«Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Долгих Марина Владимировна, Синельникова Лариса Ивановна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 28.05.2021
Статья просмотрена: 212 раз
Библиографическое описание:
Долгих, М. В. «Зеркальная» профессиограмма как средство формирования представлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста / М. В. Долгих, Л. И. Синельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6344/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность работы педагогов дошкольного образования по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых обусловлена ФГОС дошкольного образования. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду. Задача педагогов — найти педагогические форматы освоения дошкольниками знаний и эмоционального принятия особенностей труда взрослых, показав общественную значимость труда, сущность трудовых действий, результаты труда и условия наиболее действенного влияния труда взрослых на жизнь других людей в новых, интересных для детей формах.
Дошкольная образовательная организация — первая ступень в формировании базовых знаний и представлений о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием существующих и «живущих» возле них профессий по ряду причин:
– дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий;
– родители воспитанников работают на разных предприятиях города (села), а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей. Возрастное желание подражать во всем любимым родителям отражается в стойком желании стать такими, как папы и мамы, в том числе быть похожими в выборе профессии, понять, чем их родители занимаются на работе.
Для решения поставленных задач (расширять знания детей о профессиях и взаимосвязи различных видов труда; знакомить детей с современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда; формировать умение переносить приобретенное знание детей о труде взрослых в игровую деятельность; воспитывать интерес и уважение к человеку труда; формировать желание трудиться на благо других) педагогический коллектив нашего детского сада разработал следующую логику взаимодействия с воспитанниками старшего дошкольного возраста:
- Составление плана по ознакомлению дошкольников с миром профессий в соответствии с темами недели. Выбор профессий для разработки методического комплекта.
- Теоретическая разработка методического комплекта по выбранным профессиям. Методический комплект состоит из педагогического проекта; педагогической профессиограммы; детской профессиограммы; сценария экскурсии; газеты для родителей; «банка» игр для детей.
Одним из нововведений образовательной работы с детьми по вопросам формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях является «Зеркальная»профессиограмма .
«Зеркальная» профессиограмма состоит из двух частей. Когнитивная подборка для воспитателей (педагогическая профессиограмма) и наглядно-образный материал или видеоматериал для воспитанников (детская профессиограмма). Оба методических продукта отражают содержание по одной профессии и разрабатываются воспитателями одновременно. Педагогическая профессиограмма выглядит как таблица, которая включает в себя описание особенностей определенной профессии.
- Практическая реализация методического комплекта: проведение проектной деятельности, экскурсии, игровой деятельности с детьми и взаимодействие с семьями воспитанников по выбранной теме.
Остановимся подробнее на знакомстве читателей с педагогической профессиограммой. Педагогическая профессиограмма состоит из следующих компонентов: функционал профессионала, характер работы (режим рабочего времени профессионала), орудия труда профессионала (специальные средства), личные качества профессионала, активный словарь профессионала (терминологический словарь), социальная значимость профессии, смежные профессии, отношение ребенка к профессии.
Рассмотрим пример педагогической профессиограммы для изучения профессии «Модельер».
