Роль налогообложения в модернизации экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дельдюгинова, Е. В. Роль налогообложения в модернизации экономики / Е. В. Дельдюгинова, М. В. Дельдюгинова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2169/ (дата обращения: 19.12.2024).

Перевод экономики России на инновационный путь развития предполагает обновление основного капитала - замену устаревшего оборудования и технологий на современные. Эти процессы требуют использования новейших инновационных достижений и разработок в области организации и управления в целях структурной перестройки российской экономики. Одним из приоритетных направлений модернизации экономики является инновационное, в том числе инновационно-технологическое, развитие, поскольку только инновационная модернизация экономики позволит совершить технологический рывок и переход к шестому технологическому укладу.

Инновационное развитие требует повышение удельного веса экономики знаний, и, в целом, тех отраслей, которые являются катализаторами экономического развития. Это означает увеличение доли науки, образования, информационных технологий, биотехнологий, здравоохранения в национальной экономической системе. Модернизация и инновационное развитие нераздельны, но их осуществление в форс-мажорных обстоятельствах требует не только жесткого государственного управления и регулирования, но и использования экономических рычагов и механизмов реализации, одним из которых может и должна стать система налогообложения. Поэтому в интересах обеспечения инновационной модернизации российской экономики необходим анализ проблем и путей совершенствования налогообложения, что имеет исключительно важное значение и актуальность.

Вместе с тем, существует необходимость в теоретико-методической проработке проблем налогообложения в условиях инновационной модернизации экономики как одного из ключевых механизмов стимулирования деловой и инновационной активности хозяйствующих субъектов. Это предопределило актуальность исследования проблем, противоречий и путей совершенствования налогов и налогообложения в условиях инновационной модернизации экономики, а также постановку целей и задач, логику и структуру изложения ее результатов.

Налоговый кодекс создавался с учетом опыта французской и американской налоговых систем. В определении сущности налога отечественные специалисты пытались отразить опыт российского налогообложения, что создало некое противоречие, требующее разрешения. Существующее определение налога не выдерживает критики, поскольку экономическая сущность налога должна раскрываться через систему производственных отношений - производство, распределение, обмен и потребление.

В основе рыночных отношений лежит эквивалентность, а основная форма взаимосвязи в системе «гражданин - государство - налог» - это «безвозмездный платеж, взимаемый с организаций, физических лиц, в форме отчуждения», причем взимается он по праву сильного. Существующие отношения не являются рыночными, эквивалентными, взаимовыгодными, это, скорее, отношения господства и подчинения, которые облечены в юридическую форму, то есть узаконены, юридический статус этих отношений также не отличается достаточной определенностью, так как они не получили однозначного правового оформления и отчасти вступают в противоречие со ст. 35 Конституции РФ.

Налог в условиях рыночной экономики должен быть прозрачен, иметь возвратный характер, а в идеале - быть эквивалентным. Понимание экономической сущности налога должно восстановить справедливость и обеспечить плательщику налогов соответствующее ему место в налоговых отношениях – не столько обязанного субъекта, сколько партнера и «работодателя» государства, имеющего полное право хотя бы на частичную возвратность налогов качественными и эффективными услугами государства. Модернизация в экономике означает усиление экономической свободы хозяйствующих субъектов, поэтому равноправные отношения в главной воспроизводственной связи «налогоплательщик – государство» необходимы.

Анализ структуры налогов показывает, что существует 8 федеральных налогов, 3 региональных и 2 местных. Российская налоговая система представляет собой перевернутую пирамиду.

Посткризисное экономическое развитие требует корректировки налоговой системы, в которой будут четко определены и законодательно закреплены доли налоговых и неналоговых доходов в федеральном, региональном и местном бюджете (государственной, муниципальной собственности и финансовых доходов) что до 70% налоговых доходов должно оставаться на местах.

