество профессий и все они важные. Что у кого-то папа работает электриком, или служит на границе, или строит новые дома, а мама учит детей или печёт свежий и вкусный хлеб. Будущее дошкольников предугадать сложно, даже невозможно, однако, вложить в них каплю уверенности в своих силах и желаниях, которые позволят им чувствовать себя счастливым и востребованным специалистами вполне возможно. Положительные впечатления из детства всегда остаются глубоко в памяти людей, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, наши воспитанники вспомнят те игры, в которые мы с ними играли…Поэтому мы и далее будем продолжать работу над данным проектом, который в любом случае достигнет своих целей.
Литература:
- Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. — М.: Литера Плюс, 2023. — 336 c.
- Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир / О. В. Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2021. — 80 с.
- Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с д
- Шаховская, Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования / Н. Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006. — № 2. — С. 43–48