Таблица 1
Педагогическая профессиограмма для изучения профессии «Модельер» детьми старшего дошкольного возраста
№ п/п |
Компонент профессиограммы |
Показатели компонента профессиограммы |
1 |
Функционал профессионала |
– делает зарисовки и создает образы; – знает все о текстуре тканей и принципах их сочетания (подбор тканей); – занимается подбором элементов декора для придания наряду индивидуальности; – разрабатывает выкройки (лекало) одежды; – проводит примерки и обеспечивает хорошую «посадку» по фигуре клиента; – иногда перешивает или заново украшает одежду. |
2 |
Характер работы (режим рабочего времени профессионала) |
– ненормированный рабочий день. |
3 |
Орудия труда профессионала (специальные средства) |
– карандаш; – мел; – линейки; – гибкая измерительная лента; – выкройка (лекало) для шитья одежды; – плотная бумага; – швейная машинка; – нитки, ножницы. |
4 |
Личные качества профессионала |
– способность к рисованию; – способность к конструированию, – внимательность; – усидчивость; – развитое чувство цвета; – обладание чувством прекрасного. |
5 |
Активный словарь профессионала (терминологический словарь) |
– эскиз, лекало, текстиль, манекен, гибкая измерительная лента, декор одежды. |
6 |
Социальная значимость профессии |
– модельеры — это профессионалы, которые создают красивую одежду. Они приносят в жизнь разнообразие, красоту нарядов и ярких образов, хорошее настроение. |
7 |
Смежные профессии |
– технолог швейного производства; – швея; – скорняк; – обувщик; – закройщик. |
8 |
Отношение ребенка к профессии |
– Рефлексия. Примерные вопросы педагога: – Тебе нравится профессия модельера? – Как думаешь, модельеры — какие люди? – Хотел (а) бы ты стать модельером? – Работа модельера тебе кажется интересной? – Как жили бы люди без модельеров? |
Содержание педагогической профессиограммы сопровождается профессиограммой для детей: наглядным материалом, картинками, презентациями, видеороликами для детей. Данный формат педагогического сопровождения обеспечивает подробное знакомство дошкольников с содержанием профессиональной деятельности, личностными и профессиональными качествами специалиста, способствует процессу осознания собственного отношения к той или иной профессии и глубокому изучению специфики деятельности профессионалов.
В 2017–2020 учебном году педагогический коллектив нашего детского сада реализовал подробное знакомство детей старшей и подготовительной к обучению в школе группах с профессиями: «Полицейский», «Строитель», «Врач», «Агроном», «Учитель», «Экономист», «Модельер», «Водитель», «Актер». Такая профессиональная деятельность позволяет делать выводы об актуальности подобранных методических и педагогических средств. Подтверждением тому являются результаты педагогический диагностики.
Для изучения уровней сформированности представлений дошкольников о профессиях использовался следующий инструментарий:
Диагноста проводилась в начале и конце учебного года.
Таблица 2
Показатели представлений дошкольников о профессиях и педагогический инструментарий
Показатели |
Инструментарий |
Знание профессий |
Дидактическая игра «Угадай профессию» (В. П. Кондрашов) |
Осведомленность о труде взрослых |
Опросник Л. В. Куцакова «Профессиональная деятельность взрослых» |
Ранние профориентационные склонности |
Опросник Е. А. Климова «Профориентационный опросник» |
Игровая деятельность (игры профессионально-ориентированного характера) |
Педагогическая диагностика В. П. Кондрашова «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера) |
Выявление уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях на основе дидактической игры «Угадай профессию» (В. П. Кондрашов) показало следующее: 82 % детей безошибочно определяют по картинкам профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности; безошибочно соотносят атрибуты (орудия) и результаты труда. Транслируют свое отношение к профессии и оценивают значимость профессии для жизни людей. Рассуждают о характере профессионалов и сложностях профессии.
18 % детей перечисляют названия профессий по картинкам, могут описать особенности труда профессионала, однако допускают ошибки и не выражают эмоционального отношения к профессии.
Результаты опроса детей по опроснику Л. В. Куцаковой следующие: высокий уровень знаний о трудовой деятельности взрослых у 87 % воспитанников; знания основных трудовых процессов на высоком уровне освоили 78 % детей; знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы профессионала на высоком уровне транслировали 64 % воспитанников; знания о взаимодействиях людей разных профессий освоили 56 % детей; бережное отношение к труду на высоком уровне транслируют 62 % детей.
Результаты опроса детей по профориентационному опроснику Е. А. Климова следующие: 41 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-техника»; 28 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-природа»; 21 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-человек»; 10 % — дети предпочитают профессии типа «Человек-художественный образ».
Диагностика игровой деятельности реализовывалась посредством наблюдения. Высокий уровень игровой деятельности в играх профессионально-ориентированного характера диагностирован у 76 % детей, средний — у 20 % детей, низкий — у 4 % детей.
Таким образом, обобщая результаты работы, можно сделать вывод о том, что методичная и целенаправленная работа педагогов детского сада по направлению «формирование представлений детей о профессиях», результативна: большинство детей знают и перечисляют наименования профессий, могут объяснить специфику труда, понимают значение профессий для человека, положительно относятся к труду взрослых. Это означает, что выбранные нашим коллективом педагогические средства оказались верными.