Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Брыткова, Т. М. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры / Т. М. Брыткова, С. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108002/ (дата обращения: 17.12.2024).



Выбор профессии — это не только выбор той или иной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе.

Л. С. Выготский

На свете есть тысячи профессий, и все они очень нужные, интересные. Каждый человек должен выбрать ту профессию, которая ему по душе.

Мы стараемся организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день открывая им новое, развивал их ум, формировал основы личности, представления о профессиональной деятельности взрослых.

Ранее начало подготовки воспитанников к выбору будущей профессии заключается не в навязывание ребёнку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Важное значение в жизни ребёнка имеет игра. В дошкольном возрасте она преобладает над всеми остальными делами ребёнка. Это знают педагоги, психологи и современные родители. Большинство игр посвящено труду людей разных профессий. Дети лечат «больных пациентов», играют в «семью», «больницу». Через игру закрепляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Сюжетно-ролевая игра профессионально-ориентированной направленности является основным видом игры, где непосредственно осуществляется расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

В игре ребёнок осознанно радуется тому, что он стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия.

Ранняя профориентация дошкольников в настоящее время является мало изученным направлением работы образовательных учреждений. Поэтому мы должны помочь маленькому человечку принять мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями, чтобы он осознанно сделал выбор во взрослой жизни.

Первые дни работы новой группой детей всегда самые трудные и для нас — педагогов, и для детей, и их родителей. Сюжетно-ролевая игра профориентационной направленности в раннем возрасте только начинает зарождаться. Некоторые дети проявляют интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Первый раз родители привели Кирилла в детский сад. Сдерживая слёзы, он шага в группу в костюме пожарного. Восхищению не было предела! Дети рассматривали одежду Кирилла. Всем хотелось примерить костюм, но особенно шлем. Оказывается, папа Кирилла по профессии пожарный имеет звание подполковника, много наград. Кирилл гордится своим папой: «Я вырасту и буду всех спасать от пожара, как мой папа».

У Василины мама работает учителем. Она так же пришла в детский сад учителем. Её кудрявые волосы были собраны в «гульку». Белая блузка и тёмная юбочка предавали ей особую важность. Но главное — это портфель, как у мамы (мамин).

Димины родители доктора. Приходя в детский сад, он сразу идёт в уголок к «доктору Пилюлькину», надевает белый халат и «лечит» детей и кукол.

С возрастом сюжетно-ролевые игры профориентационного характера усложняются. У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются игры, в которых показана работа различных учреждений: магазина, аптеки, банка, в которых отражены отдельные профессии: доктора, провизора…

Мы поняли, что для реализации профориентационной деятельности необходимо сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого мы приглашаем «гостей группы», которые рассказывают о своих профессиях.

В гостях у ребят побывала доктор Юля. Она рассказала, что профессия врач — очень важная и необходимая. Врачи бывают разные. Педиатр лечит детей, терапевт лечит взрослых людей, хирург делает операции, окулист проверяет зрение. Врачи должны быть смелыми, решительными и сильными. Доктор Юля показала инструменты, необходимые для работы врача-педиатра.

О своей профессии рассказал Алексей Андреевич. Он врач-анестезиолог. Работает в кардиологическом центре. «Сердце — это самый главный «мотор» в организме человека». Алексей Андреевич оценивает состояние больного перед операцией, следит за состоянием пациента во время её проведения (поддерживает анестезию), чтобы операция прошла успешно, безболезненно и безопасно.

Алексей Андреевич посоветовал детям тренировать свой организм. Чтобы сердце было здоровым, необходимо делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, а ещё очень полезен дневной сон.

Многие дети в летний оздоровительный период отдыхали на море и ездили на поезде. Мы спросили: «знают ли они кто работает на железной дороге?» Оказалось, что нет. Так началось знакомство детей с профессиями работников железнодорожного транспорта. Сначала узнавали о профессии рассматривая иллюстрации в книгах, энциклопедиях, видеороликах: М. Улыбашева «Моя железная дорога», «Путешествие по железной дороге», «Всё о правильном поведении на железнодорожном транспорте» (видеоролик), развивающая игра «Железная дорога» и прочее. Однако работа по профориентации на железнодорожные профессии требуют планомерности и систематизации.

