Ознакомление детей с профессиями прописано в ФГОС дошкольного образования. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» говорится о необходимости формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
От правильного выбора профессии выигрывает как общество (получает целенаправленного общественно полезного гражданина), так и личность, которая обрела в жизни любимое дело, доставляющее ей радость, и имеет широкие возможности для самореализации. В связи с этим особенно актуальным становится приобретение детьми адекватных представлений и знаний о современной профессиональной деятельности, формирование у них психологической готовности к выбору будущей профессии и трудовой деятельности. Первые попытки сделать профессиональный выбор относятся к старшему дошкольному возрасту. Конечно, в большинстве случаев дети впоследствии меняют свой детский выбор. В этом возрасте важно то, что ребенок получает первое, обширное представление о профессиях.
Узнать о мире профессий только через слово ребенку очень сложно, так как его личный опыт очень мал. Для формирования у него представлений о профессиях необходима особая образовательная среда, направленная на освоение трудовых умений. Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то перед дошкольной образовательной организацией стоит задача — создание оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребностей дошкольников в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых в процессе организации данного вида деятельности. Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания и предполагает в основном информирование и организацию игровой деятельности.
В дошкольной организации ознакомление детей с различными профессиями осуществляется по определенному алгоритму:
— представление профессии: знакомство детей с названием профессии, ее происхождением, раскрытие основного содержания деятельности (представления о трудовых действиях и результатах труда);
— выявление качеств и навыков, требуемых человеку данной профессии;
— значимость профессии для окружающих (создание проблемных ситуаций «Что было бы, если бы не было данной профессии?», «Как измениться наша жизнь без данной профессии?»).
Все этапы ознакомления детей с миром профессий происходит в игровой форме (для этого педагоги используют наглядность, видеоматериалы, художественное слово, познавательный материал) и сопровождается выполнением занимательных упражнений и заданий, продуктивной и творческой деятельности.
Зависимость современных детей от медиа среды влияет на формирование их психофизических качеств и формирование личности. Поэтому наглядный материал может иметь мультимедийное сопровождение, что позволит детям лучше понять и воспринять его. Использование мультимедийных презентаций облегчит процесс зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Вызывает живой интерес и приносит огромную пользу при знакомстве детей с профессиями рассказы родителей о своих профессиях [1, с. 3].
Все это помогает не только сформировать у детей знания о профессиях и интерес к труду взрослых, но и позволяет перенести этот опыт в самостоятельную игровую деятельность [2, с. 3].
В формирование представлений о профессияхудетей неоценимый вклад вносят дидактические игры: «Кому, что нужно для работы?», «Кто что делает?», «Что перепутал художник?», «Собери картинку», «Назови профессию», «Оденем куклу на работу», «Угадайте, что я делаю?», «Какой предмет лишний?», «Для чего нужен этот инструмент?».
Полученные знания старшие дошкольники переносят в сюжетно-ролевые игры, которые в этом возрасте становятся более осознанными, яркими, запоминающимися.
Игровая деятельность также имеет определенный алгоритм:
— создание ситуации, мотивирующей детей на дальнейшую деятельность,
— определение целей дальнейшей деятельности,
— составление плана деятельности,
— подбор нужных средств,
— реализация плана,
— получение результатов,
— подведение итогов,
— самостоятельная деятельность детей.
Организовывать игровую деятельность с детьми по профориентации лучше всего в игровых модулях, посвященных группам профессий: «Образование», «Медицина», «Сфера обслуживания», «Экстренные службы», «Сельское хозяйство», «Металлургия», «Строительство». В этих модулях дети смогут приобрести свой первый опыт профессионально-трудовой деятельности сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно. При этом развивающая среда должна быть представлена разнообразными материалами: дидактическими играми, демонстрационными материалами (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы), алгоритмическими картами сюжетно-ролевых игр, тематическими игрушками и оборудованием, костюмами, лэпбуками, художественной литературой, материалами для практической и творческой деятельности дошкольников. Иными словами в каждом из центров должны быть созданы условия для полного понимания той или иной профессии и предоставлена возможность, погрузится в профессию.
Так, например, игровой модуль «Экстренные службы» играет большую роль в ознакомлении дошкольников с деятельностью экстренных служб, с правилами безопасного поведения в быту и на улице и представлен блоками: «Пожарная служба», «Полиция», «МЧС». В данном центре у детей воспитывается интерес к трудным и героическим профессиям.
Каждый из центров оборудован костюмами (полицейского, пожарного, спасателя) для организации сюжетно-ролевых игр, дидактическими играми, обучающими карточками, детской художественной литературой.
Большим интересом у воспитанников пользуются красочные лэпбуки «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность». Они разработанные с целью расширения и обобщения представлений детей о труде людей разных профессий (орудиях труда, трудовых действиях) в занимательной игровой форме и содержат: игры, раскраски, загадки, познавательный материал о месте работы, орудиях труда, истории профессий словарик профессий.
В процессе игровой деятельности, грамотно организованной педагогом, дети овладевают умениями:
— коллективно планировать совместную игру,
— договариваться друг с другом об общем игровом замысле,
— согласовывать свои действия с действиями других участников игры,
— оценивать результат общей деятельности,
— строить разнообразные сюжеты,
— замечать и реагировать на эмоциональное состояние партнера,
— вести ролевые диалоги выстраивать ролевые взаимоотношения.
Следует отметить, что сегодня ребенку неоткуда черпать игровой опыт. Современные родители чаще всего либо не умеют играть с детьми, либо просто не хотят, мотивируя это отсутствием времени и желания. Также, исчезли дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов, и где происходила естественная передача игровых традиций. Выход один — с детьми дошкольного возраста должен играть воспитатель, изменив свое отношение к руководству игровой деятельностью. Игра должна стать в образовательном процессе не дополнением при получении детьми знаний, а основным источником их получения.
Литература:
- Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие.— М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
- Баронова В. В. Профессии: Интегрированные занятия для детей 6–7 лет с нарушениями речи. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 64 с.
- Детям о профессиях 21 века / авт.-мост. О. В. Полетаева. — Волгоград: Учитель. — 79 с.
- Лаборатория профессий: конспекты образовательной деятельности: «Экстренные и дорожно-патрульная службы», «Сельское хозяйство», «Металлургия», «Машиностроение»: 6–7 лет: методическое пособие / Н. В. Шадрина, Н. В. Степанова, О. Л. Гильманова и др. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 112 с.