Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы процессуального статуса вневедомственной охраны

Юриспруденция
10.01.2024
243
Поделиться
Библиографическое описание
Ечина, А. В. Актуальные проблемы процессуального статуса вневедомственной охраны / А. В. Ечина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109555/.


С 2014 года Республика Крым перешла в правовое поле Российской Федерации в качестве отдельного субъекта, а 05.04.2016 года указом Президента Российской Федерации № 157 была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуру которой включена, в числе прочего, и вневедомственная охрана. Указанные события и преобразования являются определенно значимыми и не могли остаться незамеченными в организации, структуре управления, статусе службы, а также в повседневной службе для каждого из сотрудников.

Учитывая, что основными задачами вневедомственной охраны, как структурной единицы Росгвардии, является участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, охрана объектов и имущества граждан и юридических лиц на договорной основе, а также участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом в пределах своих полномочий, детальное рассмотрение вопроса правового статуса является основополагающим.

Таким образом, качественному выполнению своих должностных обязанностей, а также в целом реализации направления деятельности вневедомственной охраны способствуют знания, понимание положений нормативно-правовых актов, а также грамотное применение на практике объема прав и обязанностей сотрудника вневедомственной охраны, установленного соответствующими нормами права.

Все это в совокупности позволит качественно выполнять поставленные перед службой задачи и в результате обеспечит безопасность граждан и их имущества.

Подразделения вневедомственной охраны ВНГ России предназначены для осуществления деятельности ВНГ России по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ России, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, имущества физических и юридических лиц по договорам, а также обеспечения оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений ВНГ России объектах, охрана которых осуществляется с помощью ТСО, участия (в рамках полномочий) в обеспечении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в границах постов и на маршрутах патрулирования (движения).

В связи с включением вневедомственной охраны в общий состав войск национальной гвардии, являющегося по своей сути военизированным федеральным органом, актуальным является вопрос правовых основ деятельности вневедомственной охраны, не являющейся военизированным подразделением.

К актуальным проблемам правовой основы деятельности ФГКУ УВО ВНГ РФ также относится и общая проблема всех подразделений Росгвардии, где проходят службу сотрудники, имеющие специальные звания полиции, и эта проблема заключается в отсутствии единой правовой базы в части обеспечения социальных гарантий, что негативно отражается на процессе набора и подбора кадров, а также их компетентности в дальнейшей службе.

Анализируя судебную практику с участием ФГКУ УВО ВНГ РФ, отметим, что большинство дел составляют трудовые споры, те которые по своей сути являются служебные споры. Нельзя не указать и на отсутствие практики разрешения служебных споров в досудебном порядке, в частности необходимо отметить полное самоустранение профсоюзов.

Кроме того, нельзя не упомянуть и о том, что в настоящее время сотрудники ФГКУ УВО ВНГ РФ не привлекаются к выполнению служебно-боевых задач в зоне проведения специальной военной операции, в виду чего, граждане, пытающиеся в перспективе избежать призыва в рамках частичной или полной мобилизации, пытаются трудоустроиться на службу в ФГКУ УВО ВНГ РФ, при этом, не обладая необходимыми морально-психологическими и нравственными качествами сотрудника Росгвардии.

Отсюда нами предлагается законодательно урегулировать данный вопрос, путем издания соответствующего нормативно — правового акта Президента РФ или Правительства РФ, предусматривающего привлечение сотрудников ФГКУ УВО ВНГ РФ, для выполнения служебно-боевых обязанностей в зоне проведения СВО. Данные изменения позволят отфильтровать недобросовестных кандидатов.

В тоже время законодателю следовало бы сделать единой систему оплату труда военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания полиции, а для сотрудников ГЗ предусмотреть отдельную процентную надбавку, так как объем работы и риски в нарядах ГЗ и стационарных постах несопоставимы между собой.

Таким образом, приходим к выводу, что вневедомственная охрана в общей структуре Росгвардии в настоящее время не имеет определенности своего правового статуса и де-юре относится к военизированному федеральному органу, де-факто является органом аналогичным правоохранительному.

В части правовой основы деятельности, основным нормативным актом является ФЗ 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», которым определено место, цели и задачи вневедомственной охраны. Однако регулирование деятельности вневедомственной охраны, данным ФЗ -226 и нормативными актами МВД РФ одновременно создает многочисленные правовые коллизии, что возможно разрешить не путем перевода сотрудников, имеющих специальные звания полиции в статус военнослужащих или наоборот, а путем создания единообразия нормативной базы Росгвардии в целом, например путем издания ФЗ «О статусе лица, проходящего службу по контракту в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».