Поэтому мы пригласили специалиста по охране труда на железной дороге Викторию Владимировну. Мы вместе совершили путешествие в мир профессий железнодорожного транспорта. Узнали о профессии машиниста, диспетчера, начальника поезда, обходчиков путей, проводников, кассира, уборщика…

Виктория Владимировна познакомила детей с профессиями железнодорожников, вместе посмотрели фильм о правилах безопасного поведения на железной дороге, рассмотрели макет железной дороги. В подарок получили книжки — малышки по безопасности на железнодорожном транспорте, эмблемы красного и зелёного цвета (по цветам семафора).

Полученные знания и впечатления о профессиях железнодорожников дети отражают в сюжетно-ролевой игре «поехали на поезде». Артём К. назначен начальником поезда, Рома — машинистом, проводницей — Вера, Дарина и Тимур «работают» в вагоне-ресторане. Арина — учитель танцев она везёт детей на танцевальный конкурс… В игре воспитывается чувство уважения к людям, которые трудятся на железной дороге.

Информацию о профессиях дети получают на экскурсии по детскому саду. Они наглядно видят работу персонала детского сада: заведующего, воспитателей, поваров, помощников воспитателя, охрану и пр.

В нашем детском саду прошёл фестиваль детской игры «мастерские будущего», в целях создания условий для расширения знаний дошкольников о профессиях настоящего и будущего. Участниками стали все возрастные группы детского сада. Мы представляли игровую площадку «Здравград».

В ходе фестиваля сюжетно-ролевых игр дети попробовали себя в роли врачей разных специальностей: педиатра, терапевта, травматолога, окулиста, дерматолога, аллерголога, врача скорой помощи…

Такие игры помогают детям расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас, помогут облегчить самостоятельный выбор профессии в дальнейшем.

Для организации сюжетно-ролевых игр в нашей группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая наполнена необходимыми атрибутами. Оформили уголки: «Доктор Пилюлькин», супермаркет «Карусель», «Добрая аптека», салон красоты «Фантазия», книжный мир «Почемучка», «Пожарный», «Вокзал и станции», «Дорожный патруль», «Стройка».

Пополнили уголки игрушками и атрибутами:

– витрины, прилавки магазина, сумки, кошельки, банковские карты, касса, компьютер, продукты питания;

– инструменты для парикмахера, строителя, автомеханика, медицинские карты, пожарные машины, скорая помощь, строительные машины;

– лэпбуки «Когда я вырасту, то стану…» (для девочек и мальчиков), которые помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию;

– дидактические игры, направленные на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста «Кем я хочу стать?», «Как буду работать?», «Узнай профессию», «Что нужно пожарному?»;

– книжки-малышки, книжки-раскладушки по профессиям родителей;

– «расскажи-ка» — дети составляют описательный рассказы о людях разных профессий по карточкам;

– костюмы доктора, медицинской сестры, парикмахера, продавца, спасателя, полицейского, пожарного, строителя;

– карты-схемы по профессиям;

– фотовыставки, рисунки;

– куклы по профессиям;

– альбомы по правилам безопасности на железной дороге;

– конструкторы и прочее.

Все это делается для того, чтобы дети смогли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы хотим, чтобы они понимали, что работа и труд занимают важное место в жизни людей, что труд — это основа жизни! Чтобы уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда. Чтобы были готовы трудиться сами, потому что им это нравится им интересно.

Мы уверены — так и будет!

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, железная дорога, профессия, ребенок, железнодорожный транспорт, игра, сюжетно-ролевая игра, виктория, дошкольный возраст, скорая помощь.


Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство»

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста во время сюжетно-ролевых игр

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство»

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Задать вопрос