Подготовка преподавателей университета к организации воспитательной деятельности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 568 раз

Библиографическое описание:

Рогалева, Г. И. Подготовка преподавателей университета к организации воспитательной деятельности студентов / Г. И. Рогалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1083-1086. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9738/ (дата обращения: 16.01.2025).



Проблемы ранней профориентации является актуальной и неотъемлемой составляющей в воспитательно-образовательном процессе дошкольников, так как именно от неё зависит развитие и состояние общества, поскольку вхождение маленького человечка в социум невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с разнообразием профессий. Что же подразумевается под понятием «профориентация»?

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первый и очень важный этап подготовки ребёнка — дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в его знакомстве с различными видами труда, для осознанного выбора своей профессии в будущем. На сегодняшний день это малоизученная ветвь дошкольного образования, тем не менее, существует определённая система, которая позволяет выявить интересы и склонности детей, помочь им в дальнейшем сделать правильный выбор на основе полученных знаний.

Детский сад является первоначальной ступенькой единой и непрерывной системы образования в России, поэтому именно с дошкольного учреждения должно начинаться формирование основных, базовых знаний о многообразии и широком выборе видов профессиональной деятельности. Ранняя профориентация дошкольников является фундаментом для формирования его профессиональных предпочтений, воплощение желаемого в будущем.

Ни для кого не секрет, что дошкольное детство — это очень важная ветвь в развитии и становлении личности ребёнка, которая во многом определяет дальнейшее его развитие. Именно в этом возрасте ребенок получает основные, общие знания об окружающем его мире, складываются его личные предпочтения, формируются черты характера, приобретаются привычки и жизненный опыт. Важной частью самосознания дошкольников является понимание своих интересов и увлечений, которые в дальнейшем помогут с выбором профессии.

Профессия является неотъемлемой частью полноценной и счастливой жизни, но, очень часто выбор специальности вытекает не из личных интересов, а по настоянию и совету родителей или за компанию с друзьями, потому что многие даже не могут ответить на простой вопрос, кем они хотят стать. Чаще всего причиной тому является недостаточная осведомленность ребёнка о различных спецификах профессий.

Считается, что подростковый возраст — это то время, когда юный человек выбирает себе профессию, которой планирует заниматься в дальнейшем. Но мы считаем несколько иначе. Несомненно дети основной выбор делают в старшем возрасте, но знакомить юные умы с миром профессий необходимо еще в детстве. Это даст ребенку некое направление базовые знания о будущей специальности и позволит сформировать свое отношение к ней.

В современном мире профориентация детей-дошкольников является неотъемлемой частью гармоничного и всестороннего развития личности. Благодаря этому выбор профессии в дальнейшем становиться более осознанным, ведь у ребенка уже есть основные представления о специфике, была возможность, пусть и в игровой форме, достаточно близко познакомиться с профессиями, а также подумать и понять для себя, что интересно ему самому.

Готовить детей к дальнейшему выбору профессии нужно с раннего возраста, поскольку отношение к труду взрослых у них начинает складываться в процессе социализации. В возрасте 2,5–3 лет важно при этом соблюдать ряд правил: нельзя навязывать ребенку определенную профессию; убеждать его, кем он должен стать. Ведь для нас, для педагогов, важно познакомить ребенка с огромным разнообразием миром профессий, привить уважительное отношение к людям труда, дать возможность приобрести необходимые навыки и умения, что в дальнейшем поможет дошкольнику определиться с выбором.

В дошкольном возрасте, перед ребёнком открывается разнообразный мир социализации и познания, соприкасаясь с которым происходит процесс знакомства с новыми людьми разных профессий. Для профориентационной работы с воспитанниками в своей работе мы используем различные формы и методы знакомства детей с миром профессии. Для наилучшего усвоения материала используем демонстрационно-иллюстративный материал, тематические сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации, наблюдения, рассматривание сюжетных картин, беседы и экскурсии, которые помогают активно взаимодействовать педагогу с детьми, а также ребят между собой. При знакомстве детей с удивительным миром профессий, мы строго учитывает, что материал должен соответствовать определённым нормам: быть максимально содержательным и полным; доступным для восприятия в соответствии с возрастными особенностями.

