Функционирование системы госслужащих, имеющих статус гражданских, в структуре аппаратов соответствующих судов непосредственным образом влияет на результативность отправления правосудия, выполнение предусмотренных законом сроков для вынесения важнейших процессуальных решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Отсюда исследование проблем правового регулирования государственной гражданской службы в аппарате судов и предложение оптимальных путей их решения имеет важную теоретическую и практическую значимость.
Действующее законодательство, регламентирующее особенности прохождения государственной гражданской службы в аппарате судов, представлено нормативно-правовыми актами, ряд положений которых вступают в противоречие друг с другом, не отражая специфику службы работников аппаратов судов. Это, в свою очередь, самым негативным образом отражается на уровне кадров рассматриваемой категории служащих. В частности, положения Федерального закона от 27.07.2004 за № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержат нормы, позволяющие дифференцировать госдолжности на уровни (равнозначный, нижестоящий, вышестоящий), а также нормы, предусматривающие процедуру и правовые основания перемещения госслужащего с должности одного уровня на должность другого уровня [5, с. 300].
Указ Главы нашего государства от 31.12.2005 за № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» устанавливает в аппаратах судов регионального уровня (республики, края, области, автономной области, города федерального значения, автономного округа), окружного (флотского) военного суда следующие должностные категории и группы должностей госслужбы, имеющей статус гражданской: «руководители» (главная и ведущая группа должностей); «помощники» (главная и ведущая группа должностей); «специалисты» (ведущая и старшая группа должностей); «обеспечивающие специалисты» (ведущая, старшая и младшая группа должностей) [1].
Анализ данного положения Указа Главы нашего государства от 31.12.2005 за № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» и норм Федерального закона от 27.07.2004 за № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что нерегламентированными являются такие вопросы, как соотносимость должностей госслужбы друг с другом в рамках одной должностной группы, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод, находятся ли указанные должности на одном уровне или на разных. Такой пробел, в свою очередь, оставляет нерегламентированным на законодательном уровне весь процесс перемещения на госслужбе, имеющей статус гражданской. Для восполнения данного пробела представляется целесообразным пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 27.07.2004 за № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Перевод государственного гражданского служащего в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего. Должность на гражданской службе считается вышестоящей, если для нее предусмотрен более высокий классный чин, чем классный чин по прежней должности на гражданской службе, а при равенстве классных чинов — более высокий должностной оклад».
Структура аппарата суда общей юрисдикции федерального уровня включает в себя такие должности, как помощник судьи и секретарь судебного заседания. На самого судью возложена функция отправления правосудия, а его помощник и секретарь судебного заседания выполняют функции вспомогательного характера. Так, на секретаря судебного заседания возлагается обязанность протоколировать заседание суда, в обязанности помощника судьи входит подготовка по поручению судьи проектов документов процессуального характера. Правовой статус помощника судьи более детальным образом урегулирован на подзаконном уровне положениями Приказа Судебного департамента при высшей судебной инстанции от 27.08.2019 за № 193, согласно которым непосредственным руководителем помощника судьи выступает соответствующий судья федерального суда, также помощник обязан выполнять все поручения лица, занимающего должность председателя федерального суда [2]. Приказ Судебного департамента при высшей судебной инстанции от 23.06.2023 за № 106 закрепляет должностной регламент субъекта, замещающего должность администратора суда [3].
Следует учитывать, что на сегодняшний день не принят на подзаконном уровне нормативный акт, который бы закреплял правовое положение лица, замещающего в суде должность секретаря судебного заседания. Указанное упущение законодателя устраняется, как правило, локальными нормативными актами судов общей юрисдикции [4].
Таким образом, представляется целесообразным разработать и утвердить в установленном порядке приказ Судебного департамента при высшей судебной инстанции, которым был бы закреплен должностной регламент субъекта, замещающего должность секретаря судебного заседания.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 22.08.2024) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 1. — Ст. 118.
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.08.2019 № 193 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда» // Бюллетень актов по судебной системе. — 2020. — № 3.
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23.06.2023 № 106 «Об утверждении Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора районного, городского, межрайонного суда, постоянного судебного присутствия» // Бюллетень актов по судебной системе. — 2023. — № 7.
- Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Кемеровском районном суде Кемеровской области должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания // https://files.sudrf.ru/827/user/REGLAMENT/DR_5.pdf (дата обращения 16.10.2024).
- Цыпкайкина, Е. В. Проблемы прохождения государственной гражданской службы в аппарате суда / Е. В. Цыпкайкина // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 300–303.