В РФ одним из основных доходных источников бюджетной системы являются налоги. В данной статье рассматривается налоговая система, являющаяся основой формирования бюджетов всех уровней. Целью исследования является определение понятия налоговой системы, определение ее преимуществ и недостатков. В результате автором раскрываются теоретические аспекты, касающиеся налоговой системы, ее преимущества и недостатки.
Ключевые слова: налог, налоговая система, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.
Обеспечение эффективного и устойчивого развития РФ требует четкого разграничения финансовых ресурсов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления для реализации возложенных на них функций должны быть обеспечены необходимыми бюджетными средствами. В РФ одним из основных доходных источников бюджетной системы являются налоги, поступление которых обеспечивает налоговая система. Актуальность данной темы заключается в том, что несмотря на активное развитие налоговой системы РФ в ней остается еще много спорных моментов и недостатков.
Российские авторы различно трактуют понятие налоговой системы.
Ю. А. Крохина характеризует налоговую систему как «совокупность законно установленных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов ее построения». [4]
А. А. Тедеев, В. А. Парыгина определяют налоговую систему РФ как «основанную на определенных принципах систему взаимодействия субъектов, участвующих в урегулированных нормами права общественных отношениях, складывающихся в сфере налогообложения». [5]
По смыслу статей 12–15, 18 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов — совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. [2]
Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом РФ в состав налоговой системы входят 10 федеральных налогов и сборов, 3 региональных налога и 3 местных налога и сбора.
Главной особенностью налоговой системы РФ является ее трехуровневость, что обусловлено государственным устройством РФ, предполагающим федеративность и разделение органов власти на три самостоятельных уровня (федеральный, региональный и местный), и, соответственно, разграничение налоговых доходов между бюджетами всех трех уровней. [4]
Формирование и правовое регулирование налоговой системы — исключительная компетенция федеральных органов власти, которые разграничивая налоги между тремя уровнями налоговой системы, создают правовые механизмы образования собственных доходов бюджетов различных уровней. [1]
Конституцией РФ субъекты РФ наделены полномочиями по установлению общих принципов налогообложения и сборов в РФ, но только в рамках компетенции, установленной федеральным законодательством.
Таким образом, в РФ создана едина централизованная налоговая система с одновременной концентрацией на федеральном уровне всех инструментов воздействия на ее основные параметры. Внесение изменений и дополнений в структуру налоговой системы и ее основные элементы возможно только федеральными законами.
К достоинствам российской налоговой системы можно отнести:
1) значительное сокращение количества налогов по сравнению с 01 января 1992 года (в данный период действовало 39 налогов);
2) кодификация законодательства в виде Налогового кодекса РФ;
3) преобладание прямых налогов над косвенными налогами;
4) строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, установленных на территории страны;
5) расширение цифровых методов для увеличения собираемости налогов и более быстрого взаимодействия с налоговыми органами.
Недостатки:
1) одним из недостатков налоговой системы РФ является слишком частое внесение изменений в налоговое законодательство (в часть первую — более 180 Федеральных законов, в часть вторую — более 660 Федеральных законов); [2] [3]
2) сложность оценки налоговых льгот.
Еще одной проблемой является соблюдение принципа справедливости, что осложняется необходимостью соблюдения баланса выгоды налогоплательщика и его платежеспособности, равенства прав и обязанностей всех налогоплательщиков.
Российская система налогообложения имеет регрессивный характер: население с высоким уровнем дохода тратит меньшую долю на уплату налогов, а население с меньшим уровнем дохода, наоборот, большую долю.
В качестве решения этой проблемы в литературе встречается предложение о включении в расчет налога на доходы (далее — НДФЛ) доходов от всех источников, включая дивиденды, доходы от вкладов в банках, а также от владения и продажи всех видов имущества, при этом совокупный годовой доход должен облагаться по прогрессивной ставке до 35 % на годовой доход свыше 15–20 млн. рублей. Одновременно, указывается о необходимости утверждения минимальной суммы дохода, например, трехкратная сумма прожиточного минимума в соответствующем налоговом периоде, не облагаемой налогом.
С данным предложением мы согласны лишь отчасти, так как установление необлагаемой суммы дохода может привести к обратному эффекту: население будет стремиться укрывать свои доходы и еще более активно соглашаться на неофициальную «серую» заработную плату, хотя процент граждан страны, получающих «зарплату в конвертах», и так очень велик (по данным министерства финансов РФ в 2020 году 30–40 % граждан работают на таких условиях оплаты труда), при этом ответственность работодателя в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ крайне невелика. [6]
В РФ отсутствует необходимость ежегодного предоставления деклараций по НДФЛ, позволяющих налоговым органам контролировать и расходы на приобретение движимого и недвижимого имущества с целью перекрестного контроля доходов и расходов.
Кроме того, НДФЛ — основной источник доходов региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируются такие важные сферы, как, здравоохранение и образование, которыми пользуются все слои населения.
В местных бюджетах поступление НДФЛ составляет почти половину налоговых и неналоговых доходов, непоступление данного налога в полном объеме значительного сказывается на выполнении принятых бюджетом обязательств.
Таким образом, перспективы налоговой системы заключаются в поиске таких объектов, налогообложение которых обеспечивало бы соблюдение фискальных приоритетов государства и не ущемляло бы экономическую самостоятельность налогоплательщиков.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — 31. — ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 3. — ст. 3340.
- Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 503 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488569 (дата обращения: 14.12.2023).
- Тедеев, А. А. Налоговое право России: учебник для вузов / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 410 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488840 (дата обращения: 20.12.2023).
- РИА Новости [Электронный ресурс]: В Совфеде назвали процент россиян, получающих «серую» зарплату. URL: https://ria.ru/20201124/zarplata-1586111153.html (Дата обращения: 29.12.2023).