Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 12.08.2023

Статья просмотрена: 3314 раз

Библиографическое описание:

Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105372/ (дата обращения: 16.12.2024).



Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Апшерони А. А.

Актуальность проблемы ранней профориентации является неотъемлемой составляющей в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, так как именно от неё зависит состояние общества, поскольку вхождение дошкольника в социальный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями.

Что же подразумевается под понятием «профориентация»?

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в знакомстве ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в будущем.

На данный момент это малоизученная ветвь дошкольного образования. Но, тем не менее, существует система, позволяющая выявить интересы и склонности детей и помочь им в дальнейшем сделать осознанный выбор на основе полученных представлений.

Поскольку детский сад является первоначальным звеном единой и непрерывной системы образования в РФ, то именно в стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности. Ранняя профориентация дошкольников — фундамент для формирования его профессиональных предпочтений.

Ни для кого не секрет, что дошкольное детство — это очень важная ступень, которая во многом определяет дальнейшее развитие личности. Именно в этом возрасте ребенок получает основные знания об окружающем мире, складываются его личные предпочтения, черты характера, приобретаются привычки и жизненный опыт. Важной частью самосознания является понимание своих интересов и увлечений, которые в дальнейшем могут стать основой для выбора профессии.

Профессия, которая интересна, — неотъемлемая часть полноценной и счастливой жизни, но, зачастую выбор специальности вытекает не из личных интересов, а по настоянию родителей или за компанию с друзьями, потому что многие даже не могут ответить на вопрос, кем же они хотят стать. Причиной тому чаще всего является недостаточная осведомленность о различных спецификах профессий. По определению возрастом, в котором юный человек выбирает профессию, которой планирует заниматься в дальнейшем, считается подростковый возраст, но я считаю несколько иначе. Да, основной выбор ребенок делает в старшем возрасте, но знакомить юные умы с миром профессий необходимо еще в детстве. Это даст ребенку базовые знания о специальности и позволит сформировать свое отношение к ней.

В современном мире, согласно ФГОС, профориентация детей-дошкольников является неотъемлемым фактором гармоничного, всестороннего развития личности. Так же благодаря этому выбор профессии становиться более осознанным, ведь у ребенка уже есть представление о специфике, была возможность, пусть и в игровой форме, познакомиться с профессиями поближе, а также подумать и понять, что интересно ему самому.

Готовить ребенка к выбору профессии нужно с малого возраста, поскольку отношение к труду взрослых у детей начинает складываться в процессе социализации, с 2,5–3 лет, но важно соблюдать ряд правил: нельзя навязывать ребенку определенную профессию; не убеждать его, кем он должен стать. Ведь для нас, как для педагогов, важно познакомить ребенка с огромным миром профессий, привить уважительное отношение к различным видам труда, дать возможность приобрести различные навыки и умения, что в дальнейшем поможет дошкольнику сделать самостоятельный, правильный выбор.

Будучи дошкольников, перед ребёнком открывается разнообразный мир социализации и познания, знакомясь с которым происходит процесс знакомства не только с новыми людьми, но и с новыми профессиями.

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ в своей работе я применяю различные формы и методы знакомства детей с миром профессии. Для наилучшего запоминания материала использую демонстрационного — иллюстративный материал, тематические сюжетно-ролевые игры, наблюдения, рассматривание и беседы и экскурсии по территории ДОУ, которые предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой. Независимо от выбранной формы знакомства детей с удивительным миром профессии, материал должен соответствовать определённым нормам: быть максимально содержательным и полным; доступным для восприятия в соответствии с возрастными особенностями.

Плюсы ранней профориентации заключаются в том, что это дает представление мальчикам и девочкам не только о теоретических знаниях, но также позволяет применить их на практике, приобщаясь к труду взрослых, познакомиться и пообщаться со специалистами различных профессиональных сфер.

Благодаря этому, полученные знания детей становятся более обширными, дошкольники расширяют словарный запас и получают новый жизненный опыт, на основе которого складывается их дальнейшее представление о мире.

Для достижения данной цели педагоги используют тематические беседы, которые учат простым взаимодействиям детей со взрослыми и друг с другом, расширяют кругозор, развивают мышление, повышают интерес к изучаемой теме. Доброжелательный настрой, поддержание интереса, заинтересованность всеми, даже странными вопросами детей поможет малышам втянуться в беседу и побороть нерешительность.

Детский сад — это первоначальное звено во всей системе образования, первая ступень становления основных навыков знаний, в том числе и о профессиях. Именно в дошкольных учреждениях уделяется большое значение знакомству со специальностями.

Сейчас к системе образования, включая дошкольное, предъявляют высокие требования, а главной задачей педагогов и воспитателей становится поиск и разработка актуальных и эффективных методов и технологий. Образовательные технологии включают в себя новые методы, средства и формы деятельности, направленные на раскрытие потенциала ребенка и формирование его как гармоничной личности.

Найти свое место в жизни — сложная задача, но помочь решить ее могут родители и педагоги. Разностороннее развитие малыша даст ему в дальнейшем выбрать профессию, которая будет приносить не только финансовый достаток, но и удовольствие.

Многих интересует вопрос о том, как сделать так, чтобы закрепление полученных знаний в ходе образовательной деятельности и познавательных бесед осталось в памяти надолго. А здесь на помощь придёт хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, обеспечивающая социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. В связи с эти пространство группы представляет собой разграниченные «центры», оснащенные развивающим материалом, с учетом возрастной группы детей и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение центров соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В ходе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, стимулирующие интерес детей на развитие игровых ситуаций. Вместе с игрой каждый ребенок сможет перенять необходимые знания, научится ориентироваться во взрослой жизни и не испугается альтернативы в принятии самого важного решения — кем я хочу стать?

В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для дошкольника опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Здесь для интеллектуального развития ребенка немаловажен образ педагога, который способен стимулировать дошкольников к познанию разнообразия мира профессий.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности — детская профориентация — есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.

Литература:

  1. Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. — № 9.
  2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: Инфра-М, 2016. — 146 с.
  3. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97–101.
  4. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно- методическое пособие — СПб: Детство-Пресс, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, выбор профессии, профессия, детский сад, жизненный опыт, неотъемлемая часть, первоначальное звено, различный вид труда, ранняя профориентация.


Похожие статьи

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Роль учителя в формировании личности детей младшего школьного возраста

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Похожие статьи

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Роль учителя в формировании личности детей младшего школьного возраста

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Задать вопрос