Об особенностях использования средств речевого воздействия в жанре LetsPlay на основе анализа контента YouTube-блогера MrMarmok | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.10.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева, М. Н. Об особенностях использования средств речевого воздействия в жанре LetsPlay на основе анализа контента YouTube-блогера MrMarmok / М. Н. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118224/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная работа представляет исследование, направленное на идентификацию и анализ специфических средств речевого воздействия, применяемых в рамках жанра LetsPlay. Исследование базируется на анализе контента, созданного известным YouTube-блогером MrMarmok. Целью настоящего исследования является выявление наиболее эффективных средства речевого воздействия на аудиторию в контексте рассматриваемого жанра.

Ключевые слова : средства речевого воздействия, видеоблогинг, жанр LetsPlay, видеоконтент на YouTube.

Если обратиться к навигации по сайту YouTube, можно увидеть, что тематика «видеоигры» находится на втором месте по запросам пользователей. Эта тематика реализуется в жанре LetsPlay, широко представленным не только на платформе YouTube, но и на других крупных видеохостингах мира (TikTok, Instagram, Twitch и д. р.).

Блогеры, работающие в этом направлении, имеют огромную многомиллионную аудиторию, возглавляют ТОПы самых популярных блогеров русского YouTube. Приведем примеры: Марин Marmok Мокану — 19 млн подписчиков; Дмитрий Куплинов — 16 млн подписчиков; Эдуард Edison Перец — 16 млн подписчиков и т. д.

По результатам исследований Mediascope в России на 2023 год по жанровым предпочтениям на YouTube лидируют музыка и развлечения — по 21 % от общего количества поисковых запросов, далее следуют игры — 11 %, сериалы — 9 %, детский контент — 8 %. Социально-политические видео и кино занимают по 5 %, шоу — 4 %.

Как видно из приведенных выше данных, жанр LetsPlay стабильно набирает популярность среди русскоязычной аудитории YouTube, поэтому мы считаем исследование особенностей использования средств речевого воздействия в данном жанре актуальным.

Следует также добавить, что жанровая специфика LetsPlay раскрывается достаточно полно в современных исследованиях. Этой теме были посвящены работы А. А. Селютина (2018), Б. Б. Кипкеевой (2023), А. В. Болотнова (2021), О. Р. Чулкова (2017), Ю. Г. Доронина (2018) и Д. А. Байдалы (2017). Однако средствам речевого воздействия, используемых блогерами в этом жанре, уделяется недостаточно внимания.

О жанре LetsPlay.

LetsPlay — жанр видеороликов на YouTube, в котором создатели контента демонстрируют прохождение компьютерных игр, сопровождая процесс собственными комментариями. Зародившись как нишевое направление, сегодня он превратился в один из самых популярных и востребованных жанров на русскоязычном сегменте YouTube.

LetsPlay отличается от прохождений или стратегий (видеоигр) тем, что главный акцент сделан на субъективном восприятии игры, часто не соответствующим главным задачам игры или способам продвижения в ней. Следовательно, в LetsPlay, в отличие от прохождений, игроки иногда проходят лишь часть игры, не доходя до концовок. Впрочем, LetsPlay может стать прохождением, если летсплеер не только комментирует игру на основе своих впечатлений, но и делится моментами геймплея и проходит игру до конца.

LetsPlay как жанр контента на платформе YouTube произошел от английского выражения «Let's Play», что в переводе означает «давай играть».

Явление, изначально зародившееся в англоязычном интернет-пространстве в начале 2000-х годов, вскоре обрело популярность и среди русскоязычных пользователей. Первые Let's Play представляли собой скринкасты, сопровождаемые комментариями игрока, что позволяло зрителям погружаться в процесс игры, переживать за его исход вместе с автором контента.

С течением времени, особенно с момента массового распространения широкополосного доступа в интернет и увеличения производительности компьютерной техники, качество видео значительно улучшилось. Возникли специальные программы для захвата видео, а также различные платформы для обмена контентом. Это сыграло ключевую роль в дальнейшем развитии жанра летсплей на русском YouTube. Авторы начали добавлять в свои видео различные эффекты, улучшать звук, применять монтаж, чтобы сделать свои видео более привлекательными для зрителя.

О материале исследования.

Данное исследование опирается на анализ видеоконтента популярного YouTube-блогера MrMarmok, охватывающий 10 наиболее просматриваемых видео за период с июля 2022 года по июнь 2023 года (12 месяцев).

MrMarmok входит в двадцатку самых популярных YouTube-блогеров мира (данная статистика представлена на портале официальной статистики YouTube — WhatStat). При исключении из этого рейтинга иностранных и детских каналов он занимает второе место по популярности среди русскоязычных каналов YouTube.

Основав свой канал в 2008 году, MrMarmok был одним из первопроходцев среди российских блогеров, начавших создавать видеоконтент в жанре LetsPlay. Более 16 лет он продолжает привлекать новую аудиторию и вызывать стабильный интерес у зрителей.

