Возможности использования пальчикового театра в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 22.03.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Трифонова, А. В. Возможности использования пальчикового театра в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР / А. В. Трифонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112184/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрены возможности использования театрализации, в особенности, пальчикового театра, в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР. Установлено, что пальчиковый театр является одним из перспективных средств развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР и может широко использоваться в логопедической работе.

Ключевые слова: театрализация, пальчиковый театр, задержка психического развития, развитие речи

Современный этап развития образования в России характеризуется особым вниманием со стороны государства и общества к детям с особыми образовательными потребностями, в частности с задержкой психического развития (далее — ЗПР). Дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40 % от всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [2, с. 146]. Поиск новых путей влияния на полноценное формирование, развитие и коррекцию их психофизических качеств приобретает актуальность в сфере современной коррекционной педагогики, специальной психологии и логопедии в связи желанием оказать им своевременную помощь в различных типах учреждений и в различных формах обучения.

Современному этапу развития системы образования присущи поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, широко используемой в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, является театрализация.

Среди различных средств логопедической работы с детьми с ЗПР театрализация сензитивно отвечает требованиям ребенка по игровой деятельности, отражает окружающий мир наиболее понятными ему способами и способствует широкой коллективной интеракции. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Она связана с восприятием и воспроизведением средствами театрализованного искусства образов, создаваемых после знакомства с литературными произведениями, сказками и т. п.

Театрализованная деятельность по отношению к детям дошкольного возраста определяется учеными по-разному: «театральная деятельность», «театрализованная деятельность», «театрализация», «театрально-игровая деятельность». В энциклопедическом словаре юного зрителя театрализованная деятельность трактуется как вид искусства, отражающий действительность художественных сценических образов, т. е. действующий средствами мимики, жестов, пантомимики, является одним из средств культурного и эстетического воспитания, отражает особенности развития общества и тесно связан с его общей культурой [3, с. 326].

Итак, театрализованная деятельность дает широкие возможности для всестороннего развития ребенка, в том числе, его речи. Также театрализация может применятся как средство коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Использование театрализации в коррекционно-развивающем процессе развивает у детей слуховое восприятие, способствует развитию дикции и артикуляции, позволяет улучшить словарный запас ребенка. Поэтому сегодня важным направлением логопедии является внедрение в коррекционный процесс театрализации, как перспективного метода развития речи ребенка.

Одним из видов театрализации является пальчиковый театр. Пальчиковый театр — это «одна из разновидностей кукольного театра, где каждая кукла надевается на палец. Пальчиковые куклы могут быть сделаны из любого материала: фетра, ткани, бумаги, резины, ниток, картона, дерева или пластика. Их легко изготовить, и они очень эффективны в работе» [1, с.150].

Работа с пальчиковым театром делает работу логопеда по развитию речи детей с ЗПР намного эффективнее. Детям с особенностями развития нравится играть с пальчиковыми куклами, придумывать для них различные ситуации и интересные истории. При правильном, целенаправленном и активном использовании пальчикового театра, на наш взгляд, можно добиться хороших результатов в развитии детской речи. Также данное средство добавляет логопедическим занятиям динамичность и увлекательность, позволяет заинтересовать каждого ребенка.

Основой логопедических занятий с пальчиковым театром является использование как специального вспомогательного речевого материала малых фольклорных форм (потешок, прибауток, забавок, народных детских песенок и т. п.), художественных произведений (стишков, маленьких рассказов, сказок). Работа с литературным материалом приучает детей внимательно слушать, подбирать слова-рифмы, четко и достаточно громко их произносить. Происходит заучивание новых слов и введение их в активный словарь.

Кроме речевых компетенций использование пальчикового театра позволяет развивать и иные важные качества ребенка, такие, как коммуникативность, повысить уровень социализации. Безусловно, важным является влияние театрализованной деятельности на реальную ситуацию развития ребенка с ЗПР, его социализацию. Дети с удовольствием принимают ситуации, не испытывают страха перед необходимостью выразить свое личное отношение к разным видам деятельности, продемонстрировать свои знания с помощью знаков, с готовностью принимают помощь взрослых и сверстников. Систематическая работа по распознаванию эмоционального состояния героев при использовании пальчикового театра приводит к устойчивому осознанию детьми с ЗПР простейших эмоций.

Итак, привлечение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к творческому процессу при использовании пальчикового театра оказывает значительное влияние на развитие речи в целом и межличностную коммуникацию. Кроме того, творческие задачи стимулируют заинтересованность и активность каждого ребенка, способствуют раскрытию творческого потенциала детей, приобретению опыта сотрудничества между детьми и взрослыми.

Литература:

  1. Демидова А. П. Развитие диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством пальчикового театра / А. П. Демидова, У. Д. Копорова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 97–1. — С. 148–152.
  2. Солошина Н. Д. Компоненты авторской методики логопедической работы с детьми с ЗПР / Н. Д. Солошина // Символ науки: международный научный журнал. — 2023. — № 12–2. — С. 146–148
  3. Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение: для среднего и старшего школьного возраста. — М.: Педагогика, 1990. — 415 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковый театр, ребенок, театрализованная деятельность, логопедическая работа, психическое развитие, дошкольный возраст, развитие речи, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений

В статье рассматривается речевое развитие ребенка и проблемы коррекции. Доказана целесообразность использования пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников. Автор описывает реализацию программы «Пальчиковые игры и упражнения как средств...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии

Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...

Похожие статьи

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений

В статье рассматривается речевое развитие ребенка и проблемы коррекции. Доказана целесообразность использования пальчиковых игр и упражнений в развитии речи дошкольников. Автор описывает реализацию программы «Пальчиковые игры и упражнения как средств...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии

Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...

Задать вопрос