Грамматические средства воздействия на читателя в детских СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 20.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Федина, А. А. Грамматические средства воздействия на читателя в детских СМИ / А. А. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 562-565. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114146/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматривается понятие речевого воздействия и проявления грамматических средств речевого воздействия на читателей детских изданий. В качестве примера было выбрано периодическое детское издание «Классный журнал». Автор сосредоточил внимание на следующих методах грамматического воздействия: употребление повелительного наклонения; использование восклицательных предложений; использование риторических вопросов; использование прямой речи.

Ключевые слова: речевое воздействие, детские СМИ, грамматические средства воздействия, классный журнал.

Детская печать в России в настоящее время представляет собой важный элемент медийной системы, отличающийся от других типов печати. Ее основной целью является привлечение внимания детей. В результате этого в детской журналистике используются уникальные приемы и средства для общения с аудиторией, которые нельзя встретить в других типах печати. Юношеская и детская журналистика является ключевым компонентом в общей системе массовых коммуникаций. Она играет роль вовлечения молодого поколения в интеллектуальный и духовный потенциал общества, а также обеспечивает передачу информации от старшего поколения к младшему. Кроме того, она предоставляет возможность детям общаться друг с другом, действуя как средство коммуникации. Это прекрасная возможность для юной аудитории познать мир [6, с. 36].

Современные детские СМИ играют важную роль в формировании мировоззрения и развитии языковых навыков у детей. Один из ключевых аспектов, который они используют для привлечения и удержания внимания юных читателей, это грамматические средства, которые способны эффективно воздействовать на целевую аудиторию.

В рамках статьи мы рассмотрим грамматические средства воздействия на читателей в детских СМИ, используя материалы электронного издания «Классный журнал».

Идеи, выражаемые автором через язык печатных изданий, стимулируют к действиям и вызывают реакцию у читателей. Лексико-грамматические методы сочетаются с учётом метаязыковых целей в коммуникативно-прагматическом контексте, где сочетаются прагматический и семантический аспекты [8]. В рамках исследования мы выделили следующие основные понятия теории речевого воздействия: воздействие, манипуляция, речевые (коммуникативные) стратегии и речевые (коммуникативные) тактики . В данной части работы нами был проведен анализ данных терминов, обозначены их особенности и взаимодействие.

Важным понятием для настоящего исследования является воздействие. В общем смысле слово «воздействие» следует понимать, как «оказание влияния на кого-либо для достижения определенного результата» [8]. Важность эффективности общения в текстах информационного дискурса нередко связана с понятием «воздействие» , поскольку дискурс представляет собой пространство передачи информации, где автор стремится вызвать определенные реакции у аудитории. Проявляется это в том, что все усилия автора текста в СМИ направлены на достижение конкретного эффекта через речевое воздействие, что является главной целью в коммуникации. Таким образом, воздействие — это влияние на человека, которое достигается за счет речевых и визуальных средств с целью убедить собеседника принять определенную точку зрения, решение о каком-либо действии или поступке и т. д.

Под манипуляцией принято понимать воздействие на человека с целью убедить его в правоте высказываемой говорящим точки зрения [7]. Взаимосвязь между манипуляцией и воздействием является очевидной, и они имеют достаточно общих черт. При анализе этих понятий можно заключить, что манипуляция является более узким понятием по сравнению с воздействием. Таким образом, манипуляцию можно рассматривать как одну из форм воздействия. Медиа часто используют манипуляции как способ представления информации. Современное общество считает «манипулятивный характер представляемой информации» одним из негативных проявлений средств массовой информации, как утверждают некоторые исследователи [7].

Можно сделать вывод о том, что манипуляция и воздействие — взаимосвязанные понятия. Однако воздействие остается более широким, так как включает в себя в том числе и манипуляцию.