Налог должен стать результатом «публичного» договора между гражданами и государством. Такой договор с государством могла бы заключить Общественная палата, состоящая из представителей институтов и организаций гражданского общества, ассоциаций инноваторов, научно-технических союзов. Действующая налоговая российская система, носит деструктивный характер, она не стимулирует экономический рост, тем более инновационный.

Государство, будучи крупнейшим собственником и провоцируя рыночные (товарные) отношения, вынуждено придавать налоговым отношениям товарный и если не эквивалентный, то хотя бы прозрачный и частично возмездный характер. Налоговые органы должны понимать и осознавать экономическую реальность налоговых отношений - налоги для предпринимателя - это расходы, поэтому его стремление платить меньше вполне понятно, обоснованно и естественно. Минимизируя затраты в части уплаты налогов, предприниматель максимизирует прибыль. Капитализация и далее потребление прибыли позволит увеличить налогооблагаемую базу производственных циклах в будущем.

На смену отношениям конфронтации между государством и налогоплательщиком должны прийти отношения сотрудничества и партнерства, в результате их взаимодействия возникает синергетический эффект - прирост производительных, потребительных и социальных сил общества. Поэтому налоговые отношения должны стимулировать не конкуренцию, а сотрудничество и прямые связи с государством.

К организационно-управленческим проблемам налогового стимулирования научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:

1. Меры вводятся фрагментарно и охватывают отдельные сегменты инновационной деятельности.

2. Нет соответствия между мерами общего налогового регулирования и льготными режимами, вследствие чего налоговые льготы могут терять свое значение.

3. Недостаточное число льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности.

4. Трактовка действующих условий применения налоговых льгот является неоднозначной, что приводит к различной интерпретации возможностей их использования, создает ситуацию нестабильности и усложняет отношения организаций с налоговыми органами.

5. Система налогового администрирования сильно забюрократизирована. [4]

Процесс посткризисного экономического развития требует введения направленных налоговых льгот, создания «особых» зон, введения различий, учитывающих экономический и налоговый потенциал, в системы налогообложения всех российских регионов, внедрения государственных гарантий кредитов на инвестиционные цели, введения «налоговых каникул», уменьшения налогообложения (либо даже полного освобождения) оплаты труда персонала, занятого исследовательской деятельностью, исключения налогового воздуха в ценах, поскольку он ограничивает конкуренцию.

В посткризисном экономическом развитии налоговая политика предполагает снижение общего размера налогового бремени. Однако в виду неготовности государства и общества к инновационной модернизации экономики снижение налогового бремени оборачивается не ростом инвестиций, а увеличением денежных сбережений в кредитных организациях и «домашнем резерве». В России отсутствует достаточное внимание к налоговому стимулированию инновационной деятельности частных компаний.

Государством предлагается несколько направлений совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности:

- инвестиционный налоговый кредит, списания расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5%;

- возможность применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3;

- отмена налога на прибыль со средств, поступивших на формирование Российских фондов. [1]

Возникают новые формы налоговой поддержки инновационной деятельности, направленные на совершенствование налогового процесса, предполагающие детальную регламентацию и упрощение всех общих процедур налогообложения, создание единого общегосударственного реестра налогоплательщиков.

Для развития и совершенствования управления налоговыми процессами налогообложения планируется дальнейшее укрепление государства и бизнеса с гражданским обществом, различными международными организациями с целью установления более тесного сотрудничества и оказания правовой и общественной поддержки, а также развития мер по повышению прозрачности сбора доходов:

- создание эффективных программ для обучения сотрудников налоговых служб и оказания услуг налогоплательщикам путем взаимодействия с бизнес-центрами и общественными организациями;

- проведение бизнес-консультаций и тренингов для предпринимателей в области налогообложения;

- разработка и введение реестра налоговых инструкций, включающего нормативные акты внутриведомственного характера;

- ежегодное опубликование налоговыми органами результатов деятельности с показателями, характеризующими эффективность налогового администрирования.

