Формирование у детей представлений о профессиях взрослых через проектную деятельность
Авторы: Матрёнина Татьяна Яновна, Паршина Светлана Николаевна, Безуглая Римма Анатольевна, Скрыпникова Валентина Ивановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 17.12.2019
Статья просмотрена: 831 раз
Библиографическое описание:
Матрёнина, Т. Я. Формирование у детей представлений о профессиях взрослых через проектную деятельность / Т. Я. Матрёнина, С. Н. Паршина, Р. А. Безуглая, В. И. Скрыпникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4715/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проектная деятельность в детском саду — это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача, нас, педагогов, в проектной деятельности — активизировать творческую активность ребенка и способствовать проявлению самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Им свойственна большая эмоциональная отзывчивость, поэтому важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формирования положительного отношения к труду.
Наша задача сделать так, чтобы у дошкольников было желание иметь представление о крае, в котором они живут, о людях, которые их окружают, о профессиях.
У наших воспитанников малой Родиной является поселок Маслова Пристань.
Одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка. А также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Детство — это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать пожарным и врачом, можно полететь в космос или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад нам было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Дети хотят знать намного больше, о современных профессиях, развиваться в ногу со временем.
Таким образом, нами была поставлена цель: организовать совместную проектную деятельность с родителями (законными представителями) по изучению профессий людей, живущих в поселке Маслова Пристань.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
− создание условий для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на формирование знаний о профессиях людей поселка Маслова Пристань;
− формирование интереса к изучению профессий людей малой Родины, через проектную деятельность совместно с родителями;
− создание системы применения проектной деятельности, нацеленной на формирование представлений о профессиях людей поселка Маслова Пристань, которая охватит организацию организованной образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности педагогов с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей.
Свою работу мы начали с разработки перспективного плана организации проектной деятельности, в котором тематика проектов была направлена на формирование знаний детей о профессиях людей поселка Маслова Пристань. Перспективный план охватывал организацию организованной образовательной деятельности с детьми, в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей. При составлении перспективного плана мы учитывали особенности реализации образовательной программы детского сада, возрастных особенностей детей, требований СанПин к образовательной нагрузке, кроме этого предполагалось использование интегрированного подхода — включение сведений об истории поселка во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на формирование знаний о профессиях людей Родного края (поселка Маслова Пристань), были созданы соответствующие условия:
− оформлена выставка методической и художественной литературы, направленная на формирование у детей знаний о труде людей;
− подготовлены материалы, отражающие труд людей поселка Маслова Пристань: журналы, газеты,(в этом содействовали работники местной библиотеки).
− на краеведческом материале разработаны конспекты занятий, бесед; подобраны иллюстрации, дидактические игры, составлены рекомендации по оформлению развивающей среды в группе.
− оформлен альбом: «Все профессии нужны, все профессии важны» фотоматериалы;
− дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Кем быть?», «Профессии» и др.; русские народные сказки;
− фотографии о труде людей поселка Маслова Пристань.
Продолжение нашей работы по организации проектной деятельности было направлено на формирование интереса к изучению профессий людей малой Родины; через проектную деятельность совместно с родителями.
В нашем детском саду задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно осуществляются через метод проектной деятельности, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной.
Каждый проект охватывал организованную образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей.
Работая над проектом «Вкусная еда», были организованы экскурсии на кухню детского сада. Дети наглядно увидели: в чем одет повар, его отношение к работе, процесс приготовления еды и особенно результат. Что повысило аппетит детей и уважение к труду повара. Было очень важно, чтобы ребенок видел процесс труда своими глазами. А вот виртуальные экскурсии помогли нам узнать профессии пекаря, официанта.
Итоговыми продуктами проекта стали: коллективное оформление альбома «Интересные факты из жизни повара», альбомы с фотографиями «Моя мама повар», книжка-малышка с детскими рисунками «Профессия повара».
В процессе работы над проектом «Верные друзья», были проведены увлекательные экскурсии в амбулатория посёлка Маслова Пристань, где дошкольников познакомили с людьми дано профессии; с оборудованием машин «Скорой помощи».
Проект «Мир волшебства» познакомил детей с профессиями работников музея и библиотеки, а проект «Хотим быть красивыми» с трудом парикмахера и швеи. Во время экскурсии в парикмахерскую дети были моделями, а в швейном цеху на глазах у ребят были изготовлены швейные изделия. Совсем недавно для ребят была организована экскурсия на почту, где дети познакомились с трудом работников почты и отправили письмо Деду Морозу. Работа нашей деятельности становилась интересней с каждым днём. Организация экскурсий позволила расширить знания дошкольников о мире профессий, но самое важное то, что дети получили положительные эмоции, так как были вовлечены в трудовую деятельность. После экскурсий игры детей стали насыщеннее по содержанию и разнообразнее по сюжету. У дошкольников появился интерес к миру профессий, желание узнавать новое и отражать полученные знания и умения в игре. Мы стараемся создавать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.
В настоящее время перед, нами, педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, в группах была создана предметно-развивающую среду, которая позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. В своём детском саду мы постарались создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
− углубить практические знания воспитанников;
− выявить интересы и склонности воспитанников;
− развивать интерес и умение осуществлять действия.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками старались использовать различные средства и формы работы, постоянно меняли виды деятельности, тем самым повышали познавательную активность воспитанников.
Так же мы создаём проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:
— Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
— Что нам сделать, чтобы это узнать?
— Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии хороши», «Кем я стану» и т. д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и т. д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. В ходе нашей работы можно сделать следующий вывод, о том, что необходимо знать дошкольнику о профессии: название профессии, место работы, условия труда,- инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда.
В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у нас, педагогов, появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.
Реализация проектной деятельности показала, что развитие у современных дошкольников представлений о профессиях людей родного края, отношение к труду взрослых зависят от позиции близких взрослых — родителей и педагогов.
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.
В заключении, можно сказать, что наша работа в данном направлении не напрасна. Детям так понравилось решать проблемы, искать пути их решения, делать выводы. И родители очень довольны, что могли принимать участие в реализации проектной деятельности вместе с детьми, открывая для себя что-то новое.
Литература:
- Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: «Учитель», 2008.-202с.
- Калиниченко А. В. Организация игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2004.-112с.
- Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: «Аркти», 2005. — 96с.
- Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие.-Ростов-на Дону. Финикс, 2008.- 251с.
- Мерзлякова С. И. Фольклор- музыка-театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. М, «Владос», 1999.-120с.