В данной статье рассмотрены недостатки современной налоговой системы и пути ее совершенствования.
Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики
Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются обязательными платежами граждан и организаций, так как налоговые поступления являются источником дохода пополнения бюджета государства и (или) муниципальных образований. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. Основным регулятором экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а также определяет преимущества экономического развития. [6].
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. К федеральным налогам и сборам относятся: водный налог, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, акцизы. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. К местным налогам: налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше трудностей при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику. [6]
Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.
Приведем ряд недостатков налоговой системы России:
− отсутствие стабильности в проводимой налоговой системе. Из-за большого количества видов налогов существует проблема запутанности и противоречивости нормативной базы налогов, к которым по сей день периодически вносятся изменения и поправки. Это приводит к неустойчивому положению экономики страны, а также к ошибкам при отчислении налогов, за которые предприятиям приходится платить пени за несвоевременную уплату налога;
− устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов с предприятий. Такой метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность у предприятий, т. к. чтобы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги, следовательно, такая тенденция убивает конкуренцию и тормозит развитие торговли;
− система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества. Эта функция обеспечивает социальное равновесие в обществе. О ее отсутствии в нашей системе можно судить по сильно выраженному социальному расслоению в сфере доходов. Это весьма значительный недостаток нашей далеко не совершенной системы;
− чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;
− чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;
− неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;
− слабый контроль за сбором налогов. Это приводит к уклонению от уплаты налогов, а следовательно — к уменьшению налоговых поступлений в бюджет.
В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики. Исходя из вышеприведенных недостатков налоговой системы, можно составить направления совершенствования налоговой системы:
− упрощение налоговой системы способом изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
− ослабление налоговой нагрузки посредством снижения налоговых ставок, т. е. поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг;
− стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;
− оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
− усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
− приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
− максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
− совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
− развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов [7]
В перспективе налоговая система нашей страны должна способствовать установлению баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Эксмо, 2013 г.
- Исаков В. Б. Современная налоговая система: точку ставить рано / В. Б. Исаков // Налоговая политика и практика. – 2013.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 2013.
- Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета [Электронный ресурс] // Государственная налоговая система: сайт. — Режим доступа:http://www.statetaxes.ru/
- Сираева Р. Р. Финансовый контроль на современном этапе развития / Р. Р. Сираева, А. А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. — Саратов, 2013. — с. 89.
- Шкурко К. С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 19.11.2016).
- Юшаева Р. С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 13. — С. 3546–3550. — URL: http://e-koncept.ru/2015/85710.htm.