Современные тенденции развития налогового законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.10.2019

Статья просмотрена: 1743 раза

Библиографическое описание:

Карачёва, Д. Д. Современные тенденции развития налогового законодательства / Д. Д. Карачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62803/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого «платить законно установленные налоги и сборы». В соответствии со ст. 57 Конституции РФ как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства обязаны платить налоги и сборы. Стоит отметить, что данная обязанность имеет всеобщий характер и распространятся не только на физических лиц, но и на юридических, независимо от места и законодательства создания организации. При этом важным фактором является соблюдение прав проверяемых лиц при осуществлении налоговыми органами налогового контроля [4].

Налоговые органы Российской Федерации представляют собой неотъемлемый элемент налоговой системы России, входящий в систему органов исполнительной власти. Основной задачей налоговых органов с учетом системы и структуры их построения является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, в связи с чем налоговый орган является одним из основных органов, осуществляющих финансовый контроль [5]. Основным принципом в построении системы налоговых органов является принцип централизации. В соответствии с данным принципом система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, которые наделены полномочиями по контролю и надзору в области налогов и сборов. Исследование правового регулирования деятельности налоговых органов осуществляется как в фундаментальных исследованиях [6], так и применительно к отдельным сферам их полномочий.

Принципы построения и функционирования системы налоговых органов определены Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Законодательным основанием для определения системы исполнительной власти является Конституция РФ (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Термин «система» закреплен в ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 30 ч. 1 Налогового кодекса РФ. Система налоговых органов включает Федеральную налоговую службу РФ, возглавляющую систему, и территориальные налоговые органы (управления ФНС по субъектам РФ, инспекции и межрайонные инспекции ФНС, инспекции по крупнейшим налогоплательщикам и др.).

Налоговый кодекс РФ содержит нормы, которые устанавливают основные права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц. В Налоговом кодексе РФ закрепляются основные формы и методы налогового контроля, детально регламентирован и установлен порядок проведения налоговых проверок, оформления их результатов, производства по делу о налоговом правонарушении и др.

Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» является единственным источником, который содержит положения, посвященные регулированию различных аспектов деятельности налоговых органов. В Законе РФ от 21 марта 1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации» установлены общие принципы и задачи деятельности налоговых органов, а также права и обязанности налоговых органов, предусматриваются социальные и имущественные гарантии их работникам [7].

Помимо налоговых норм полномочия налоговых органов и регламентация их деятельности осуществляется и административно-правовыми нормами. При этом в настоящее время актуальным вопросом современной практике остается несогласованность норм налогового законодательства и других отраслей законодательства, например, гражданского, на что обращается внимание в литературе [8]. Данная ситуация свидетельствует о том, что законодатель «невольно» закладывает основу для будущих столкновений, коллизий норм.

Проблема заключается в том, что при включении в налоговое законодательство новых дефиниций, процедур применения и введении в действие в существующие правоотношения игнорируются теоретические и законодательные основы административного, государственного, конституционного, финансового, гражданского, земельного права; арбитражного, административного и уголовного процессов. Необходимо учитывать, что нормы различных отраслей российского права должны применяться с учетом норм, существовавших до введения в действия новых и быть взаимоприменяемы. Необходимо понимать, что отраслевым кодексом не исчерпывается состав норм любой отрасли.

Одним из основополагающих в праве положений является необходимость учета принципов системного подхода в нормотворческой деятельности, обусловленная комплексным характером регулируемых отношений. В ст. 2 Налогового кодекса РФ к предмету регулирования законодательством о налогах и сборах отнесен круг не только налоговых отношений, но и властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношений, которые возникают в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Необходимо учитывать, что налоговые отношения также регулируют сферу осуществления налоговой политики Правительством РФ и другими государственными органами исполнительной власти в пределах, предоставленных им законодательством прав; порядок возмещения убытков и вреда, которые были причинены действиями налоговых органов; порядок возврата налогов из бюджета, налогово-бюджетные зачеты; вопросы применения иностранного права в налоговых правоотношениях с иностранным элементом и многие другие. Стремясь максимальным образом урегулировать как можно больше различных аспектов налоговых отношений в Налоговом кодексе РФ, законодатель часто без отсылок на нормы других отраслей законодательства вводит в налоговое законодательство противоречивые положения. На наш взгляд, такой подход во всевозможном и всестороннем урегулировании правоотношений делает налоговое законодательство очень сложным для понимания и применения. Например, администрирование страховых взносов, которые с 1 января 2017 г. закреплены Налоговым кодексом РФ (а еще ранее администрировались в виде единого социального налога).

К недостаткам действующей налоговой системы необходимо отнести завышенный уровень налогообложения предприятий и различных организаций. Сложная процедура подсчета некоторых видов налогов приводит к непониманию налогоплательщиком современной налоговой системы, что приводит к лишним административным издержкам и порождает различные способы ухода от уплаты налогов. Налогообложение, которое существует сегодня, принуждает предприятия пересматривать баланс не только по экономическим причинам, но и по налоговым.

Предпринимаемые законодателем попытки обособить процесс кодификации норм налогового законодательства, отделить его от общей кодификации административно-правовых, финансово-правовых и гражданско-правовых норм приводят к нарушению целостности системы норм, которые направлены на регулирование институтов как публичного, так и частного права.