Целевая аудитория MrMarmokа представлена молодежью, поклонниками видеоигр, преимущественно мужского пола. Уровень образования, профессии и социальный статус зрителей разнообразны и неоднородны. Из чего следует, что средства речевого воздействия, используемые блогером MrMarmok, можно считать универсальными в жанре LetsPlay.

Анализ использования средств речевого воздействия в видеоконтенте MrMarmokа.

Важные особенности использования речевых средств воздействия в видеоконтенте MrMarmokа — непроизвольность и импровизация. Видео MrMarmokа условно можно назвать любительскими, при этом они подвергаются обработке и монтажу. Так как средняя продолжительность видео MrMarmokа не превышает 20 минут, в него не может войти полное прохождение игры, блогер монтирует видео, выбирает наиболее яркие и интересные эпизоды, вставляет в видеоряд так называемые «мемы», добавляет музыку на фоне, заставку и титры. Тем не менее видео MrMarmokа нельзя назвать срежиссированными, так как жанр LetsPlay подразумевает определенную долю импровизации: блогер не может заранее предугадать, как будет протекать прохождение игры и свою реакцию на неё. Из этого следует, что блогер использует средства речевого воздействия произвольно, заранее не планируя и не продумывая их.

Учитывая успех и популярность MrMarmokа, можно говорить о хорошо развитой «интуиции» в выборе и использовании средств речевого воздействия.

Однако среди значимых композиционных частей видеоконтента MrMarmokа есть элементы, которые автор может продумать заранее: лид (описание канала), врезка (описание видео), заголовок. Мы выяснили, что и на уровне лида, и на уровне врезок и заголовков блогер активно использует различные стилистические средства: метафоры, гиперболы, сравнения, иронию, многочисленные восклицания, игровой и молодежный сленг, нецензурную, экспрессивную лексику и д. р.

Сам MrMarmokа так описывает свой канал:

«Хэй пиплы! Я Мармок. Здесь я пытаюсь поднять людям настроение смешными нарезками по различным играм, и не только!:D»

Из описания следует, что целью данного контента является развлечение аудитории. Данный текст является глобальным контекстом всего контента MrMarmokа.

MrMarmok в описаниях под видео сам предлагает своеобразное оглавление своих видео, где кратко сообщает их содержание. Блогер преимущественно использует информативно-троповые заголовки, которые выбиваются из потокового ряда других видео, привлекают внимание зрителей своей яркостью и необычностью («Ломать — не строить (Teardown)», «#38 CS: GO — Нутром чует», «Сын леса (Sons of the Forest)» и т. д.).

Несмотря на отсутствие четких закономерностей в композиционном членении видео MrMarmokа, можно отметить, что блогер стремится создать разнообразие и динамичность в своем контенте, используя элементы рекламы, музыкальные и интерактивные элементы, такие как комментарии зрителей, которые блогер использует в качестве титров в конце видео. Это помогает поддерживать интерес аудитории и создавать уникальный стиль блогера.

Обращаясь к своей аудитории, блогер использует неформальный стиль общения, называет своих зрителей «народ», «братишка», «друзья», тем самым сокращая дистанцию со зрителем, погружая его в атмосферу дружеского общения.

Стоит сказать и о широком использовании лингвистических средств воздействия. На стилистическом уровне:

Гипербол — 41 пример.

«У меня аж под языком вспотело», «Мы всё это прошли, мы погибали сотни раз», «Ни единого шанса спастись» «По-моему у меня аппендикс рассосался»;

Сравнений — 37 примеров.

«Все выглядит так, словно я солнцезащитные очки снял», «Как будто я тапком гонял таракана в коридоре», «Как истинный ниндзя», «Я как будто на облачке», «Как будто на матрас упал», «Он ушел, как терминатор», «Влетел, как пес на звук сыпающегося корма»;

Метафор — 35 примеров.

«Освещаю им путь» (бросил гранату), «Одному кожу сбрил» (задел), «Ныряйте по ссылке в описание», «Я огурец ему кинул» (о гранате), «Ведро с педалями» (о машине);

Ироний — 19 примеров.

«Я попал именно туда, куда не хотел», «Давай закрою глаза и окажусь там, где мы уже затащили», «Я не услышал вашей похвалы, б***ть, хвалите меня тише», «Я в порядке, просто вызови скорую», «Радуйся сколько хочешь, но не более пяти раз»;

Каламбуров — 12 примеров.

«Санитары дьявола», «Зачем переносить на завтра то, что можно перенести на послезавтра», «Меня пронизывает чувство собственного отстоинства»;

На уровне языка автор обращается к экспрессивной лексике, использует игровой и молодежный сленг, нецензурную лексику, смешение стилей.

Выводы.

