Как известно, формирование личности человека начинается в период дошкольного детства. Именно в этот период дети испытывают потребность в самостоятельной деятельности. Вот почему важно заложить у дошкольников позитивное отношение к труду, к себе и окружающим его людям. Педагоги уже в раннем детстве развивают у детей представления о различных видах профессий, а также о том, какую роль труд имеет в жизни людей.
От выбора профессии, зачастую, многое зависит в жизни каждого человека. Вот почему важно обращать внимание детей на то, чем занимаются взрослые. Ознакомление с трудом взрослых происходит в различных видах деятельности: на занятиях и в повседневной жизни. В своей работе воспитатель использует разные методы и приемы, такие как экскурсии, прогулки, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы. Все это позволяет педагогу формировать у воспитанников понятие «Профессия».
Почему необходимо знакомить детей с трудом взрослых? Потому что, дошкольники не только приобретают системные знания, но и сами социально приобщаются к миру взрослых, приобретая опыт общения. Именно в процессе социализации личности и вырабатывается отношение детей к профессии. Развитие детского мышления происходит в непринужденной беседе со взрослыми. Поэтому, расширяя словарный запас, ребенок уточняет знания о профессиях.
В процессе ознакомления с профессиями и трудом людей важнейшую роль играет семья. Очень важно проявление информационного воздействия на ребенка со стороны родителей. Необходимо, чтобы взрослые знакомили своих детей со своими профессиями, но, к сожалению, редко кто из родителей так делает в настоящее время.
В мире профессий сейчас произошли большие изменения. Если раньше в детском саду воспитатель знакомил детей с трудом врача, водителя, учителя, повара или продавца, то в настоящее время появляются более современные профессии, такие как менеджер, программист, дизайнер и многие другие.
Маленькие дошкольники проявляют интерес к деятельности взрослых. Поэтому, наблюдая дома, как мама моет посуду или пол, а также за трудом помощника воспитателя или дворника в детском саду, дети учатся понимать, что о них проявляют заботу. Таким образом, у малышей начинают появляться представления о хозяйственно-бытовом труде, впечатления от которых отражаются в детской игре.
В среднем возрасте у детей знания пополняются и систематизируются. У воспитанников происходит формирование представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых. Дети, наблюдая за тем, как помощник воспитателя сервирует стол, моет посуду или подметает пол, а также за работой мамы по дому, учатся понимать о том, какие предметы, материалы или инструменты необходимы для выполнения тех или иных трудовых действий, чтобы достигнуть нужного результата. Дошкольники, знакомясь с предметами бытовой техники не только в детском саду, но и дома, такими как пылесос, стиральная машина, мясорубка и многими другими, понимают, что все эти предметы созданы для облегчения труда человека.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся не только с разнообразием профессий, но и какую роль играет труд в жизни взрослых людей. Дошкольники приобретают знания о том, что есть труд производительный (строительство, шитье одежды, изготовление продуктов питания и т. д.) и обслуживающий (медицина, торговля и т. д.). Воспитанникам дается представление о современных профессиях, о роли усовершенствованной техники в трудовой деятельности и связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (строительство: маляр, каменщик, сварщик). В семье дети получают представление о том, где и кем работают родители и в чем заключается ценность их труда для общества.
В детском саду ранняя профессиональная ориентация ребенка осуществляется в условиях дошкольного учреждения в соответствии с возрастными особенностями. Целью ранней профориентации является формирование у ребенка эмоционального отношения к миру профессий, путем предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. А значит, детей нужно знакомить с профессиями, прививать им интерес и любовь к труду, а также формировать элементарные трудовые умения. А поскольку ребенок познает действительность в игре, значит больше внимания нужно уделять сюжетно-ролевым играм, в которых ребенок вполне возможно выберет себе будущую профессию.
То, что ребенок знает, как называются профессии, этого недостаточно, ведь в них обязательно хочется поиграть каждому малышу. Именно в игре детей отражается содержание деятельности доктора, продавца магазина, водителя или парикмахера.
Как известно, играя, ребенок развивается, в доступной форме получая информацию об окружающем мире. Поэтому игры должны быть интересными и разнообразными. Педагоги стараются создавать такие условия, чтобы дошкольникам было максимально комфортно в играх. Игровые зоны регулярно пополняются дидактическими, настольно-печатными играми, книгами, разными пособиями и атрибутами. Взаимодействуя совместно друг с другом, дети учатся самостоятельно договариваться между собой, что позволяет им скреплять свои дружеские взаимоотношения.
Работа по организации профориентации дошкольников не остается незамеченной, приносит положительные результаты: дети знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Воспитанники в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.
Чтобы у детей были знания о профессиях взрослых, в своей работе педагоги используют разные игровые технологии: занятия, беседы о труде взрослых, наблюдения, разные игры, читают художественную литературу, используют презентации и видеофильмы о разных профессиях. Особенно у старших дошкольников разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры — это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом ребенок свободен в выборе средств для создания своего образа. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.
Во время наблюдений с детьми на прогулке за трудом дворника, дети знакомятся не только с содержанием работы, но и учатся понимать значимость труда данной профессии. У дошкольников прививается тем самым уважительное отношение к труду, желание поддерживать порядок и самим принимать участие в работе. Во время экскурсий по детскому саду обращается внимание детей на большое количество сотрудников, занятых разной работой. Например, как на кухне работают повара, как они готовят еду для всех детей, а также чем занимается оператор стиральных машин. Дети с интересом слушали, наблюдали. В медицинском кабинете медсестра рассказала о своей профессии. Так постепенно дети познакомились с работниками разных профессий, занятых в детском саду. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Взрослый по мере возможности вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.
При ознакомлении детей с трудом взрослых как правило, используются наглядные и практические методы в сочетании со словесными. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Ознакомление с профессиями детей дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества –труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи бережного отношения.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Вот почему необходимо в детском саду продолжать работу по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.
Литература:
- Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С.93–96.
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозайка–Синтез, 2005–88 с.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
- Кабайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н. П. Кабайчук // Проблемы и перспективы развития образования. — 2015. — с. 97–101.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
- Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
- Мотренко Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста / Ю. П. Мотренко // Молодой ученый. — 2020. — № 41
- Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004–96 с.

