Проблемы ранней профориентации является актуальной и неотъемлемой составляющей в воспитательно-образовательном процессе дошкольников, так как именно от неё зависит развитие и состояние общества, поскольку вхождение маленького человечка в социум невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с разнообразием профессий. Что же подразумевается под понятием «профориентация»?
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первый и очень важный этап подготовки ребёнка — дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в его знакомстве с различными видами труда, для осознанного выбора своей профессии в будущем. На сегодняшний день это малоизученная ветвь дошкольного образования, тем не менее, существует определённая система, которая позволяет выявить интересы и склонности детей, помочь им в дальнейшем сделать правильный выбор на основе полученных знаний.
Детский сад является первоначальной ступенькой единой и непрерывной системы образования в России, поэтому именно с дошкольного учреждения должно начинаться формирование основных, базовых знаний о многообразии и широком выборе видов профессиональной деятельности. Ранняя профориентация дошкольников является фундаментом для формирования его профессиональных предпочтений, воплощение желаемого в будущем.
Ни для кого не секрет, что дошкольное детство — это очень важная ветвь в развитии и становлении личности ребёнка, которая во многом определяет дальнейшее его развитие. Именно в этом возрасте ребенок получает основные, общие знания об окружающем его мире, складываются его личные предпочтения, формируются черты характера, приобретаются привычки и жизненный опыт. Важной частью самосознания дошкольников является понимание своих интересов и увлечений, которые в дальнейшем помогут с выбором профессии.
Профессия является неотъемлемой частью полноценной и счастливой жизни, но, очень часто выбор специальности вытекает не из личных интересов, а по настоянию и совету родителей или за компанию с друзьями, потому что многие даже не могут ответить на простой вопрос, кем они хотят стать. Чаще всего причиной тому является недостаточная осведомленность ребёнка о различных спецификах профессий.
Считается, что подростковый возраст — это то время, когда юный человек выбирает себе профессию, которой планирует заниматься в дальнейшем. Но мы считаем несколько иначе. Несомненно дети основной выбор делают в старшем возрасте, но знакомить юные умы с миром профессий необходимо еще в детстве. Это даст ребенку некое направление базовые знания о будущей специальности и позволит сформировать свое отношение к ней.
В современном мире профориентация детей-дошкольников является неотъемлемой частью гармоничного и всестороннего развития личности. Благодаря этому выбор профессии в дальнейшем становиться более осознанным, ведь у ребенка уже есть основные представления о специфике, была возможность, пусть и в игровой форме, достаточно близко познакомиться с профессиями, а также подумать и понять для себя, что интересно ему самому.
Готовить детей к дальнейшему выбору профессии нужно с раннего возраста, поскольку отношение к труду взрослых у них начинает складываться в процессе социализации. В возрасте 2,5–3 лет важно при этом соблюдать ряд правил: нельзя навязывать ребенку определенную профессию; убеждать его, кем он должен стать. Ведь для нас, для педагогов, важно познакомить ребенка с огромным разнообразием миром профессий, привить уважительное отношение к людям труда, дать возможность приобрести необходимые навыки и умения, что в дальнейшем поможет дошкольнику определиться с выбором.
В дошкольном возрасте, перед ребёнком открывается разнообразный мир социализации и познания, соприкасаясь с которым происходит процесс знакомства с новыми людьми разных профессий. Для профориентационной работы с воспитанниками в своей работе мы используем различные формы и методы знакомства детей с миром профессии. Для наилучшего усвоения материала используем демонстрационно-иллюстративный материал, тематические сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации, наблюдения, рассматривание сюжетных картин, беседы и экскурсии, которые помогают активно взаимодействовать педагогу с детьми, а также ребят между собой. При знакомстве детей с удивительным миром профессий, мы строго учитывает, что материал должен соответствовать определённым нормам: быть максимально содержательным и полным; доступным для восприятия в соответствии с возрастными особенностями.
Ранняя профориентация в ДОУ имеет свои плюсы, которые дают возможность это дает мальчикам и девочкам получить не только о теоретические знания, позволяет применить их на практике, приобщаясь к труду взрослых, познакомиться поближе пообщаться со специалистами различных профессиональных структур. Благодаря этому, полученный опыт детей становятся более обширными, дошкольники расширяют словарный запас и получают новый жизненный стимул, на основе которого складывается их дальнейшее представление об окружающем мире.
Для достижения данной цели мы используем тематические беседы, которые учат простому взаимодействию и общению детей со взрослыми и друг с другом, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, повышают интерес к изучаемой теме. Доброжелательный настрой, поддержание общего интереса, заинтересованность вопросами детей поможет малышам втянуться в беседу и побороть свою нерешительность и робость. Не зря детский сад является первоначальным звеном в становлении характера ребёнка.
В современном мире к системе образования, включая дошкольное, предъявляют высокие требования, а главной задачей педагогов и воспитателей становится поиск и разработка новых, актуальных и эффективных методов и технологий. В работе с детьми образовательные технологии включают в себя новейшие разработки, методы, средства и формы деятельности, направленные на раскрытие творческого потенциала ребенка, его индивидуальности и нестандартного мышления. Найти свое место в жизни — задача сложная, но помочь решить ее могут взрослые: родители и педагоги. Разноплановое развитие ребёнка даст ему путёвку в выборе профессию, которая будет приносить не только финансовый достаток, но и моральное удовольствие и удовлетворение.
Как помочь детям, чтобы полученные знания прочно закрепились и остались в памяти надолго. В этом нам поможет правильно оборудованная и насыщенная предметно-развивающая среда, обеспечивающая социально-культурное становление и развитие ребенка- дошкольника, удовлетворяющая потребности его актуального и ближайшего развития. Пространство группы включает в себя зоны по интересам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наполнение зон соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр имитируются производственные сюжеты, стимулирующие и направляющие интерес детей на дальнейшее развитие и придумывание игровых ситуаций. В процессе игры каждый ребенок сможет для себя перенять необходимые знания, научится ориентироваться во взрослой жизни, решать проблемы и не испугается альтернативы в принятии самого важного решения — кем быть в будущем. В ходе таких игр, полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для дошкольника социальный опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. С возрастом сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. А интеллектуальном развитии ребенка немаловажен образ педагога, который способен заинтересовать, стимулировать дошкольников к познанию разнообразия мира профессий.
В завершение можно с полной уверенностью утверждать, что ранняя детская профориентация — является неотъемлемой частью общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме, развивает и обогащает его детский опыт, учит детей общаться друг с другом, воспитывает уважительное отношение к труду.
Литература:
- Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 179–181.
- Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: Инфра-М, 2016. — 146 с.
- Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97–101.