В данной статье раскрываются подходы авторов к проблеме ранней профориентации, целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте. А также, что на основе подобных первичных представлений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Каждый человек мечтает обрести в жизни дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Ключевые слова: Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», преемственность ступеней образования, ранняя профориентация.
Сегодня очень важно, чтобы ранняя профориентация в дошкольном образовании не была фальстартом к профессиональному самоопределению и осуществлялась в соответствии с теми положениями, которые заложены в нормативных документах. Анализируя федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования, мы находим преемственность и согласованность целей, задач, профессионального самоопределения в документах регионального уровня. В частности, в целях исполнения Указов Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», № 274 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», положений Национального проекта «Образование» утверждена Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [14], которая определяет основные направления деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на всех уровнях образования, начиная с дошкольного. Таким образом, в нормативно-правовых документах определены место и роль профессиональной ориентации в реализации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Нормативные установки наиболее точно поясняют, что процесс ранней профориентации в дошкольном детстве рассматривается как условие социокультурного становления личности ребенка дошкольного возраста, вхождения этой личности в культуру общества, формирования представлений о взрослых людях, в том числе и об их профессиях, что, по сути, должно определить позиции педагогов в организации ранней профориентации на уровне дошкольного образования.
Анализ современной образовательной практики доказывает, что проблема ранней профориентации в дошкольном образовании не только полемична, но и осложнена трудностями организации работы с детьми в данном направлении. Дискуссии профсообщества вызваны альтернативными толкованиями понятия «ранняя профориентация» в научной литературе, которые имеют существенные расхождения и неоднозначность. В частности, определение ранней профориентации: как раннего профессионального выбора; как принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений; как процесс формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля [1].
В России первыми авторами, которые придавали значимость проблемам профессиональной ориентации, можно назвать Н. К. Крупскую, А. В. Луначарского, Н. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко [4]. По их мнению, непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний, поэтому первейшей обязанностью системы общего образования в период допрофессиональной подготовки они считали «вооружение каждого ребенка такими знаниями и тем широким образованием, которое откроет перед ним все дороги» [4].
В современных исследованиях, касающихся дошкольного образования, акценты ставятся на разработке таких понятий, как «ранняя профессиональная ориентация», «профессиональная деятельность взрослых», «профессиональное самоопределение», «допрофессиональный онтогенез», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профессиональный интерес дошкольника», «профессиональная направленность личности дошкольника», «профориентационные сюжетно-ролевые игры» и др.
Так, в соответствии с мнением Н. Н. Захарова цель ранней профориентации заключается в формировании у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности [7].
Е. А. Климов в своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории, игра в возрасте от 3 до 6–8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т. д.) [12]. В работах В. А. Климова доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы труда по самообслуживанию. По мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.
В. П. Кондрашов обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей образа «Я» дошкольника, определил условия, способы и средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста [13].
Итак, уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека» [13].
Л. В. Куцакова утверждает, что «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте» [11].
Ведущие ученые в этой области В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Л. А. Пеньевская, Е. И. Радина, Р. С. Буре и их ученики внесли большой вклад в разработку научно-теоретических и методических основ трудового воспитания дошкольников. Исследователи пытались сформировать систему знаний о труде у детей, используя разные формы работы. Но знакомство дошкольников с профессиями и собственная трудовая деятельность детей не были взаимосвязаны, работа по этим направлениям велась параллельно [1].
В. И. Логиновой и Н. М. Крыловой (кафедра дошкольной педагогики Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) был предложен системно-структурный подход для формирования у дошкольников систематизированных знаний о труде взрослых, на основе данного подхода была разработана программа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и обучению собственной трудовой деятельности детей в целом [2].
Основополагающим знанием в данной программе определено знание «о трудовом процессе». Комплексная работа педагогов привела к открытию методики формирования у детей системных знаний о труде взрослых, где ведущее место занимает модель трудового процесса. Поскольку труд — это один из видов деятельности человека, закономерно, что в последующей работе модель трудовой деятельности стала использоваться для формирования системных знаний о любом виде деятельности. Схематизированные представления о структуре разных видов деятельности становятся средством саморазвития детей [2].
