Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стрюкова, Т. А. Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Т. А. Стрюкова, Н. Л. Киданова, М. С. Шатова, Н. В. Леонидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95839/ (дата обращения: 19.11.2024).



Социально-экономические изменения, имеющие место в условиях перехода к рыночным отношениям, требуют новых подходов в формировании личности. Все острее становится зависимость места государства в цивилизованном мире от его возможностей в создании условий для свободного самоопределения граждан, приобретения ими доступных знаний и профессионального мастерства, самореализации в той области, где полнее всего можно проявить свои дарования. Успешное решение этой проблемы зависит в основном от положительных результатов в формировании личности будущего работника на всех этапах его жизни.

Вспомним, что же такое профориентация? С. М. Горбачева, И. И. Стрижко дают следующее определение понятию профессиональной ориентации: «система социально-экономических и методико-физиологических мероприятий, направленных на обеспечение активного, мобильного и сознательного профессионального самоопределения и трудового становления личности с учетом своих возможностей, индивидуальных особенностей и конъюнктуры рынка труда для полноценной самореализации в профессиональной деятельности» [2]. Довольно сложное определение, да? А говоря простым языком — профессиональная ориентация — это научная дисциплина, которая помогает человеку выбрать свою будущую профессию с учетом всех его способностей, потребностей и желаний. Также профессиональная ориентация содержит технологию развития у человека позитивного отношения к труду.

В процессе профориентации выполняется работа профориентолога, в которую он вовлекает детей на всех этапах их образования. Работа с профориентацией охватывает следующие этапы:

– Информационный;

– Диагностический;

– консультирование;

– трудовых проб;

– собеседования.

Л. Д. Столяренко считает, что каждый человек в детстве чаще всего неосознанно думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая свои «сценарии» в голове. «Сценарием» считается то, что человек еще в детстве планирует сделать в будущем. Сценарий — это жизненный план, который формируется в раннем детстве, в основном под влиянием родителей и который постепенно разворачивается [3].

В богатой сокровищнице народной мудрости находим высказывания, которые касаются требованиям выбора работы в соответствии с наклонностями и способностями. Как пишет М. Стельмахович «профориентация детей начиналась с шести — семи лет..., а... профориентационный выбор подростка мог выплывать с его наклонностей, роду занятий родителей, а также тех видов труда, которые были широко распространена в той или иной местности» [4].

На современном этапе профессиональная ориентация начинается с детского сада, когда у детей возникает интерес к разным видам деятельности. Объем профориентационной информации постоянно увеличивается, расширяется и усложняется. Следовательно, профориентационную работу можно разделить на этапы, которые соответствуют уровню развития ребенка и которые вызваны не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ребенка.

  1. Эмоционально-образный (старшие дошкольные дети). Формирование позитивного отношения к миру профессий, к людям труда. На этом этапе профессии известны детям только по названиям и некоторым внешним особенностям (форма одежды, поведение, оценка окружающих людей).
  2. Пропедевтический (I-IV классы). Развитие интереса к профессии родителей. Формирование любви и добросовестного отношения к работе.
  3. Поисково-зондирующий (классы V-VII). Формирование профессиональной ориентации в осознании интересов, способностей, ценностей, которые связаны с выбором профессии и определение своего места в обществе.
  4. Формирование профессионального сознания (VIII-IX). Формирование смысла выбора профессии, способность соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами.
  5. Период уточнения социально-профессионального статуса (классы X-XI). Формирование знаний, навыков в определение сферы трудовой деятельности.

Каждый человек рождается с определенными способностями, склонностями к определенной профессиональной деятельности. От правильного выбора профессии зависит успех человека в жизни, его реализация.

Выбор профессии — это жизненный этап каждого человека, и в то же время проблема, которую должно контролировать каждое образовательное учреждение, которое обеспечивает приобретение навыков специальной деятельности.

Выбор правильного пути в жизни напрямую связан с ранней профориентацией ребенка, умелым применением и развитием его потенциальных способностей.

В основе понятия «ранней профориентации детей дошкольного возраста» лежит безусловно понимании ими социальной важности работы в целом и профессиональной работы в частности, которое достигается путем долгой и сложной педагогической работы и как бы этапом, а также одним из аспектов в формировании образа мира, и как передэтапом первичного профессионального выбора. Определение смысла понятия «ранняя профориентация дошкольников» понимается нами как специально организованное информирование дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, которая создает у детей определенный опыт профессионального действия, профессионального поведения [5]. Ранняя профессиональная ориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональное формирование «образа Я».

Ранняя профориентация дошкольников относится к когнитивному компоненту образовательной области «Профессионального самоопределения» и решает допропедевтические задачи профессионального самоопределения, способствует формированию допрофессиональных знаний, умений и навыков.

«Профессиональная самоопределение дошкольника» терминологически (по словам В. С. Мухина) понимается как ориентация на работу в определенной профессиональной сфере, формирование и развитие соответствующих интересов, склонностей и способностей посредством игровой деятельности [1].

«Профессиональная направленность личности дошкольника» интерпретируется как выраженная склонность к определенной группе ролей, игр, видов труда и других видов деятельности.

При внешней ее терминологической схожести ранней профессиональной ориентации дошкольников с профессиональной ориентацией учеников и взрослых обе структуры имеют различные функциональные цели и задачи: ранняя профориентация дошкольников –развивающая; профессиональная ориентация в старшем возрасте — функциональная.

