Экологическое земледелие как метод обучения и воспитания учащихся в рамках пришкольного учебно-опытного участка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Небылицына, Т. И. Экологическое земледелие как метод обучения и воспитания учащихся в рамках пришкольного учебно-опытного участка / Т. И. Небылицына, Н. Н. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118717/ (дата обращения: 03.12.2024).



В настоящее время коллектив нашего образовательного учреждения продолжает развивать традиции, согласно которым детям из сельской местности необходимо образование, базирующееся на опыте самостоятельного практического применения полученных знаний. Воспитание настоящего специалиста, способного грамотно управлять своим земельным участком, является залогом обеспечения стабильного будущего села, а также основой его дальнейшего развития и процветания.

В своей работе мы хотим представить наше видение и конкретный опыт обучения школьников экологическому земледелию, отличительной особенностью которого является использование исключительно органических удобрений (навоз, компост) и применение натуральных средств борьбы с насекомыми.

Организация работы на земле нацелена, прежде всего, на преодоление у обучающихся потребительского отношения к природной среде и формирование разумного отношения к ней.

В рамках успешного выполнения поставленных целей нами также решаются следующие задачи: формирование экологической культуры и экологического стиля мышления, формирование правил поведения в природной среде, развитие стремления охранять окружающую среду.

Наша школа имеет богатую историю, и в этом году она отмечает своё 95-летие, но не меньшую историю имеет и пришкольный учебно-опытный участок, который был создан в 1954 году. За 70 лет своего существования он не раз менял свой облик, но неизменным оставалась цель его создания — обучение и воспитание подрастающего поколения. Сегодня учебно-опытный участок Мирненской средней школы смело можно назвать лабораторией под открытым небом, которая имеет общую площадь 4 гектара. Территория участка разделена на три сектора, каждый из которых имеет свою специфику. Производственный участок помогает обучающимся ближе познакомиться с миром сельскохозяйственных профессий, на цветочно-декоративном участке школьники воплощают в жизнь свои проекты по оформлению цветочных клумб, коллекционный отдел предназначен для выращивания различных сельскохозяйственных культур и растений. Роль забора на участке выполняют деревья и кустарники, специально высаженные по периметру со всех четырех сторон (см. рис. 1).

Учебно-опытный участок Мирненской средней школы

Рис. 1 Учебно-опытный участок Мирненской средней школы

На участке имеется несколько ёмкостей для полива, которые заполняются водой из шланга. Такая несложная технология позволяет иметь достаточное количество воды необходимой температуры. Сам полив растений осуществляют школьники с помощью ведер и леек.

На территории участка расположен летний класс, позволяющий проводить открытые занятия, а также постройки для инвентаря и оборудования. Собранный с участка урожай хранится в специальных помещениях.

Таким образом, школьный учебно-опытный участок соответствует всем необходимым учебным, агротехническим и эстетическим требованиям и позволяет проводить на его территории занятия, направленные на экологическое и трудовое воспитание, а также профориентационную работу.

Многолетний опыт работы на земле убедил нас в том, что в условиях сельской местности нельзя заниматься экологическим воспитанием отдельно от трудового. Занимаясь трудом на природе, мы одновременно учим детей не наносить вреда окружающей среде. Наглядный пример сочетания экологического и трудового воспитания — это участие детей в акциях «Посади дерево» и «Зеленые школы России». В рамках этих мероприятий ребята нашей школы занимаются посадкой деревьев и кустарников, а также проводят регулярные субботники.

Одним из направлений трудового воспитания является обучение детей умению выращивать растения. Для этого на пришкольном участке созданы специальные «зеленые» зоны, на которых школьники делают свои первые шаги в агроэкологии. За время существования опытного участка педагогами школы выработаны основные правила работы с детьми на земле: труд должен быть посильным и разнообразным, а решаемые задачи — реальными.

Наличие пришкольного участка дает хорошую возможность проводить с обучающимися множество исследований. В качестве примера можно привести исследовательскую работу, посвященную влиянию биогумуса на урожайность томатов. Выводы, которые ребята сделали по окончании исследования, оказались достаточно интересными и полезными:

  1. Заявленные сортовые качества томатов не подтвердились, плоды оказались кислые.
  2. Количество обнаруженных в плодах нитратов превышало норму.
  3. При внесении удобрений необходимо обязательно учитывать периодичность подкормок и сроки вегетации. Азотные удобрения необходимо использовать ранней весной, в период начальной вегетации. Подкормка томатов при высадке в грунт и после не эффективна, а в летне-осенний период приводит к росту зеленой массы и задержке созревания плодов.

Немаловажную роль в работе на пришкольном участке играет теоретическая подготовка учащихся. Любое практическое занятие должно опираться на базовые знания школьных предметов. Например, проведение на участке практического занятия по теме «Выращивание лука на зелень и на луковицу» убедило школьников в том, что для получения хорошего урожая необходимы знания о биологических особенностях культуры, влияния на урожайность температурного режима, света, влажности, состава почвы.

Теоретические знания помогают детям узнать о том, какие растения можно высаживать рядом, а какие плохо влияют друг на друга; какие представители флоры могут отпугивать вредителей, положительно влиять на вкус и рост соседних культур. В рамках этой темы на участке был реализован проект «Друзья и враги на грядке», который показал, что при высадке в грядки с огурцами кукурузы, урожайность огурцов повышается в несколько раз (см. рис. 2).

Реализация проекта «Друзья и враги на грядке»

Рис. 2. Реализация проекта «Друзья и враги на грядке»

Теоретические знания по теме «севооборот» помогают детям выращивать на участке множество различных культур и получать богатый урожай. Смешанное возделывание позволяет выращивать на участке лук вместе с морковью, капусту или кукурузу вместе с бобами, т. е. мелкокорневые растения вместе с глубококорневыми, так как они не отнимают друг у друга пространство и питательные вещества, а кроме того, подавляют рост вредителей соседа. Однако необходимо учитывать, что есть растения, влияющие друг на друга отрицательно, поскольку они конкурируют за питательные вещества, корневое пространство или содействуют развитию вредителей. В качестве примеров нежелательного соседства можно назвать горох и чеснок или помидоры, огурцы и редьку, фасоль и лук.

Цветочно-декоративный отдел предназначен для высадки цветочных культур. В подготовительный период школьники разрабатывают проекты по оформлению цветочных клумб. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми. После защиты, в летний период дети реализуют свои проекты в виде цветочных клумб, чтобы каждую осень порадовать всех желающих красотой своего продукта.

Для начальной школы мы разработали проект «Давно забытые овощи». В рамках реализации проекта дети сами вырастили бобы и репу и представили свой урожай на традиционной школьной осенней ярмарке.

Перечисленные формы экологического воспитания не только формируют у детей такие нравственные качества как сознание, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, любовь к природе, но и учат приумножать её богатства.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Пришкольный учебно-опытный участок: Пособие для учителей биологии. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  2. Гринева Е. А. Учебно-опытное дело в школе: Пособие для учителей. — М., 2017. — 96 с.
  3. Дерюгин И. П. Агротехника полевых и овощных культур. — М., 1992. — 352 с.
  4. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование во внеклассной работе. — М., 2020. — 54 с.
Основные термины (генерируются автоматически): друг, пришкольный участок, ребенок, трудовое воспитание, знание, окружающая среда, практическое занятие, природная среда, проект, растение, сельская местность, территория участка, участок, Учебно-опытный участок, школьник, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Использование агроэкологических опытов в учебном процессе

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в школьном лесничестве в условиях сельской школы

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Использование агроэкологических опытов в учебном процессе

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Задать вопрос