Для повышения полноты поступления налогов необходимым условием является улучшение качества предоставляемых налоговых услуг. Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач:

- внедрение стандартов государственных услуг;

- увеличение количества электронных налоговых услуг.

В посткризисной модернизации происходит повышение удельного веса экономики знаний тех отраслей, которые являются катализаторами экономического развития. В России модернизация, как правило, инициируется государством и представляет экономическое развитие, связанное с обновлением экономической, технико-технологической, политической и социальной сфер общества. Существуют две позиции по вопросу экономической эволюции и технологического прогресса. Так, экономический рост и технический прогресс в неоклассической теории инноваций представляются как равномерный процесс улучшений, связанных с совершенствованием производительных сил. Тогда как, согласно эволюционной теории инноваций, экономическое развитие - нелинейный, неравновесный, необратимый процесс повышения продуктивности производства за счет смены технологий, видов продукции, организации и институтов.

Современная инновационная модернизация характеризуется повышением удельного веса экономики знаний, развитием тех отраслей, которые, ускоряя экономическое развитие, предопределяют переход к шестому технологическому укладу. [2]

Анализ различных подходов к трактовке термина «инновация» позволил сформулировать собственное понимание данной категории применительно к рыночной системе хозяйствования. Инновация выступает как важнейший фактор экономического роста, является реализацией творческой идеи субъектов хозяйствования и требует изменения стереотипов их деятельности.

В условиях посткризисной экономики стираются различия между крупным, средним и малыми бизнесом, интегрирующим элементом при этом выступает человеческий капитал. Для современных предприятий характерно активное использование интеллектуального капитала вне зависимости от масштаба участника рыночной деятельности – будь то крупная корпорация, средний, малый бизнес или индивидуальный предприниматель, функционирующий в рамках самозанятости, специализирующийся на высоко профессиональном выполнении инновационного процесса и обладающий интеллектуальным капиталом в своей нише. Интеллектуальный капитал структурирует деятельность экономических субъектов разного уровня и масштаба вокруг себя, разумное управление интеллектуальным капиталом на основе взаимодействия всех участников инновационной деятельности, в том числе и государства, способно модернизировать современную экономику.

Рассмотрение зарубежного опыта налогового стимулирования инновационного экономического развития позволило выявить и определить основные инструменты такого стимулирования - налоговые скидки на оборудование и землю, используемые для осуществления инновационной деятельности, стимулирование проведения НИОКР, отсрочка платежа по выплате налогов, налоговый кредит на различные виды инновационной деятельности, специальные схемы налогообложения, переход к системе единого налога на расходы, процесс снижения налоговых ставок и т. д. – и показать возможности их использования для стимулирования инновационной модернизации российской экономики.

Сохранение действующей экономической политики не позволит провести модернизацию российской экономики и, соответственно, повысить ее конкурентоспособность. Существующая модель развития экономики России остается экспортно-сырьевой.

Наиболее развитые в технологическом и инновационном плане государства используют схожие инструменты для стимулирования модернизации и инновационной деятельности.

Налоговые механизмы как один из рычагов управления инновационной деятельностью и, как следствие, модернизацией экономической системы, применяемые в разных странах, несмотря на некоторую схожесть, имеют особенности, обусловленные различием в уровне развития экономики в этих странах. Активно обсуждаются хорошо зарекомендовавшие себя проекты упрощения налогообложения, в частности, переход к системе единого налога на расходы, при которой обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций освобождаются от налогов как общественно полезные и необходимые государству. Одновременно в развитых странах идут процессы снижения налоговых ставок.

Российское государство регулирует рынок объектов инновационной деятельности и стимулирует его развитие, оно взяло на себя более половины расходов на исследования и разработки. Это самый большой показатель в мире. В кризисных и посткризисных условиях государственная собственность может дать эффект гораздо более весомый, чем собственность в частных руках. Считается, что «эффективный» частный собственник нуждается в государственной поддержке, реализующейся в различных формах взаимодействия государственной и частной собственности - государственно-частных партнерствах, государственных закупках и использовании возможностей саморегулируемых организаций, а также новых формах управления предпринимательской деятельностью – аутсорсинге, венчурном предпринимательстве.

