Расширение сферы правового регулирования общественной жизни сегодня диктует необходимость четкого определения компетенций и полномочий всех должностных лиц, что обусловлено необходимостью улучшения качества работы органов власти, а также, повышения степени ответственности за выполняемые обязанности.
Районный суд выступает основным звеном судов общей юрисдикции российской судебной системы, обеспечивающим рассмотрение значительной части гражданских и уголовных дел, а также, дел об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции. Является апелляционной инстанцией по отношению к решениям мировых судей по гражданским и уголовным делам. Выступая судом второй инстанции, районный суд обеспечивает рассмотрение постановлений по делам об административных правонарушениях, которые были вынесены мировыми судьями, коллегиальными органами, а также, должностными лицами. Контролирует законность и обоснованность действий и решений органов предварительного расследования, осуществляет рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговоров и др.
Многогранная роль районного суда в жизни общества, которая основана на создании эффективного механизма защиты прав и свобод граждан, в свете последних реформ политической и правовой системы РФ диктует необходимость определения и теоретического осмысления места судебной системы, представляющего собой взаимодействие самостоятельных институтов отправления правосудия, которое осуществляют судьи районных судов.
Являясь «государственными лицами», судьи районных судов подвержены влиянию общественности, поэтому для осуществления их эффективной деятельности государством установлен особый правовой статус, обеспечено их соответствующее положение в системе государственно-властных полномочий, а также, особое положение в общественной жизни. [1, с.65]
Статус судей районных судей сегодня представляет собой один из самых актуальных вопросов, имеет особое значение для дальнейшего функционирования и развития судебной власти. Статус судьи является совокупностью основных (прав и обязанностей) и дополнительных элементов (гарантий, ответственности, принципов и т. д.), а также, взаимосвязей (правосубъектности, субъекта права), формируемых и функционирующих под воздействием общества, государства и права.
Первооснову статуса судьи составляет субъект, который обладает необходимой совокупностью свойств, отражающих различные грани правового статуса, обусловленные выполнением конкретных задач:
– специальные свойства, закрепляющие особое положение судьи в обществе;
– публично-правовые, подтверждающие вхождение в структуру государственной власти и судебной системы;
– правоприменительные, заключающиеся в осуществлении профессиональной деятельности в части разрешения определённых дел с помощью вынесения индивидуальных предписаний.
Исходя из свойств судей как субъектов права, статус приобретает ценность «инструмента» в сфере разрешения конфликтов, обеспечения социального порядка, а также, удовлетворения общественных и государственных потребностей.
Разработка общетеоретических подходов к анализу статуса судей как субъекта права обусловлена задачами, связанными с необходимостью построения современного правового государства, обеспечения верховенства права, поддержания социальной стабильности в государстве. В связи с чем, правовой статус судей районных судов можно назвать сложной, многогранной категорией, которая имеет первостепенное значение для определения их места и роли в современном российском обществе, а также, системе российской государственности, способствующей достижению законодательно закрепленных идеалов и гуманистических стандартов, обеспечивающих решение сложных проблем в области правоприменения.
Освещение и разрешение проблем реализации статуса судьи обладает неоднозначным характером, обусловленным многочисленными обстоятельствами, в частности обоснованием значимости судей, обеспечением их дополнительными гарантиями, обеспечивающими эффективное существование судебной власти. В данном контексте статус судьи призван сохранять стабильность государства, а также, социальный порядок в условиях спора о власти и законах, принятых ею, обеспечивать работу механизма правового регулирования.
В связи с этим, одной из проблем реализации правового статуса судей районных судов следует назвать явную избыточность законов в современном законодательстве РФ, которые закрепляют конституционные принципы и положения о статусе судьи, в том числе районного суда. Конституция РФ закрепляет требования к гражданину, который претендует на судейскую должность, по возрасту, образованию, стажу юридической профессии. Она определяет, что Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г № 3132–1 (ред. от 29.07.2018 г) [2] могут быть установлены и дополнительные требования к судьям: основы их назначения, принципы независимости, подчинения, несменяемости и прекращения, а также, приостановления судейских полномочий, неприкосновенности судей и привлечения их к ответственности. [3, с. 3]
Указанные принципы и требования получили законодательное развитие и конкретизацию в большом количестве ФКЗ и ФЗ, Постановлениях Верховного Совета РФ, Постановлениях Президиума Верховного Совета РФ, ряде ведомственных нормативно-правовых актов. Это привело к тому, что отдельные нормы указанных законов полностью и дословно дублируют друг друга, отдельные являются отсылочными к другим ФКЗ и ФЗ, третьи регулируют одни и те же правоотношения, содержат редакционно-различающиеся тексты, требующие дополнительных разъяснений с целью единообразного правоприменения. Некоторые нормативно-правовые акты содержат прямое противоречие норм законов положениям Конституции РФ.