На основе анализа видеоконтента MrMarmokа мы сделали попытку сформулировать основные особенности использования средств речевого воздействия в жанре LetsPlay:

  1. Композиционно видео блогеров, работающих в жанре LetsPlay, редко бывают разнообразны. Чаще всего после представления и приветствия зрителей блогеры сразу переходят к прохождению игры, после прощаются с аудиторией.
  2. Стремление к сближению с аудиторией через использование сленга, чаще всего игровой тематики, использование неформальных обращений к аудитории (“народ”, “братишки”, “друзья” и т. д.).
  3. Широкое использование стилистических средств языка. Здесь стоит заметить, что часто используются совершенно новые, авторские тропы и фигуры речи, корнями уходящие в глубины игровой культуры, которые могут быть не сразу понятны теми, кто находится за пределами этой сферы. Это придаёт контенту особый колорит, делая его в то же время сугубо специализированным и потенциально сложным для восприятия “чужой” аудитории. Такой прием позволяет зрителю почувствовать себя частью сообщества.
  4. Процесс создания юмористического контента часто включает в себя применение таких литературных приемов, как сарказм, ирония и каламбуры. Эти элементы служат основой для генерации смеха и развлечения аудитории. В основе такого контента лежит спонтанность высказываний, речь блогеров не обременена скрупулезной подготовкой, что делает их общение с аудиторией естественным и непосредственным.
  5. Контент основан на импровизации, речь блогеров спонтанная, неподготовленная, поэтому в видео часто встречается сниженная, грубая и даже обсценная лексика, много “слов-паразитов”. Это, с одной стороны, может свидетельствовать о высокой эмоциональной вовлеченности автора в процесс общения с аудиторией. С другой стороны, такой тип речи подчеркивает неформальность и близость общения между блогером и его подписчиками, что нередко аудиторией считается привлекательным.

Следует заметить, что для окончательных результатов необходимы дополнительные исследования, поскольку существующие выводы не являются окончательными.

Литература:

  1. Болотнов А. В. Стрим как новый гипермедиажанр // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2021. Т. 20. № 2. С. 111–120. DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.2.10
  2. Кипкеева Б. Б. Видеоблогинг как формат интернет-журналистики // Современные медиакоммуникации в глобализирующемся мире: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. (22 марта 2023 г., Пятигорск). Казань: ИП Барышов Д. А., 2023. С. 7–10.
  3. Селютин А. А. Жанровая специфика игровых видеоблогов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 139–144.
  4. Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107–113.
  5. Чулкова О. Р. Особенности предпочтения видеоблогов в молодежной среде // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 1–1 (9). С. 253–254.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое воздействие, видео, жанр, аудитория, зритель, молодежный сленг, прохождение игры, развлечение аудитории, широкое использование, экспрессивная лексика.


Ключевые слова

средства речевого воздействия, видеоблогинг, жанр LetsPlay, видеоконтент на YouTube

Похожие статьи

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Цифровой инструмент Kami: обучение, творчество, сотрудничество в условиях онлайн-занятий в школе

Данная статья посвящена описанию практики онлайн урока по иностранному языку с помощью цифрового сервиса Kami. Представленная практика показала, что сервис Kami выступает эффективным средством для обучения, коллаборации, контроля и оценки на уроках и...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Использование ресурса Learning Apps на уроках английского языка на начальном уровне обучения с учетом стиля восприятия информации у школьника

Данная статья посвящена Learning Apps, интернет-ресурсу, способствующему активизировать лексический материал на уроках английского языка и дома. Вниманию представлены разработанные игровые упражнения в указанном сервисе с учетом стиля восприятия инфо...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Особенности автоматизации мониторинга социальных сетей

В настоящей статье рассмотрены особенности автоматизации мониторинга социальных сетей. Также автор привел содержательные статистические данные по интенсификации использования социальных сетей, уделив особое внимание процессу мониторинга контента в ни...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Понятие «качество» в организации спортивных мероприятий и анализ комплекса потребностей, удовлетворяемых услугами компании «SpbFighters»

В данной работе рассмотрены основные аспекты управления качеством в компании «SpbFighters». Автором была изучена специфика общего качества услуг, а также определены характеристики качества услуг применительно к организации спортивных мероприятий. Так...

Похожие статьи

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Цифровой инструмент Kami: обучение, творчество, сотрудничество в условиях онлайн-занятий в школе

Данная статья посвящена описанию практики онлайн урока по иностранному языку с помощью цифрового сервиса Kami. Представленная практика показала, что сервис Kami выступает эффективным средством для обучения, коллаборации, контроля и оценки на уроках и...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Использование ресурса Learning Apps на уроках английского языка на начальном уровне обучения с учетом стиля восприятия информации у школьника

Данная статья посвящена Learning Apps, интернет-ресурсу, способствующему активизировать лексический материал на уроках английского языка и дома. Вниманию представлены разработанные игровые упражнения в указанном сервисе с учетом стиля восприятия инфо...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Особенности автоматизации мониторинга социальных сетей

В настоящей статье рассмотрены особенности автоматизации мониторинга социальных сетей. Также автор привел содержательные статистические данные по интенсификации использования социальных сетей, уделив особое внимание процессу мониторинга контента в ни...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Понятие «качество» в организации спортивных мероприятий и анализ комплекса потребностей, удовлетворяемых услугами компании «SpbFighters»

В данной работе рассмотрены основные аспекты управления качеством в компании «SpbFighters». Автором была изучена специфика общего качества услуг, а также определены характеристики качества услуг применительно к организации спортивных мероприятий. Так...

Задать вопрос