Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Знакомство дошкольников с миром профессий

Педагогика
01.12.2025
9
Поделиться
Аннотация
Большой и тяжелый труд воспитателя, отдающего все силы делу воспитания детей, не остается незамеченным, всегда оценивается по заслугам. Лучшей наградой для педагога является глубокая признательность самих воспитанников за все, что он им дал. В статье говорится о том, насколько важно в настоящее время формировать у дошкольников представления о труде взрослых, так как данная проблема является значимой, актуальной.
Библиографическое описание
Васильева, С. Ю. Знакомство дошкольников с миром профессий / С. Ю. Васильева, С. Н. Забородская, С. В. Божкова, В. В. Яшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 458-461. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130759.


Как известно, формирование личности человека начинается в период дошкольного детства. Именно в этот период дети испытывают потребность в самостоятельной деятельности. Вот почему важно заложить у дошкольников позитивное отношение к труду, к себе и окружающим его людям. Педагоги уже в раннем детстве развивают у детей представления о различных видах профессий, а также о том, какую роль труд имеет в жизни людей.

От выбора профессии, зачастую, многое зависит в жизни каждого человека. Вот почему важно обращать внимание детей на то, чем занимаются взрослые. Ознакомление с трудом взрослых происходит в различных видах деятельности: на занятиях и в повседневной жизни. В своей работе воспитатель использует разные методы и приемы, такие как экскурсии, прогулки, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы. Все это позволяет педагогу формировать у воспитанников понятие «Профессия».

Почему необходимо знакомить детей с трудом взрослых? Потому что, дошкольники не только приобретают системные знания, но и сами социально приобщаются к миру взрослых, приобретая опыт общения. Именно в процессе социализации личности и вырабатывается отношение детей к профессии. Развитие детского мышления происходит в непринужденной беседе со взрослыми. Поэтому, расширяя словарный запас, ребенок уточняет знания о профессиях.

В процессе ознакомления с профессиями и трудом людей важнейшую роль играет семья. Очень важно проявление информационного воздействия на ребенка со стороны родителей. Необходимо, чтобы взрослые знакомили своих детей со своими профессиями, но, к сожалению, редко кто из родителей так делает в настоящее время.

В мире профессий сейчас произошли большие изменения. Если раньше в детском саду воспитатель знакомил детей с трудом врача, водителя, учителя, повара или продавца, то в настоящее время появляются более современные профессии, такие как менеджер, программист, дизайнер и многие другие.

Маленькие дошкольники проявляют интерес к деятельности взрослых. Поэтому, наблюдая дома, как мама моет посуду или пол, а также за трудом помощника воспитателя или дворника в детском саду, дети учатся понимать, что о них проявляют заботу. Таким образом, у малышей начинают появляться представления о хозяйственно-бытовом труде, впечатления от которых отражаются в детской игре.

В среднем возрасте у детей знания пополняются и систематизируются. У воспитанников происходит формирование представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых. Дети, наблюдая за тем, как помощник воспитателя сервирует стол, моет посуду или подметает пол, а также за работой мамы по дому, учатся понимать о том, какие предметы, материалы или инструменты необходимы для выполнения тех или иных трудовых действий, чтобы достигнуть нужного результата. Дошкольники, знакомясь с предметами бытовой техники не только в детском саду, но и дома, такими как пылесос, стиральная машина, мясорубка и многими другими, понимают, что все эти предметы созданы для облегчения труда человека.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся не только с разнообразием профессий, но и какую роль играет труд в жизни взрослых людей. Дошкольники приобретают знания о том, что есть труд производительный (строительство, шитье одежды, изготовление продуктов питания и т. д.) и обслуживающий (медицина, торговля и т. д.). Воспитанникам дается представление о современных профессиях, о роли усовершенствованной техники в трудовой деятельности и связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (строительство: маляр, каменщик, сварщик). В семье дети получают представление о том, где и кем работают родители и в чем заключается ценность их труда для общества.

В детском саду ранняя профессиональная ориентация ребенка осуществляется в условиях дошкольного учреждения в соответствии с возрастными особенностями. Целью ранней профориентации является формирование у ребенка эмоционального отношения к миру профессий, путем предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. А значит, детей нужно знакомить с профессиями, прививать им интерес и любовь к труду, а также формировать элементарные трудовые умения. А поскольку ребенок познает действительность в игре, значит больше внимания нужно уделять сюжетно-ролевым играм, в которых ребенок вполне возможно выберет себе будущую профессию.

То, что ребенок знает, как называются профессии, этого недостаточно, ведь в них обязательно хочется поиграть каждому малышу. Именно в игре детей отражается содержание деятельности доктора, продавца магазина, водителя или парикмахера.

Как известно, играя, ребенок развивается, в доступной форме получая информацию об окружающем мире. Поэтому игры должны быть интересными и разнообразными. Педагоги стараются создавать такие условия, чтобы дошкольникам было максимально комфортно в играх. Игровые зоны регулярно пополняются дидактическими, настольно-печатными играми, книгами, разными пособиями и атрибутами. Взаимодействуя совместно друг с другом, дети учатся самостоятельно договариваться между собой, что позволяет им скреплять свои дружеские взаимоотношения.

Работа по организации профориентации дошкольников не остается незамеченной, приносит положительные результаты: дети знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Воспитанники в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

Чтобы у детей были знания о профессиях взрослых, в своей работе педагоги используют разные игровые технологии: занятия, беседы о труде взрослых, наблюдения, разные игры, читают художественную литературу, используют презентации и видеофильмы о разных профессиях. Особенно у старших дошкольников разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры — это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом ребенок свободен в выборе средств для создания своего образа. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.

Во время наблюдений с детьми на прогулке за трудом дворника, дети знакомятся не только с содержанием работы, но и учатся понимать значимость труда данной профессии. У дошкольников прививается тем самым уважительное отношение к труду, желание поддерживать порядок и самим принимать участие в работе. Во время экскурсий по детскому саду обращается внимание детей на большое количество сотрудников, занятых разной работой. Например, как на кухне работают повара, как они готовят еду для всех детей, а также чем занимается оператор стиральных машин. Дети с интересом слушали, наблюдали. В медицинском кабинете медсестра рассказала о своей профессии. Так постепенно дети познакомились с работниками разных профессий, занятых в детском саду. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Взрослый по мере возможности вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

При ознакомлении детей с трудом взрослых как правило, используются наглядные и практические методы в сочетании со словесными. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Ознакомление с профессиями детей дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества –труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи бережного отношения.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

Вот почему необходимо в детском саду продолжать работу по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.

Литература:

  1. Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С.93–96.
  2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозайка–Синтез, 2005–88 с.
  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
  4. Кабайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н. П. Кабайчук // Проблемы и перспективы развития образования. — 2015. — с. 97–101.
  5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
  6. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
  7. Мотренко Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Мотренко // Молодой ученый. — 2020. — № 41
  8. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004–96 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 458-461):
Часть 7 (стр. 435-499)
Расположение в файле:
стр. 435стр. 458-461стр. 499

Молодой учёный