Необходимо венчурное финансирование рисковых инновационных проектов с полным освобождением от налогов на первых стадиях инновационного цикла, всемерно развивать венчурные инвестиции, в рамках которых инвесторами венчурного капитала выступают специальные венчурные фонды, инвестиционные компании, паевые инвестиционные и пенсионные фонды, другие организации коллективных инвесторов или состоятельные граждане - «бизнес-ангелы». Новым направлением в процессе инновационной модернизации российской экономики является развитие свободных экономических зон, техно-парков, бизнес-инкубаторы. В 2006 году была принята целевая федеральная программа строительства технопарков. За три года на неё потрачено около 5 млрд. рублей. Особое значение приобретает создание инновационного центра «Сколково» на развитие которого направляется 180-200 миллиардов рублей государственных и частных средств. Однако до последнего времени программа создания технопарков в России не оправдала ожиданий, большинство из них находится в стадии разработки и согласования проектно-сметной документации, в связи с этим программу развития технопарков продлили до 2014 года. Спрос на продукцию малых инновационных фирм со стороны крупного бизнеса оказался низким, поскольку отсутствует спрос на инновации, следует надеяться, что создание инновационного центра «Сколково» сможет вывести российскую экономику на инновационный путь развития.

Профессионально управляемая государственная собственность в сфере инноваций может дать гораздо более весомый экономический эффект, чем собственность в частных руках. Самыми инновационно активными, в соответствии со статистическими данными, оказались предприятия смешанной формы собственности - их соответствующий показатель инновационности более чем в 18 раз выше, чем у частных предприятий.

Как правило, в международном разделении труда участвует крупный бизнес, в руках транснациональных корпораций сосредоточен научно-технический и производственный потенциал. Тем не менее, именно малое предпринимательство и самозанятость формируют деловую жизнь и социально-экономическую активность граждан любой страны, быстро и чутко реагируя на инновации. Малое предпринимательство своей энергией, способностью к адаптации к новым условиям рыночной среды служит благоприятной средой для внедрения инноваций. Вот почему именно на малый бизнес должны быть направлены модификационные решения в сфере налогообложения, целью которых является усиление потенциала малых предприятий в области инноваций.

Инновационная модернизация изменяет качество конкурентных отношений на рынке. Постепенно конкуренция товаров превращается, вскрывая свою глубинную сущность, в конкуренцию информации, идей, ноу-хау, учитывающих не только экономические переменные, но и обратную связь от потребителей. Эти отношения, казалось бы, отрицают рынок и его рыночную конкуренцию, на самом деле конкуренция переходит на предпроизводственный и производственный уровень, а бизнес начинает ориентироваться на потребителей и отношения сотрудничества. «Конкурентные войны» сменяются сотрудничеством, взаимосвязанностью и взаимосоединенностью товаропроизводителей; необходимость сотрудничества проявляется в росте всевозможных стратегических альянсов, совместных предприятий и партнерств, объединяющих участников рыночной деятельности разного уровня и масштаба.

Модернизацию, основанную на инновационном развитии, необходимо дополнить мерами по созданию и развитию научных, технологических и производственных «анклавов» - различных форм и видов свободных экономических зон с применением в них особых схем налогообложения и налоговых преференций. Они не только будут выполнять предназначенные им функции, но и апробировать новые формы производственных отношений и сотрудничества государства, крупного, среднего и малого бизнеса, институтов и организаций гражданского общества.

