Теоретико-правовые основы системы налогов и сборов РФ: классификация, правовое регулирование и субъекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 27.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Шарифова, Л. Р. Теоретико-правовые основы системы налогов и сборов РФ: классификация, правовое регулирование и субъекты / Л. Р. Шарифова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118712/ (дата обращения: 28.10.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются теоретико-правовые основы системы налогов и сборов Российской Федерации, включая классификацию налогов, правовое регулирование и субъекты налоговых правоотношений. Также приведен анализ судебной практики, связанной с деятельностью УФССП по исполнению налоговых обязательств.

Ключевые слова: налоги, сборы, правовое регулирование, налоговые правоотношения, УФССП, исполнение налоговых обязательств.

The article examines the theoretical and legal foundations of the Russian tax and levy system, including tax classification, legal regulation, and subjects involved in tax relations. The paper also analyzes case law regarding the role of the Federal Bailiff Service (FSSP) in enforcing tax obligations.

Keywords: taxes, levies, legal regulation, tax relations, FSSP, tax enforcement.

Налоги и сборы обеспечивают государству основные финансовые ресурсы для выполнения его ключевых задач, таких как социальная поддержка, оборона и развитие инфраструктуры. Они выступают важным инструментом экономического регулирования. Для того чтобы эта система работала эффективно, необходимо четкое правовое регулирование, которое учитывает интересы как государства, так и налогоплательщиков. Налоговое законодательство России меняется, отражая экономические реалии и международные тенденции. В статье ставится задача проанализировать теоретические основы налоговой системы, классифицировать налоги, исследовать их правовое регулирование и выявить особенности субъектов налоговых правоотношений.

Федеральный закон № 147-ФЗ от 31 июля 1998 года, введший в действие первую часть Налогового кодекса Российской Федерации, установил ключевые принципы правового регулирования в области налоговых взаимоотношений. Это позволило перейти к более систематизированной и упорядоченной налоговой политике. Благодаря Налоговому кодексу, налоговая система в РФ была структурирована и нацелена на унификацию правовых аспектов налогообложения. В результате налоговые нормы стали более последовательными и понятными, это облегчило их применение для налогоплательщиков и для государственных органов [1, с. 15].

В Налоговом кодексе Российской Федерации, принятом в 1998 году, установлены основные принципы, лежащие в основе налоговой системы страны. К ним относятся:

– Всеобщность и равенство налогообложения, которые предусматривают одинаковые условия для всех налогоплательщиков независимо от их организационно-правовой формы и вида деятельности. Справедливое распределение налогового бремени гарантирует, что каждый участник экономических отношений вносит свой вклад в государственный бюджет.

– Справедливость и публичность налогообложения, подразумевающие честное и открытое взимание налогов с учетом реальных экономических возможностей налогоплательщиков. В результате повышается доверие к налоговой системе, стимулируется добровольное исполнение налоговых обязательств.

– Определенность налоговой обязанности, обеспечивающая ясность и прозрачность налоговых требований. Четкое законодательное закрепление налоговых норм позволяет налогоплательщикам точно знать свои права и обязанности, это снижает вероятность возникновения споров и недоразумений с налоговыми органами.

– Единство экономического пространства, направленное на предотвращение создания барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капитала внутри страны. Этот принцип способствует развитию внутреннего рынка и укреплению экономических связей между регионами Российской Федерации [1, с. 52].

Налоговая система Российской Федерации строится на принципах иерархии и многоуровневости, отражающих распределение властных полномочий между федеральным центром и региональными органами. В этой системе налоги классифицируются по уровням установления и регулирования, каждый из которых имеет свои задачи и функции в фискальной политике [2, c. 177].

Федеральные налоги являются основой налоговой системы РФ и включают:

– Налог на добавленную стоимость (НДС), который исчисляется по ставкам 20 %, 10 % или 0 % в зависимости от типа товаров и услуг.

– Налог на прибыль организаций, ставка которого составляет 20 %, и он направлен на обложение дохода корпораций, уменьшенного на величину разрешенных вычетов и расходов.

– Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с базовой ставкой 13 %, а для доходов свыше 5 млн рублей — 15 %.

– Акцизы, взимаемые с производства и оборота определённых групп товаров (алкоголь, табак, бензин).

– Налог на добычу полезных ископаемых, зависящий от типа ресурса и объёма добычи.

– Государственная пошлина, обязательная к уплате при совершении юридически значимых действий.

Эти налоги регулируются Налоговым кодексом РФ и вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета, финансируя ключевые направления социальной и экономической политики государства.

Региональные налоги устанавливаются органами власти субъектов РФ и включают налоги, такие как:

– Налог на имущество организаций, исчисляемый из стоимости имущества компании.

– Транспортный налог, зависящий от мощности и возраста транспортного средства.

– Налог на игорный бизнес, обложение которого осуществляется за каждое игровое устройство или игровой стол [3, c. 332].

Субъекты федерации имеют право самостоятельно корректировать налоговые ставки в рамках, установленных федеральным законодательством, что позволяет адаптировать налоговую политику под специфику регионального экономического развития.

Местные налоги, установленные органами местного самоуправления, ориентированы на удовлетворение потребностей муниципалитетов:

– Земельный налог, который зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

– Налог на имущество физических лиц, рассчитываемый на основе кадастровой стоимости имущества.

– Торговый сбор, применяемый в некоторых городах, таких как Москва, для регулирования торговой деятельности.

Налоги варьируются по методам взимания и расчету. Пропорциональные налоги, как НДС, имеют фиксированную ставку, не зависящую от размера налогооблагаемой базы. Прогрессивные налоги, вроде НДФЛ в некоторых странах, возрастают с увеличением дохода. Регрессивные налоги, менее распространенные в России, уменьшаются с ростом налоговой базы [4, c. 104].

Сборы отличаются от налогов — это обязательные платежи, уплата которых связана с предоставлением государственных услуг или прав. Например, государственная пошлина взимается при регистрации сделок или предоставлении лицензий. В отличие от налогов, которые являются безвозмездными, сборы предполагают получение определенной услуги в обмен на уплату.

Объекты налогообложения охватывают разнообразные источники, от операций с товаром и услугами до прибыли предприятий и владения имуществом. Налоговая база определяет объём облагаемого объекта, служа основой для расчёта налога.

В России налоговые субъекты включают налогоплательщиков и налоговых агентов. Налогоплательщики — это физические и юридические лица, обязанные по закону вносить налоги и сборы. Налоговые агенты занимаются удержанием и перечислением налогов от имени других лиц, способствуя наполнению бюджета [5, c. 228].

Федеральная налоговая служба (ФНС) надзирает за исполнением налогового законодательства через проведение проверок. Она следит за точностью расчетов и своевременностью взносов, а также за правильностью бухгалтерской документации. При обнаружении нарушений, ФНС может обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП), которое занимается принудительным взысканием налоговых задолженностей, штрафов и пеней [6, c. 86].

За налоговые нарушения предусмотрены как административные, так и уголовные наказания, в зависимости от серьезности нарушений. Административные штрафы применяются за просрочку платежей или предоставление недостоверной информации, а при грубых нарушениях может быть инициировано исполнительное производство с вмешательством УФССП для обеспечения взыскания.

Ставки и методы расчета налогов регулируются Налоговым кодексом и зависят от типа налога. НДС в России исчисляется по ставкам 0 %, 10 % и 20 %, с возможностью вычетов для определенных категорий товаров и услуг. Налог на прибыль компаний рассчитывается из прибыли за вычетом операционных расходов. Акцизы зависят от объема или стоимости подакцизных товаров. Сроки и порядок уплаты налогов, включая подачу деклараций и уплату НДС, строго регламентированы, что обеспечивает контроль за поступлениями в бюджет [7, c. 266].

В системе налоговых льгот, предусмотренных законодательством, отдельным категориям налогоплательщиков разрешается уменьшать налоговую базу или полностью освобождаться от налоговых обязательств. Эти меры нацелены на поддержку определённых секторов экономики и социальных групп, отражая социальную направленность государственной налоговой политики.