Современные методы, основанные на изучении интеллекта, свойств мышления и психофизиологических особенностей, позволяют получить полную информацию о талантах и профессиональных наклонностях с раннего возраста. Конкуренция и быстро меняющиеся технологии требуют определяться в профессии как можно раньше и накапливать умения и навыки в достаточно юном возрасте. Ситуация на рынке труда коренным образом отличается от той, что была даже пять лет назад. Не попробовать рассмотреть способностей ребенка и не понять его возможностей — это означает упустить время и проявить непростительную в условиях современной жизни беспечность.

С чего и когда начать такую работу с ребенком? С игры и игрушек! Каждая игрушка несет в себе определенное мировоззрение, действия с игрушкой формируют способы познания и отношения к окружающему миру, развивая определенные способности ребенка. А это уже и есть ранняя профориентация. Значит:

  1. Ранний возраст (1–3 года) — усвоение функциональных действий. Типичные игрушки: совочки, формы, ведра, пирамидки, тележки — здесь игрушки должны быть простыми, важна форма и цвет.
  2. Дошкольное детство (3–7 лет) — игра становится ведущей деятельностью в жизни ребенка. Впервые в игре мальчиков и девочек существуют различия. Куклы и кукольная мебель, посуда, наборы врача, парикмахера, учителя и т. д. — для девочек. У мальчиков — машины, корабли, самолеты, конструкторы, солдаты, танки, пистолеты и т. д. Кроме того, важны игрушки-атрибуты (та деталь, которая обозначают принадлежность к определенной профессии) — например, не столько корабль, сколько фуражка капитана.

В это время подготовки к школе вместе с сюжетно-ролевыми играми должны появиться обучающие игры: мозаика, настольные игры с фишками, лото, лепка, рисование и т. д. В этом возрасте родители должны помочь ребенку в выборе кружков, рассказывать о профессиях, представляющих интерес, раскрыть их социальное значение — «что произойдет, если исчезнут все водители, воспитатели, врачи и т. д».

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность о мире и перспективе детей, но и формирует в них определенный элементарный опыт профессиональных действий и, таким образом, способствует ранней профессиональной ориентации. При разработке содержания, форм и методов работы с ранней профориентацией берутся к вниманию дидактические принципы: систематичность, последовательность, доступность, научность, ясность, преемственность. В работе по реализации данного направления приходится встречаться с определенными сложностями, потому что профориентация дошкольников — это новое, плохо изученное направление в дошкольном образовании.

С первых дней рождения ребенка родители надеются, что он вырастет гармоничной личностью, успешным специалистом, продолжит их дело или реализуют способности и навыки в самостоятельно выбранной области деятельности. Пытаясь воспитать его целенаправленным, трудолюбивым, способным преодолеть трудности на пути к цели, они также надеются на опыт дошкольных учреждений.

С раннего возраста дети должны увидеть пример рационально организованной работы, овладеть культурой труда: способностью ставить цель (сначала с помощью взрослого, а затем –самостоятельно), планировать и организовать работу, использовать оборудование, последовательно осуществлять рациональные трудовые действия, поддерживать порядок на рабочем месте и т. д.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит от эффективности процесса наблюдения, от того, на какие аспекты труда взрослых направлено внимание детей. Они сами заинтересованы в первую очередь внешними проявлениями рабочего процесса: последовательностью операций, предметами, орудием труда и т. д.

Желая счастья детям, мы, взрослые, должны помнить, что выбор профессии очень часто определяет в будущем жизненный путь человека. Поэтому важно предупредить ребенка в этот момент от возможных ошибок, чтобы помочь найти свое жизненное предназначение, чтобы реализоваться в социальной и профессиональной роли.

Следовательно, получается, что профориентация — это не одноразовая акция, которая проводится в выпускных классах, а систематическая работа с детьми и молодежью.

Мы видим, что в обществе все больше растет уровень требований к профессионализму и профессиональной подготовке специалистов. Жизнь требует от человека способности ориентироваться в мире, искать информацию, быть компетентным в выбранном деле, работать в команде, принимать нестандартные решения. Поэтому профориентация должна быть полноценным учебным курсом, которая молодежь будет изучать во время своего становления: от детского сада до профессионального или высшего образования. Образование не только оружает объемом знаний или воспитывает определенные навыки, но и открывает человеку самого себя, раскрывает и развивает его способности, генетические задатки, формирует потребности и интересы к будущей профессии. Именно благодаря образованию человек знакомится с основами будущей профессии и сознательно делает свой выбор.

Литература:

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведенный] / сост.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 7-е изд., пе-рераб. и испр. — М.: Академия, 2008. — 624 с. — (Высшее профессиональное образование).
  2. Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778–781. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/ (дата обращения: 21.10.2022).
  3. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ
  4. ПО ПСИХОЛОГИИ экзаменационный экспресс-справочник Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001
  5. Стельмахович, Мирослав Игнатьевич. Народная педагогика [Текст] / М. И. Стельмахович. — Киев: Рад. шк., 1985. — 312 с.: ил.; 17 см.
  6. Этапы и содержание профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/etapy-i-soderzhanie-proforientacionnoj-raboty-v-shkole-4122238.html
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная ориентация, ребенок, будущая профессия, выбор профессии, ранний возраст, ранняя профессиональная ориентация, способность, детский сад, игровая деятельность, позитивное отношение.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Задать вопрос