Информационный дискурс обладает определенным набором речевых (коммуникативных) стратегий и тактик воздействия. Обращение к ним ученых в исследованиях, посвященных эффективному общению, обусловлено тем, что они позволяют изучить процесс коммуникации для его последующей оптимизации. Об этом пишет О. С. Иссерс, отмечая, что «именно тактики производят впечатление действительно доступных изучению единиц» [1, с. 23], поскольку «всегда найдется пример речевых действий (и не один), с трудом подводимый под какой-либо тип речевого акта или речевого жанра» [2, с. 23–24]. Несмотря на отсутствие единого подхода к определению стратегий и тактик общения, значительно повышая эффективность речи, знание и умение их применять в коммуникации помогают достичь цели и желаемого результата. Исследователи проявляют повышенный интерес к представленным категориям, но не пришли к общему мнению по этому вопросу.

Т. В. Матвеева так определяет речевую стратегию: «Речевая стратегия — мыслительный план общения посредством речи, направленный на достижение общей коммуникативной цели в речевом событии, и, далее, организация говорящим своего речевого поведения в соответствии с этим планом, а также условиями общения, ролевыми и личностными особенностями речевых партнеров, культурной традицией» [5, с. 122]. При выборе стратегии необходимо учитывать личные мотивы и установки, а также социокультурные ценности и общественные нормы. Важно помнить, что в речевых стратегиях важны как индивидуальные, так и коллективные аспекты социокультурной детерминированности. На выбор речевых стратегий влияет и отбор тех способов и средств, которые необходимы для достижения поставленной задачи.

Различные интерпретации понятия «стратегия речи (коммуникации)» были рассмотрены выше. Общая идея, однако, прослеживается в этих определениях: стратегия включает в себя планирование общения с целью определения лучшего решения задач говорящего. Таким образом, речевая стратегия представляет собой когнитивный план общения, который направлен на достижение определенной коммуникативной цели в акте общения коммуниканта [8].

Грамматические средства в детских СМИ имеют свою специфику. Они не только служат для передачи информации, но и создают определенное настроение, активизируют чувства и фантазию детей. В данной статье будут рассмотрены основные грамматические приемы и инструменты, которые применяются в детских СМИ для достижения этих целей.

Мы выделяем следующие стратегии грамматического воздействия на читателя, которые могут быть использованы в рамках детских СМИ [8]:

1)употребление повелительного наклонения;

2)использование восклицательных предложений;

3)использование риторических вопросов;

4)использование прямой речи.

Рассмотрим, как представленные стратегии могут быть использованы в рамках «Классного журнала» как одного из представителей детских СМИ. Первая стратегия, связанная с грамматическими средствами — употребление повелительного наклонения . Повелительная форма глаголов позволяет авторам обращаться к читателю и передавать определенные инструкции или рекомендации. В данном подразделе мы рассмотрим употребление повелительного наклонения в детских СМИ и его влияние на читателя. Употребление повелительного наклонения достаточно характерная стратегия для детских СМИ и используется в основном с целью фокусировки внимания читателя на тех или иных действиях. Чаще всего данная стратегия применяется в текстах, связанных с выполнением заданий, решением головоломок или изготовлением изделий. Например, в выпуске № 12 от 2023 г. есть статья «Зимние игры» , в которой все выражено за счет повелительного наклонения. Использование повелительного наклонения создает эффект указания, которое необходимо выполнить, что хорошо работает на детскую аудиторию. Такие формулировки создают ощущение прямого общения автора с читателем, делая информацию более доступной и эмоционально окрашенной.

Повелительное наклонение также используется для дать читателю советы и рекомендации. Например, фразы «Посмотри на это», «Попробуй новое», «Изучи интересные факты» могут побудить читателя к поиску новой информации или приобретению новых навыков. Такие формулировки имеют целью развитие интеллектуальных и творческих способностей читателя, а также вовлечение его в деятельность. Грамматические формы повелительного наклонения могут быть разные — от простой формы, использующейся для дачи одного прямого указания («Сделай!») , до сложных форм, включающих в себя различные формы глагола и вспомогательные слова («Приди и попробуй!») . Многообразие форм повелительного наклонения позволяет авторам детских СМИ выбирать наиболее подходящую и выразительную форму для передачи своих идей и задач.

Наконец, употребление повелительного наклонения в детских СМИ способствует развитию самостоятельности и ответственности у читателя. Призывы типа «Убери свою комнату», «Попроси разрешение перед тем, как сделать что-то» учат детей самостоятельности и хорошему поведению. Они могут быть рассмотрены в качестве моделей поведения и помочь детям формировать гражданские качества и навыки.

