В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития налоговой системы РФ.
Ключевые слова: налог, элементы налогообложения, налоговая система, налоговый кодекс.
Актуальность темы «Пути эволюционного развития налоговой системы» неоспорима, так как в настоящее время в России уделяется особое внимание налоговой системе. Разрабатываются и публикуются новые законы, проекты и нормативные акты по улучшению, совершенствованию налоговой системы. Идет формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов воздействия фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей государственной экономики. Данные реформы свидетельствуют о стремлении РФ изменить экономическое положение в стране.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство влияет на рыночную экономику, являются налоги. В рыночной экономике каждая страна, в каждом государстве налоговую политику используют как своего рода регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов формируются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Кроме того, при помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе вовлечение иностранных инвестиций, формируются хозрасчетные доходы и прибыль предприятий.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе предоставления определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Также в Налоговом кодексе Российской Федерации в статье 17 «Общие условия установления налогов и сборов» закреплены элементы налогообложения, которые представлены на рисунке 1:
Рис. 1. Элементы налогообложения
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом, формы и методы их построения, способы исчисления налогов и налоговый контроль.
Т. Ф. Юткина понимает под налоговой системой институциональное образование, смысл которого заключается в функционировании всей совокупности налоговых форм на основе фундаментальных принципов налогообложения, обеспечивающих компромисс различных финансовых интересов [9, с. 10].
В. Г. Пансков считает, что «налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства» [7, с. 20].
Основными органически связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.
Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в течение определенного периода. Налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж являются основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике. Налоговый механизм — более широкое понятие, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на реализацию налогового законодательства. Через налоговый механизм реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевой направленностью является решение конкретных социально-экономических задач [2, с. 54].
Когда-то философы относились к налогу как к общественно необходимому и полезному явлению, несмотря на то, что формы налога были варварскими: военные трофеи, труд рабов, жертвоприношения и многое другое. С развитием общества налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к современному содержанию.
Что же собой представляют налоги, какими качествами должны обладать определенные платежи, чтобы их можно было назвать налогами? Л. Н. Лыкова дает понятие, что " налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления» [3, с. 11].
Н. В. Миляков же пишет, что налог — это платеж, связанные с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него [5, с. 15].
Налоговая система подвержена постоянным изменениям под воздействием внутренних и внешних факторов (влияний), т. е. является не статической, а динамической системой. Налоговая система Российской Федерации строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней, в зависимости от уровня управления налоговым процессом: Федерального (на уровне Российской Федерации), регионального (на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения) и местного (муниципальных образований).
Федеральные налоги в Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов составляется там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и применяются на территории соответствующего субъекта Федерации.
Вводя региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговую ставку по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога. Все остальные элементы региональных налогов устанавливаются соответствующей главой Налогового кодекса. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований [6, с. 93].
Сегодня российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.
Экономическая сущность налога выражается при помощи его функции. Налоговая функция — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Основные функции налогов — это контрольная, стимулирующая, распределительная и фискальная.
Законодательная база налоговой системы Российской Федерации определяется Налоговым кодексом (НК). В России общую линию налогового законодательства определяется Советом Федерации, Государственной Думой, Президентом РФ и Правительством РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые вступают в силу с одобрения Совета Федерации и подписью Президента [1].
Налоговый кодекс Российской Федерации — это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Налоговая система основана на ряде принципов. Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от уплаты налогов утверждается законом. Это дает возможность использовать налоговую систему как инструмент государственной политики, имеющий силу закона, с одной стороны, а с другой — для защиты прав налогоплательщика. Принципы налогообложения — это основные идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В налоговой системе можно выделить экономические, организационные и юридические принципы (таблица 1).
Таблица 1
Принципы налогообложения
Организационные |
Экономические |
Юридические |
Принцип единства налоговой системы |
Принцип хозяйственной независимости |
Принцип нейтральности |
Принцип подвижности налогообложения |
Принцип справедливости |
Принцип установления налогов законами |
Принцип стабильности налоговой системы |
Принцип соразмерности |
Принцип приоритета налогового закона над неналоговым |
Принцип множественности налогов |
Принцип учета интересов |
Принцип отрицания обратной силы налогового закона |
Принцип исчерпывающего перечня налогов |
Принцип экономичности |
Принцип наличия в законе существенных элементов налога |
Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений |
Принципы налоговой системы Российской Федерации принимают интересы субъектов налоговой системы и соответствуют основам налоговой системы, установленным в современном демократическом обществе. Необходимость налогов определяется непосредственно функциями государства. Как указывал Ж. Прудон, в сущности, вопрос о налоге есть — вопрос о государстве. Налоги были и остаются основными источниками государственных доходов. На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили естественный и материальный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме. По образному выражению К. Маркса «налоги — это материнская грудь, кормящая государство, или пятый Бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [4. C. 83].
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изм. и доп. на 1 октября 2018 г. (+ сравнительная таблица изменений). — М.: Издательство Эксмо, 2018. — 1664с.
- Георгиев, В. А. История России XIX — начала XX века. — М.: Академия изд-во МГУ, 2011. — 864с.
- Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия: Профессиональное образование
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955–1973. Т. 7. — 83 с.
- Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение. Учебник. — 7-е изд., пе-рераб. и доп. / / Н. В. Миляков. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 509с.
- Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 655 с.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. / В. Г. Пансков. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001–448с.
- Поляка, Г. Б. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 463 с.
- Юткина Т. Ф. Налоги и Налогообложение. Учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. / Т. Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2011–576с.
- Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1998–2002. М.: Дело, 2003.