Ранняя профориентация в ДОУ имеет свои плюсы, которые дают возможность это дает мальчикам и девочкам получить не только о теоретические знания, позволяет применить их на практике, приобщаясь к труду взрослых, познакомиться поближе пообщаться со специалистами различных профессиональных структур. Благодаря этому, полученный опыт детей становятся более обширными, дошкольники расширяют словарный запас и получают новый жизненный стимул, на основе которого складывается их дальнейшее представление об окружающем мире.

Для достижения данной цели мы используем тематические беседы, которые учат простому взаимодействию и общению детей со взрослыми и друг с другом, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, повышают интерес к изучаемой теме. Доброжелательный настрой, поддержание общего интереса, заинтересованность вопросами детей поможет малышам втянуться в беседу и побороть свою нерешительность и робость. Не зря детский сад является первоначальным звеном в становлении характера ребёнка.

В современном мире к системе образования, включая дошкольное, предъявляют высокие требования, а главной задачей педагогов и воспитателей становится поиск и разработка новых, актуальных и эффективных методов и технологий. В работе с детьми образовательные технологии включают в себя новейшие разработки, методы, средства и формы деятельности, направленные на раскрытие творческого потенциала ребенка, его индивидуальности и нестандартного мышления. Найти свое место в жизни — задача сложная, но помочь решить ее могут взрослые: родители и педагоги. Разноплановое развитие ребёнка даст ему путёвку в выборе профессию, которая будет приносить не только финансовый достаток, но и моральное удовольствие и удовлетворение.

Как помочь детям, чтобы полученные знания прочно закрепились и остались в памяти надолго. В этом нам поможет правильно оборудованная и насыщенная предметно-развивающая среда, обеспечивающая социально-культурное становление и развитие ребенка- дошкольника, удовлетворяющая потребности его актуального и ближайшего развития. Пространство группы включает в себя зоны по интересам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наполнение зон соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр имитируются производственные сюжеты, стимулирующие и направляющие интерес детей на дальнейшее развитие и придумывание игровых ситуаций. В процессе игры каждый ребенок сможет для себя перенять необходимые знания, научится ориентироваться во взрослой жизни, решать проблемы и не испугается альтернативы в принятии самого важного решения — кем быть в будущем. В ходе таких игр, полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для дошкольника социальный опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. С возрастом сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. А интеллектуальном развитии ребенка немаловажен образ педагога, который способен заинтересовать, стимулировать дошкольников к познанию разнообразия мира профессий.

В завершение можно с полной уверенностью утверждать, что ранняя детская профориентация — является неотъемлемой частью общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме, развивает и обогащает его детский опыт, учит детей общаться друг с другом, воспитывает уважительное отношение к труду.

Литература:

  1. Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 179–181.
  2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: Инфра-М, 2016. — 146 с.
  3. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97–101.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная деятельность, воспитательное пространство университета, заместитель деканов, воспитательная работа, высшая школа, спортивная работа, студент, воспитательное пространство, педагогическая позиция преподавателя, воспитательный процесс.


Ключевые слова

воспитательное пространство университета, педагогическая позиция преподавателя, образовательные программы подготовки преподавателей

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач

Статья посвящена рассмотрению различных публикаций и современных исследований в области условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач. Проанализированы точки зрения и взгляды различных современных исследовател...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Организация творческой деятельности бакалавров факультета начального образования в процессе воспитательной работы

В статье особое место уделяется проблеме организации творческой деятельности студентов в процессе воспитательной работы. Представлено описание опыта работы заместителя декана по воспитательной работе.

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза

Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает с...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Похожие статьи

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач

Статья посвящена рассмотрению различных публикаций и современных исследований в области условий формирования готовности студентов к творческому решению профессиональных задач. Проанализированы точки зрения и взгляды различных современных исследовател...

Характеристика основных компонентов процесса обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности

В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Организация творческой деятельности бакалавров факультета начального образования в процессе воспитательной работы

В статье особое место уделяется проблеме организации творческой деятельности студентов в процессе воспитательной работы. Представлено описание опыта работы заместителя декана по воспитательной работе.

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза

Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает с...

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Задать вопрос