Использование риторических вопросов в детских СМИ — одно из грамматических средств воздействия на читателя, которое активно применяется в данной сфере. Риторические вопросы — это вопросы, на которые автор не ожидает конкретного ответа, а задает их для эмоционального или риторического эффекта. Использование риторических вопросов , часто применяется в заголовках «Классного журнала», для привлечения внимания ребенка к статье или рубрике. В качестве примера можно использовать следующие заголовки: «Кто тут самый умный?» [4], «Почему ты влюбляешься?» [3], «Зачем нужен страх?» [2], «Что происходит в мозге?» [2] и т. д. Риторические вопросы также могут использоваться в самом тексте статьи или материала. Они позволяют удержать внимание читателя и включить его в обсуждение или размышление на определенную тему. Много примеров, использования риторических вопросов, в качестве грамматического метода воздействия на читателя мы видим в выпуске № 2 от 2022.

Здесь можно сразу увидеть пример использования еще одной стратегии — использование восклицательных предложений. В детских СМИ восклицательные предложения применяются для создания яркости и динамики в тексте, чтобы привлечь внимание юного читателя и вызвать его интерес к содержанию. Они помогают усилить эмоциональное воздействие на ребенка и сделать материал более запоминающимся. Кроме того, восклицательные предложения способствуют формированию активного и эмоционального отношения к прочитанному и развивают у детей навыки выражения и понимания эмоций.

Использование прямой речи является одним из грамматических средств, которые активно применяются в детских СМИ для воздействия на читателя. В детских СМИ, таких как детские газеты и журналы, сайты и блоги, прямая речь играет важную роль в создании интересных и захватывающих материалов для маленьких читателей [1, с. 36]. Прямая речь позволяет авторам детских СМИ приблизиться к своей аудитории, создавая ощущение прямого общения. Прямая речь передает диалоги, вопросы, комментарии персонажей, создавая ощущение живого разговора. Это позволяет детям лучше понимать и воспринимать информацию, так как они могут находить себя в роли участников беседы. В «Классном журнале» есть отдельная рубрика, в которой часто встречается прямая речь — «Классная почта» [2–4]. В данной рубрике представлены отзывы читателей журнала, их ответы на какие-либо вопросы и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование грамматических методов воздействия на читателей является характерной чертой детских СМИ. На примере издания «Классный журнал» нами были рассмотрены такие методы грамматического воздействия, как: употребление повелительного наклонения; использование восклицательных предложений; использование риторических вопросов; использование прямой речи . Применение указанных грамматических методов позволяет эмоционально насытить текст, сделать его простым для детского понимания и привлечь внимание юного читателя.

Литература:

  1. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: УРСС, 2002. — 284 с. — Текст: непосредственный.
  2. Классный журнал. — 2021. — № 10. — 31 с. — Текст: непосредственный.
  3. Классный журнал. — 2022. — № 2. — 31 с. — Текст: непосредственный.
  4. Классный журнал. — 2023. — № 12. — 30 с. — Текст: непосредственный.
  5. Матвеева, Т. В. Ведение диалога как сфера лингвоэкологии // Экология языка и коммуникативная практика. — 2014. — № 2. — С. 121–131. — Текст: непосредственный.
  6. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. — Воронеж: Истоки, 2012. — 178 с. — Текст: непосредственный.
  7. Шагимулина, Д. Р. Приёмы языковой игры в детской журналистике (Весёлые картинки» и «Мурзилка»). — URL: https://works.doklad.ru/view/939cZ67cNOM.html (дата обращения: 9.05.2024). — Текст: электронный.
  8. Шарафутдинова, Е. И. Влияние СМИ на речь современного школьника. — URL: https://school-science.ru/20/10/56127 (дата обращения: 9.05.2024). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): повелительное наклонение, речевое воздействие, читатель, детская, использование прямой речи, прямая речь, СМИ, стратегия, грамматическое воздействие, речевая стратегия.


Ключевые слова

речевое воздействие, детские СМИ, грамматические средства воздействия, классный журнал

Похожие статьи

Задать вопрос