Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира. Статья посвящена актуальной теме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых.
Ключевые слова: дети, дошкольники, труд, представления, родители.
Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира.
Важным направлением познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых и самостоятельная трудовая деятельность. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Важно развивать у дошкольников их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых.
В ряде работ определены содержание, мотивы трудовой деятельности детей, педагогические условия, методы ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых (Р. С. Буре, И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, В. И. Глотова, С. А. Козлова, С. М. Котлярова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, Л. Е. Образцова, Э. М. Разбаева, Л. А. Таллер, и др.), что свидетельствует о наличии широкого круга исследований по проблеме подготовки детей к труду, организации трудового воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.
В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск оптимальных средств, форм, методов, приемов организации образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых [1, с. 12].
Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к труду, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Т. А. Виноградова, Л. А. Каменева, Т. А. Маркова др.). Психолого-педагогические исследования по трудовому воспитанию дошкольников посвящены формированию у детей дошкольного возраста системных знаний о труде. (В. И. Логинова, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, М. В. Крулехт и др.)
Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка [2, с. 55]. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в детском возрасте.
Ознакомление с трудом взрослых осуществляют посредством наблюдений, бесед, в ходе сюжетно-ролевых и дидактических игр, с помощью чтения произведениях художественной литературы, показа презентаций, видеороликов о труде людей на заводах, в сельском хозяйстве. Знания о труде людей, беседы о значении трудовой деятельности обусловливают развитие и обогащение словаря дошкольников [3, с. 32].
Экспериментальное исследование эффективности формирования у детей представлений о труде взрослых осуществлялось в старшей группе МБДОУ детский сад.
На первом этапе (констатирующем) проводилась диагностика развития представлений о труде взрослых. В ходе констатирующей диагностики было выяснено, что только 10 % детей имеют высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых, 60 % детей — средний уровень и 30 % детей — низкий уровень. Полученные данные обусловили необходимость проведение формирующего эксперимента и дальнейшее развитие представление детей о труде взрослых.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась работа по развитию у старших дошкольников представлений о труде взрослых посредством ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
В старшей группе был разработан и реализован проект по ознакомлению с трудом взрослых «Калейдоскоп профессий».
Мы старались познакомить детей и с рабочими специальностями. Так нами была организована сюжетно-ролевая игра «Керамический завод».
Цель: в ходе сюжетно-ролевой игры познакомить детей с моделью работы (устройство на завод, труд, заработная плата, распоряжение деньгами), систематизация и обогащение знаний детей о производстве керамических изделий, развитие представлений о заработной плате.
Задачи:
— дать возможность детям при помощи взрослого узнать о производстве керамических изделий;
— научить детей планировать и разворачивать сюжет игры по теме «Керамический завод»;
— научить детей лепить из глины тарелочку;
— развитие представлений о заработной плате;
— формирование культуры потребления, уважительного отношения к труду взрослых;
— закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между трудом и заработной платой.
Сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.
В ходе игр дети проявили активность в диалоге со взрослыми, интерес к профессиям. Они учились называть предметы, необходимые для труда, трудовые действия (строит, служит, кроет, шьет, организует).
Эти и другие игры благотворно влияли на детей. В ходе игры мы воспитывали уважение к профессиональной деятельности взрослых, прививали любовь и заботливое отношение к людям труда, вызывали желание помогать, оказывать помощь близким.
В игре дети отражали труд взрослых. Было замечено, что игра своей эмоциональностью, образностью, живостью заражает детей энтузиазмом, знакомит с профессиями взрослых, пробуждает интерес, уважение к труду.
Нами осуществлялась работа с родителями. Был разработан сценарий мероприятия по ознакомлению с трудом взрослых для родителей «Деловая игра для родителей на тему: «Мир современных профессий или как рассказать ребенку о свое работе».
В ходе бесед с родителями было выяснено, что многие испытывают потребность в повышении своего уровня знаний в области ознакомления детей с миром профессий. Данное мероприятие позволило формировать у родителей компетентность в области ознакомления детей с миром профессий.
Была выбрана форма проведения — деловая игра. Такая форма позволила участникам свободно высказываться, обмениваться мнениями. В ходе дискуссии родители получили возможность убедиться в актуальности проводимой работы по ознакомлению с трудом взрослых дошкольников. Используемые игры позволили участникам сплотиться и раскрепоститься, почувствовать себя полноправными участниками воспитательного процесса в детском саду. В ходе мероприятия мы показали родителям способы ознакомления детей с миром профессий; раскрыли важность ранней профориентации; рассказали о развитии представлений о профессиях у детей в домашних условиях.
Применение сюжетно-ролевых и дидактических игр, проведение бесед, наблюдений за трудом взрослых максимально полно знакомит детей с трудом взрослых и приобщает детей к трудовой деятельности.
Контрольная диагностика представлений о труде взрослых у дошкольников позволила выявить, что уже 40 % детей (было 10 %) имеют высокий уровень сформированности представлений о профессиях, 60 % детей — средний уровень, низкий уровень не выявлен. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых.
Литература:
- Черкасов И. А. Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых // Вестник науки и образования. 2020. [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-predstavleniy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-o-trude-vzroslyh
- Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 55–57. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/
- Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие. — Москва: Мозаика-Синтез, 2019.- 80с.