Проблемой является декларирование единства статуса судей в российском законодательстве, что свидетельствует о несовершенстве нормативно-правового регулирования, проявляющегося в невозможности определения особенностей статусов судей, относящихся к разным судам. Не менее важной является проблема непоследовательного нормативно-правового регулирования статуса судей в своем развитии. Отдельные положения вводятся, позже отменяются, а вновь введённые в действие дополняются новыми положениями. Примером может служить неоднократная смена сроков назначения судей, которая проявилась во введении единого трехлетнего первичного срока, отмененного впоследствии. [4, с. 14]
Таким образом, избыточность, нестабильность и непоследовательность законодательства о статусе судьи, в том числе и судей районного суда, являются главными проблемами правового регулирования их статуса на современном этапе развития судебной власти в РФ. Нерешенность указанных проблем способна привести к разбалансировке регулирования статуса судьи, нарушению стабильности кадрового состава судейского корпуса, снижению уровня гарантий прав судей и их независимости, снижению уровня гарантий права граждан на справедливое судебное разбирательство независимым судом.
Важной проблемой в реализации статуса судьи выступает эффективность их деятельности, обусловленная совершенствованием норм, материально-организационными возможностями государства, структурными изменениями, связанными с созданием прозрачного механизма назначения судей, привлечением судей к ответственности, установлением четких квалификационных требований и дополнительных гарантий.
Проблемы реализации статуса судьи заключаются в том, что преобразования, которые направлены на его вычленение из системы исполнительных органов, не позволили в должной мере обеспечить эффективную трансформацию в социальной среде. Наблюдаются многочисленные противоречия между основной ролью общества в формировании потребностей обеспечения независимости статуса судьи, его слабой вовлеченностью в данные процессы, противоречия между представлениями граждан, представителей научного, судейского сообществ, а также, властных структур и предпринимателей о роли судьи, противоречия между профессиональной и непрофессиональной оценкой деятельности судей. К проблемам можно отнести: длительность порядка и непрозрачность механизма формирования судейского корпуса; неполная реализация принципа независимости судебной власти при формировании корпуса мировых судей; отсутствие четкой регламентации критериев отбора кандидатов в судьи; специальной подготовки кандидатов к сдаче квалификационного экзамена и четкой регламентации форм и порядка сдачи; отсутствие единой для всех регионов методики оценки знаний кандидатов при сдаче квалификационного экзамена на судейскую должность. [5, с. 84]
Обеспечение интересов судейского сообщества и государства в первую очередь и общества — во вторую, позволяет выделить такие проблемы, как: несоответствие социальным потребностям; не эффективное решение задач по формированию правового государства; незавершенность реформирования, сопровождающегося отдельными противоречиями. При этом качество и доступность осуществления судебной власти в РФ зависит от того, кто призван её осуществлять, от судей, в том числе судей районных судов, которые выступают в качестве «ключевой фигуры правосудия». [6, с.87]
Разноуровневое и многосубъектное правотворчество статуса судей требует: четкого выражения целей правового регулирования статуса судьи; законодательного закрепления компетенции субъектов нормотворчества в сфере регулирования правового статуса судьи; наличия определенных правовых средств обеспечения единообразия в реализации государственной политики правового регулирования, а также, эффективных средств оперативного реагирования на искажение воли государства в указанной сфере. [7, с. 305]
Проблемы диктуют необходимость разработки новых подходов к оценке эффективности деятельности судей, основным индикатором которой выступает уровень доверия, снижающий степень конфликтности, материальные издержки по применению силы принуждения, содержанию контролирующих органов, поддержанию стабильности, безопасности и социального порядка. Оценка эффективности деятельности судей должна осуществляться не только с позиции норм, регламентирующих правовой статус судьи, а с позиций фактического, реального состояния, соответствия или несоответствия ожиданиям и потребностям социума. Оценка деятельности судьи способствует социализации статуса судьи, основанной на эволюции учета интересов общества и государства при поддержке правовых и социальных норм и институтов. Оценка эффективности реализации статуса судьи должна включать эталон публичной услуги, определяемый потребностями, включающими: социальные ценности; систему ответственности; ориентацию на конечные результаты.
Анализ современного законодательства позволяет сделать вывод о том, что проблем правового статуса судей в реальной действительности существует достаточно много. Решать их требуется общими усилиями руководства высших судебных органов, законодательных органов и органов судейского сообщества.
Литература:
- О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 г № 3132–1 (ред. от 29.07.2018 г) // Российская газета. — 1992.
- Асманова Е. М. Некоторые проблемы функционирования районных судов / Е. М. Асманова, Э. А. Пестерева // Инновационная наука. — 2016. — № 3–2. — С.13–16.
- Власова Г. Б. Проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы Российской Федерации / Г. Б. Власова, Б. Л. Ханинова // Евразийский Научный Журнал. — № 6. — 2016. — С.1–5.
- Дакашев М. Ж. Способы совершенствования судебной системы РФ / М. Ж. Дакашев // Молодой ученый. — 2016. — № 30. — С. 304–306.
- Ермошин Г. Т. Современные проблемы правового регулирования статуса судей в Российской Федерации / Г. Т. Ермошин // Актуальные проблемы российского права. — № 7. — 2016. — С.83–92.
- Шустова Л. В. О правовом статусе судей / Л. В. Шустова // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. — № 11. — С.65–69.