Рассмотрим, как на практике реализуются теоретико-правовые основы системы налогов и сборов РФ, включая правовое регулирование и субъектный состав, на примере судебной практики, связанной с деятельностью УФССП по вопросам принудительного исполнения налоговых и других обязательств.

В рамках судебного дела № 2А-1–662/2023 рассматривался вопрос о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования за неисполнение решения суда в срок. Судебные приставы вынесли постановление о взыскании сбора, так как администрация не смогла выполнить обязательства по установке системы оповещения, несмотря на предоставленные отсрочки. Доводы о том, что у администрации не было достаточных ресурсов для исполнения решения, были отклонены судом. Это демонстрирует, что субъект налоговых правоотношений, будь то физическое или юридическое лицо, несет обязательства по своевременному исполнению судебных актов, связанных с налоговыми обязательствами, а УФССП строго контролирует выполнение этих обязательств.

В деле № 2А-5018/2023 индивидуальный предприниматель оспаривал действия судебных приставов по исполнению решения о принудительном освобождении земельного участка. В рамках дела суд подтвердил, что наложение исполнительского сбора за неисполнение судебного акта было обоснованным, поскольку предприниматель не предоставил доказательств того, что он не был надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства. Это подчеркивает значимость правильного взаимодействия между налогоплательщиками и судебными приставами, когда неполучение уведомления или другие административные нарушения могут существенно осложнить ситуацию для должника.

Еще один пример из судебной практики — дело № 2А-5138/2023, в котором Министерство природных ресурсов и экологии было освобождено от исполнительского сбора по причине невозможности исполнения решения суда. Суд учел объективные обстоятельства, связанные с исчерпанием лимита на добычу охотничьих ресурсов, что сделало исполнение невозможным. Этот случай показывает, что в налоговых правоотношениях суды могут освобождать должника от принудительных мер, если докажется наличие обстоятельств, исключающих его вину.

Анализ судебной практики демонстрирует, что система налогов и сборов РФ функционирует в рамках строгого правового регулирования, и субъекты этих правоотношений обязаны соблюдать нормы налогового законодательства. Судебные приставы играют ключевую роль в обеспечении принудительного исполнения обязательств, в том числе налоговых. Однако, при наличии объективных препятствий для исполнения, суды могут учитывать обстоятельства и освобождать должников от ответственности.

Система налогов и сборов РФ опирается на четкую правовую базу, регулирующую отношения между государством и налогоплательщиками. Ключевую роль в обеспечении исполнения налоговых обязательств играют налоговые органы и судебные приставы, которые контролируют соблюдение законодательства и применяют меры принудительного взыскания при необходимости. Правоприменение в этой области строгое, но при наличии объективных препятствий суды могут освобождать должников от ответственности, что подчеркивает баланс интересов в налоговых правоотношениях.

Литература:

  1. Малкина М. Ю., Балакин Р. В. Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 127 с.
  2. Бокач С. Б. Налоговые правоотношения: некоторые аспекты использования терминологии в нормативно-правовых актах // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. 2021. № 93. URL: С. 177–182.
  3. Дубровская Т. Н., Леденева А. Р. Налоговая система России и перспективы ее развития // Молодой ученый. 2019. № 46. С. 332−335.
  4. Веселков В. А. Теоретико-правовые основы защиты прав субъектов налоговых правоотношений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1–1 (76). С. 104–107.
  5. Бурнышева Л. В., Львова И. Г. Субъекты налоговых правоотношений // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 2. С. 228–233.
  6. Илюхина В. С. Правовое регулирование деятельности налоговых органов // Приложение к «Вестнику юридического института МИИТ»: статьи студентов и преподавателей Юрид. ин-та Рос. ун-та транспорта и других вузов. 2020. № 4 (32). С. 85–89.
  7. Ястремский В. В. Налоговые правоотношения: характеристика понятийного аппарата // Вестник науки. 2022. № 12 (57). С. 266–272.


Задать вопрос