Реализация направления формирования основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста через реализацию институционального проекта «Взросляндия» (из опыта работы дошкольной образовательной организации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 17.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Искакова, Н. В. Реализация направления формирования основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста через реализацию институционального проекта «Взросляндия» (из опыта работы дошкольной образовательной организации) / Н. В. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 512-513. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120441/ (дата обращения: 16.01.2025).



Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники нашего учреждения формируют у детей гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.

В 2022 году в ДОУ была разработана «дорожная карта» по созданию единой социокультурной среды, направленной на формирование основ ранней профориентации детей дошкольного возраста, сроком с октября 2022 года по май 2023.

За это время нами был реализован институциональный проект, который внесен в «Программу развития» нашего ДОУ в период с 2022 года по 2025 года «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста «Взросляндия».

Реализация плана мероприятий, направленных на раннюю профориентацию началась в нашем учреждении со знакомства дошкольников с миром профессий, актуальных для российской экономики, а также нашего региона. В рамках данного проекта в группах ДОО и в холлах были пересмотрены центры активности и созданы новые центры.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми, игры узнают о разных профессиях. Для того чтобы дети осознанно сделали выбор во взрослой жизни, мы знакомим их с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения — профессии родителей, социальное окружение.

В рамках реализации институциального проекта «Взросляндия» в холле детского сада была создана развивающая образовательная зона, в которой дети знакомятся с основными категориями «Человек-профессия», которые включены в «Атлас профессий»: профессиями настоящего и будущего. Также в рамках данного проекта в каждой возрастной группе были созданы центры ранней профориентации, которые включают в себя боксы профессий и атрибутику к ним. На данный момент в детском саду создано более 20 боксов для знакомства с различными профессиями.

Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В центре «Игра в жизнь» дети могут почувствовать себя настоящим врачом или пациентом, продавцом и покупателем, сотрудником «Сбербанка», а также другими специалистами, которые знакомы детям с младшего возраста! Центр также позволяет исследовать профессию. Поставив перед ребенком цель, проблему, использовав атрибутику — мы можем погрузить ребенка в данную профессию. Данный центр имеет шесть различных вариаций игры и с помощью педагога может легко менять тему игры или изучения профессии.

Благодаря созданному педагогами фотоальбому «Профессии родителей» ребята могут увидеть фото своих родителей, а с помощью педагога перейти по QR-коду и тогда мама или папа «оживет» и расскажет о своей профессии и даже проведет «Виртуальную экскурсию» по своему месту работы. Данные видеоролики размещены на ютуб-канале детского сада в разделе «Профессии родителей» — ранняя профориентация в детском саду» и на данный момент включает в себя более 30 «Виртуальных экскурсий». Интересные рассказы взрослых, взаимные вопросы, обмен впечатлениями, возможность наглядно увидеть рабочее место, настоящие инструменты, специализированную технику оставляют в сердцах ребят незабываемые знания и эмоции. Педагоги уже могут заметить у некоторых детей наличие устойчивого интереса к тому или иному профессиональному процессу, виду деятельности, атрибутам. В каждой возрастной группе нашего ДОО создан такой фотоальбом в той вариации, которая наиболее актуальна в данном возрасте. Во второй младшей группе такой альбом включает себя фото родителя (законного представителя), краткую информацию о его месте работе и должности, а также наглядные пиктограммы для детей, для того, чтобы было понимание какая профессия ассоциируется с каким предметом.

В рамках реализации доброжелательной технологии «Гость группы» родители рассказывают о своих трудовых буднях, делятся с детьми интересными фактами, проводят мастер-классы, квесты и игры совместно с педагогами. Внедрение данной технологии помогает решать важные задачи социализации детей, развития их познавательной активности, формирования социально-нравственных чувств: уважения к труду взрослых, гордость за профессию своих родителей. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные социокультурные ценности.

Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений. В рамках недели профессий в ДОО был проведен «Фестиваль профессий». Результатом данного фестиваля стало призовое место в муниципальном конкурсе методических материалов по реализации технологии ранней профориентации детей «Гость группы» в номинации «Очный формат».

Особым вниманием пользуются у воспитанников дошкольного возраста настольно-печатные игры, а также авторское нестандартное оборудование «Мир профессий», с помощью которого воспитанники могут выбрать персонажа, выполненного из фетра, для сюжетно-ролевой игры и почувствовать себя героем выбранной ребенком профессии.

Комплекс учебно-методических материалов «Мир профессий» имеет рецензию регионального уровня и используется на постоянной основе в группах компенсирующей направленности.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать. Итогом усвоения прочитанных произведений являются театрализованные игры, в которых дети и актеры, и зрители. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе детей, раскрыть их потенциал.

В результате всей нашей деятельности, дети знают профессии своих родителей и сотрудников детского сада, могут рассказать, что делают родители на работе, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда. Отражают представление о профессии в рисунках, играх, рассказах. Отвечают на вопрос, кем бы они хотели стать и почему.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует уних определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, профессия, дошкольный возраст, ранняя профориентация, ранняя профориентация детей, труд взрослых, вид деятельности, знакомство дошкольников, мир профессий.


Похожие статьи

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается важность проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обосновывается эффективность использования блочной системы работы в исследуемом направлении, описывается опыт работы с детьми, приводит...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и формирование основ экологического мировоззрения. Представлен практический опыт формирования культурно-экологического воспитания через организацию мини-экспеди...

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» (из опыта работы)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Похожие статьи

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается важность проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обосновывается эффективность использования блочной системы работы в исследуемом направлении, описывается опыт работы с детьми, приводит...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и формирование основ экологического мировоззрения. Представлен практический опыт формирования культурно-экологического воспитания через организацию мини-экспеди...

Опыт реализации модели речевого развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» (из опыта работы)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Задать вопрос