Решение обозначенных выше проблем является наиболее важным и необходимом этапом для достижения цели эффективной налоговой системы, которая способна обеспечить поступление налоговых доходов в бюджеты с соблюдением прав и интересов налогоплательщиков. Необходимо проведение мероприятий, направленных на преодоление выявленных проблем в налоговых правоотношениях. Данный подход должен носить комплексный характер, учитывающий специфику российских условий и время для их реализации.

Важным условием для продуктивного функционирования налоговой системы является плодотворная работа налоговых органов, направленная на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Если результативность налоговых органов будет низкой, соответственно, нельзя будет рассчитывать на то, что налогоплательщики будут уплачивать налоговые платежи своевременно и в полном объеме. В современных условиях развития экономики важным является создание всех условия для формирования прочной финансовой системы государства, что, на наш взгляд, является невозможным без создания системы эффективного налогового контроля. Необходимо заметить, что именно налоговый контроль призван обеспечивать финансовые интересы государства и соблюдение прав налогоплательщиков. Вопросы по совершенствованию организации налогового контроля, анализ эффективности работы контролирующих налоговых органов и определение путей совершенствования налогового контроля на сегодняшний момент являются актуальными. Деятельность налоговых органов должна быть направлена на неотвратимость привлечения к ответственности лиц, которые нарушили налоговое законодательство, деятельность в данном направлении должна стать основной целью налогового контроля. Ведь если налогоплательщик будет уверен в том, что факты его уклонения от налогообложения будут обнаружены, это будет способствовать добросовестному исполнению обязанности плательщика налогов и сборов.

Основные виды совершенствования и повышения эффективности деятельности налоговых органов отражены в стратегической карте ФНС России на 2018–2022 гг. и утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 14 декабря 2017 г. Стратегическая карта к основным задачам, стоящим перед Федеральной налоговой службой, относит «обеспечение открытого диалога с бизнесом и обществом в части актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов, развития системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [9]. В рамках данной стратегии Федеральной налоговой службой планируется провести следующие мероприятия: «проведение оценки регулирующего воздействия, общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, обеспечение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и общественного мониторинга правоприменения; развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе для снижения конфликтности при предоставлении Федеральной налоговой службой России государственных услуг, законного и обоснованного вынесений решений регистрирующим органом и снижения споров с участием регистрирующих органов, рассматриваемых в судебном порядке» [10].

Для осуществления действий по обеспечению финансовой безопасности государства необходимо совершенствование существующего механизма осуществления налогового контроля налоговыми органами. Для улучшения результативности механизма налогового контроля продолжение совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в аспекте уточнения процедур осуществления налогового контроля и системы налогового администрирования, совершенствование информационных технологий позволит обеспечивать взаимодействие государственных органов в процессе осуществления налогового контроля.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что актуальными на сегодняшний момент остаются вопросы, связанные с основными направлениями совершенствования деятельности налоговых органов. К таким вопросам относятся: модернизация налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. При этом мероприятия по усовершенствованию налогового контроля должны проходить в соответствии с принципом экономии налогообложения, а именно, расходы на проведение налоговых контрольных мероприятий не должны превосходить доходы от этой деятельности.

На современном этапе основной целью налоговой системы является обеспечение государства финансами, необходимыми для выполнения своих задач. Воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов со стороны государства осуществляется посредством налогов, льгот и санкций. Именно налоговые рычаги воздействия на общественные отношения способствуют созданию единого и целостного рынка, что в дальнейшем влияет на развитие рыночных отношений.

Налоговая система всегда нуждается в развитии и совершенствовании, существует необходимость в решении вопросов, связанных с ре-формированием налоговых органов, приведении налоговых органов к определенному единству, упорядочению их функции и конкретизации административных процедур, согласованию деятельности налоговых органов с другими субъектами финансового контроля на основе создания единой автоматизированной информационной системы электронной обработки данных.

В сферах налогообложения и денежного обращения меры государственного воздействия должны способствовать полному и своевременному исполнению хозяйствующими субъектами требований законодательства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Приказ ФНС России от 14.12.2017 № ММВ- 7–1/1063@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2018–2022 годы» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Миронова, С. М. Способы обеспечения гарантий прав проверяемых лиц при проведении финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях / С. М. Миронова // Финансовое право. 2013. № 8. С. 25–29
  5. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / С. В. Запольский [и др.]; под общ. ред. С. В. Запольского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016.
  6. Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов и др.; под ред. М. А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с.
  7. Приказ ФНС России от 14.12.2017 № ММВ- 7–1/1063@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2018–2022 годы» // СПС КонсультантПлюс.
  8. Дементьев, И. В. Проблемы компетенции налоговых органов в контексте Постановления КС РФ от 24 марта 2017 г. № 9-П / И. В. Дементьев // Финансовое право. 2018. № 1. С. 33–37
  9. Приказ ФНС России от 14.12.2017 № ММВ- 7–1/1063@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2018–2022 годы» // СПС КонсультантПлюс.
  10. Ильин, А. Ю. Основные направления и формы реализации государственной налоговой политики налоговыми органами / А. Ю. Ильин // Налоги. 2013. № 2. С. 6–13.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, орган, Российская Федерация, Налоговый кодекс РФ, налоговое законодательство, исполнительная власть, Конституция РФ, РФ, сбор, Федеральная налоговая служба.


Задать вопрос