Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием носочно-перчаточного и пальчикового театра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Касьянова, Ю. Д. Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием носочно-перчаточного и пальчикового театра / Ю. Д. Касьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 314-315. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118612/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье раскрывается актуальность взаимосвязи развития речи детей дошкольного возраста и театрализованной деятельности с использованием ручного и пальчикового театра.

Ключевые слова: игра, кукла, развитие речи, творчество.

Детство — пора удивительная, в ней все возможно, нужно лишь быть ребенком и иметь воображение. Ребенок от природы наделен яркими способностями и при помощи игры мы можем помочь ему их раскрыть. Ведь игра — наиболее естественный вид деятельности детей. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор. А театр, один из наиболее доступных видов искусства, который способен развить художественно-эстетический вкус, речевые функции, артистические способности, поможет в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.

Речь — одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализованная деятельность:

— Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств

— Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

— Совершенствует артикуляционный аппарат

— Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

— Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

— Дети получают эмоциональный подъём

— Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

— Позволяет формировать опыт социального поведения

— Стимулирует активную речь

Носочно-перчаточный театр

Вся суть носочно-перчаточного театра основывается на том, что ребенок играет роль персонажа, которого он создал сам (при помощи родителя, воспитателя, друга) и, играя, он учится передавать свои эмоции, развивать воображение, фантазию, активизировать речь, познавать воображение, фантазию, активизировать речь, познать новое, благодаря своему «помощнику». Благодаря театрализации с такими куклами, воспитываются многие положительные качества личности, такая игра является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Игры помогут развить речевую функцию: обогащение словарного запаса: образных выражений, эпитетов, сравнений, антонимов, и пр., заучивание стихотворений и скороговорок, учиться пересказывать и сочинять сказки, развивать диалогическую речь, усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характерам героев и их поступков, ребенок совершенствует свой артикуляторный аппарат, старается говорить четко и понятно для окружающих. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

Пальчиковый театр

Благодаря действиям с куколками на пальчиках формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Кроме того, подобная пальчиковая гимнастика стимулирует активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает руку к письму. В результате планомерной и систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики с помощью пальчикового театра увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети учатся свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Обогащается и активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые слова, но и использует их в речи, развивается связная речь. Ребенок пересказывает большие отрывки текста, участвует в диалоге. Развивается звуковая культура речи. Пальчиковый театр дает уникальную возможность отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или помычать как корова. Так же происходит усвоение грамматического строя языка. Построение словосочетаний — сложный процесс. Ребенок должен уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Пальчиковый театр позволяет закреплять грамматические навыки путем многократных повторений. Закрепляется знание художественной литературы.

Таким образом, театрализованная деятельность — это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Самое главное создать обширное, положительное эмоциональное поле в работе с детьми оно должно быть светлым, добрым, искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей, улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка и качество проделанной работы. А игры с таким театром будут способствовать снятию стрессообразующих факторов, раскрепощению детей, стимуляции их на всестороннее развитие и творческую активность.

Литература:

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду/ А. Е. Антипина. — Москва: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
  2. Буренина А. И., Родина М. И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия»/ М. И. Родина, А. И. Буренина. — Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2008. — 109 с.
  3. Рахно М. О., Хусаинова Я. Ю. Домашний кукольный театр/ М. О. Рахно, Я. Ю. Хусаинова.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 215 с.
  4. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 272с.
Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковый театр, ребенок, окружающий мир, театрализованная деятельность, артикуляционный аппарат, игра, носочно-перчаточный театр, последовательность событий, родной язык, словарный запас.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающихся первого класса)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающи...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающихся первого класса)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающи...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание опыта работы МДОУ д/с № 98 по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Задать вопрос