Как альтернативный вариант предлагается обособить законодательно вневедомственную охрану в отдельный орган исполнительной власти.

Учитывая сложившуюся внешнеполитическую ситуацию, проведение специальной военной операции и деятельность террористических организаций, диверсионно-разведывательных групп противника и преступную среду, нами предлагается внести изменения в абзац 2 пункта 4 раздела 2 Наставления, изложив его в следующей редакции: «ГЗ, патруль, НТ и НМТ состоят из не менее трех сотрудников, имеющих группу «А» в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан, отбираемых в подразделения специального назначения, спецсооружения, плавсостав органов федеральной службы безопасности; военнослужащих, отбираемых в подразделения специального назначения, спецсооружения, плавсостав органов федеральной службы безопасности и проходящих службу в подразделениях специального назначения, спецсооружениях, плавсоставе органов федеральной службы безопасности, при этом каждый из них назначается старшим наряда поочередно».

Данные изменения вызваны необходимостью усиления охраны объектов, учитывая постоянную деятельность диверсионно-разведывательных групп противника в период проведения специальной военной операции.

Изменения в части поочередного назначения старшим наряда, обусловлены взаимозаменяемостью сотрудников. Учитывая не только риски при несении службы, но и текущие жизненные ситуации (больничный, отпуск и т. д.) каждый сотрудник наряда должен уметь в полном объеме исполнять обязанности старшего наряда. Кроме того, поочередное выполнение обязанностей старшего наряда позволит определить предрасположенность сотрудника к руководящей должности, в том числе и умение грамотно руководить подчиненными. Проблема администрирования в настоящее время является одной из актуальных проблем руководящего состава в целом.

В настоящее время основополагающим документом в части совершенствования правового регулирования деятельности вневедомственной охраны в составе Росгвардии, является Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года (далее- Концепция).

Необходимо отметить, что наличие такого разнообразия субъектов охраны на рынке охранных услуг диктует также необходимость выработки более четких критериев их отнесения к государственному и негосударственному (частному) видам охраны.

По-нашему мнению, учитывая количество и вид вооружения, поставляемого недружественными странами на территорию Украины, целесообразным является упразднение всех частных охранных предприятий. Причиной тому является возможность обучения обращения с оружием сотрудников ЧОП, которые в последующем имеют доступ к охраняемым объектам, в том числе и к дошкольным учреждениям и школам. Но в свою очередь в отношении кандидатов и сотрудников ЧОПа не проводится специальная проверка как в отношении кандидатов на службу, что не исключает возможности работы в ЧОПе лиц, преследующих преступный умысел.

Таким примером является задержание сотрудниками ФСБ в Свердловской области работника ЧОП, работавшего на предприятии оборонно-промышленного комплекса, который планировал принять участие в боевых действиях на Украине на стороне Киева [1].

К сожалению, подобные факты не единичны, и выявить их своевременно крайне сложно. Именно поэтому, полагаем, что в современных условиях целесообразно контролировать как оружие, так и лиц, имеющих допуск к нему, только путем перевода их на государственную службу и проведения соответствующего перечня всех необходимых проверок.

Кроме того, еще в 2022 году Руководитель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин также указал на снижение уровня работы вневедомственной охраны и лицензионно — разрешительной работы после перехода в Росгвардию.

Учитывая задачи, которые стоят перед Росгвардией, то как проявляют себя сотрудники данного ведомства, имеющие специальные звания полиции, надо отметить это серьёзная силовая структура, однако, в связи с организацией данной структуры, умением руководить совершенно разными подразделениями (военные и сотрудники полиции), правильно и целесообразно распределять имеющиеся силы и средства, в настоящее время Росгвардия не имеет авторитета сильного ведомства.

Таким образом, приходим к выводу, что единственным решением существующих проблем правового регулирования ФГКУ УВО ВНГ РФ, является законодательная работа в части приведения к единообразию нормативно — правовых актов Росгвардии.

Росгвардия — это нечто новое в системе органов, обеспечивающих безопасность государства и соответственно организация деятельности Росгвардии должна отличаться новизной и единообразием.

Литература:

  1. ФСБ задержала сотрудника ЧОПа, планировавшего вступить в ВСУ и агитировавшего коллег: новостная лента РБК: https://www.rbc.ru/politics/24/04/2023/6446496c9a7947d4aa6fa04f . - Текст электронный (дата обращения 01.09.2023).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
вневедомственная охрана
Росгвардия
правовой статус
социальные гарантии
трудовые споры
служебно-боевые задачи
специальная военная операция
законодательное регулирование
диверсионно-разведывательные группы
частные охранные предприятия
Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 186-188):
Часть 3 (стр. 145-215)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 186-188стр. 215

Молодой учёный