«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…» — пишет в своей работе В. И. Логинова» [6].
В отечественной дошкольной педагогике сложились различные подходы к проблеме приобщения детей к миру взрослых посредством:
— ознакомления с их трудом (В. И. Глотова, С. М. Котлярова, Г. П. Лескова др.);
— овладение детьми трудовыми операциями (В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, Н. М. Крылова, А. Д. Шатова и др.);
— формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, чуткости, заботы об окружающих людях (М. И. Тимошенко, В. П. Пушмина, А. М. Виноградова и др.);
— развитие интереса к личности взрослого человека и эмоционально-положительного отношения к нему (С. Г. Журат, С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова и др.);
— формирования отношения к творческому началу в личности взрослого человека (О. В. Дыбина) [14].
В настоящее время исследователи считают, что необходимо целостно знакомить детей с миром взрослых, в единстве деловых и личностных качеств (а не только профессии):
— Л. И. Беляева, Г. И. Григоренко, С. Г. Журат, С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова решают проблему формирования положительного отношения к «человеку труда» путем раскрытия дошкольникам его личностного облика:
— творческого начала взрослого человека (О. В. Дыбина);
— целостного облика родителей (Г. Н. Гришина) [14].
Так, к примеру, В. И. Логинова высказала свое мнение о том, что на основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду — посуда чистая, накрыла на стол к обеду — можно есть, т. е. Няня заботиться о детях в отсутствии их родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот — заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто — заботится о том, чтобы у всех была одежда» [6].
С. А. Козлова отмечала, что на основе подобных первичных представлений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям [8].
Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Этот уровень доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что данная последовательность реализуется со 2-й младшей группы.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей.
В. Г. Нечаева обращала внимание, что содержание представлений о той или иной профессии доводится до сознания детей с помощью грамотного сочетания приёмов, которыми пользуется воспитатель для построения системы работы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью взрослого. Она считала наиболее доходчивыми и убедительными живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивают максимальную действенность приобретаемых представлений детьми. Наглядно воспринятое требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время проведения различных форм» детской деятельности [3].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной дошкольной педагогике существует несколько подходов к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Одни авторы считают, что ребёнка надо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться положительное отношение к труду (В. И. Логинова, М. В. Крулехт) [10].
Другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольника с человеком — тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия проявляется в ответ на потребности людей в ней — врач нужен, чтобы лечить, учитель, чтобы учить (С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова) [8].
Таким образом, в трудах педагогов прошлого и в современной научной литературе, данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых, представлены различные авторские определения ранней профориентации.
Литература:
- Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С. 93–96.
- Брызгалова, С. И. Введение в научно-педагогическое исследование [Электронный ресурс]: учебное пособие / Брызгалов С. И. — Электрон. текстовые данные. — Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2012. — 171 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23768
- Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Бype, Л. В. Загик и др.; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В.Г Нечаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 2018. — 207 с.
- Вершинин, С. И. Основы профориентологии: учебное пособие / С. И. Вершинин, М. С. Савина и др. — М.: Просвещение, 2019.– 176 с.
- Дошкольное образование. Терминологический справочник: науч.-справ. изд-е / авт.-сост. Ж. А. Геворкянц и др. — Владикавказ: Северо-Осетинский гос. пед. ин-т, 2019. — 188 c.
- Дошкольная педагогика / Т. Н. Доронова: в 2-х ч. — под ред. В. И. Логиновой, И. Г. Саморуковой. — Т. 2. — М.– 2017. — 256 с.
- 7.Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров, B. Д. Симоненнко. — M.: Просвещение, 2020. — 192 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — M.: Академия, 2018. — 37 с.
- Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 250 с.
- Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. — СПб: Детство-Пресс, 2020. — 160 с.
- Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет / Л. В. Куцакова. — М.: Мозаика-Синтез, 2020. — 128 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Москва: Академия, 2010. — 304 с.
- Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. — Балашов: Николаев, 2019. — 125 с.
- Шингаркина, Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д. А. Шаркина. — Челябинск, 2022. — 24 с.