Через призму человеческих интересов и действий можно понять многие экономические процессы, происходящие в информационной экономике. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Переход на качественно новый уровень развития производительных сил изменит и производственные отношения. Общественное производство будет состоять из социально ориентированных объединений, основанных на интеллектуальной деятельности, тесно интегрированной с образовательным процессом. Разделение собственности, управления и труда будет преодолено, основу инновационной экономики - интеллектуальную собственность - удержать и закрыть от общественного достояния будет невозможно. Труд превратится в творческий процесс - в самодеятельность. Управление новыми технологиями будет координироваться с естественнонаучными процессами.

В течение нескольких десятилетий существенно изменилась самозанятость, она переместилась из сферы ремесленничества, традиционного предпринимательства, управляющего мелким или среднего размера предприятием в область самозанятых профессионалов, высококвалифицированных работников (врачей, юристов, бухгалтеров, архитекторов и т. д.). Современные самозанятые профессионалы гораздо больше полагаются на свои навыки и знания в специальных областях (технической, юридической, экономической и т.д.) как основу экономического успеха, чем на имеющийся капитал.

Инновационное развитие - это не только единственно адекватная форма модернизации экономики, но и возможность обеспечения ее социальной направленности. Результат налоговой политики, ее социальная эффективность напрямую зависит от социальной и экономической удовлетворенности налогоплательщика, уровня защищенности его экономических прав.

Применительно к процессам реализации налоговой политики можно предложить следующую формулу:

Э = У (x, y, z) / З, (1)

где Э – эффективность реализуемой налоговой системы;

У – удовлетворенность;

x, y, z – полезность, надобность, достаточность;

З – затраты.

Таким образом, добиться увеличения поступления налогов нельзя без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой культуры, степени удовлетворенности, уверенности налогоплательщиков, их доверия к налоговым органам. Массовый поток инноваций для рынка должен опираться на соответствующую научную, образовательную и социально-культурную базу. Осуществление инновационной модернизации экономики и переход к шестому технологическому укладу выведет человека из непосредственного процесса производства, позволит сосредоточиться на функциях управления.

До тех пор, пока проводимая социальная политика не будет приведена в соответствие с утвердившимися в цивилизованных странах принципами налогообложения и не будут усовершенствованы используемые методы налогового стимулирования инновационной предпринимательской деятельности, администрирования и налогового контроля, достаточно сложно будет говорить об эффективности реализуемой налоговой политики.

В качестве одной из важнейших целей модернизации является создание высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики; внедрение таких экономических институтов, которые бы повышали трудовую мотивацию участников рыночной деятельности и стимулировали их предпринимательскую активность; обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата с целью создания экономически и политически безопасной среды инновационной деятельности; интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей; повышение инвестиционной привлекательности России. [3]

Инновационность одинаково присуща крупному, среднему и малому бизнесу, процесс осуществления инновационной модернизации экономики возможен только при взаимодействии государства, бизнеса и организаций и институтов гражданского общества, раскрыты формы такого взаимодействия - государственно-частное партнерство, государственные закупки, использование возможностей саморегулируемых организаций и такие новые формы организации и управления предпринимательской деятельностью, как аутсорсинг и венчурное предпринимательство.

С учетом российской и зарубежной налоговой практики определены основные инструменты стимулирования налогообложения посткризисного экономического развития: совершенствование и изменение налоговой системы с учетом особенностей производительных сил каждого региона, включая адекватное понимание сущности налога, преодоление практики двойного налогообложения, приводящих к увеличению цены товаров и услуг значительно выше их стоимости, переложения налогов, расширение с учетом зарубежного опыта налоговых преференций в целях стимулирования процесса модернизации экономики, переход к глобальной системе налогообложения, использование налоговых кредитов на различные виды инновационной деятельности, специальные схемы налогообложения, переход к системе единого налога на расходы, снижение налоговых ставок, совершенствование взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.


Литература:
  1. Налоговая политика. Основные направления на 2010-2013 годы // http://www.taxpravo.runews/article/40204.nalogovayapolitikaosnovnyienapravleniyana 2010-2013

  2. Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов. //Вопросы экономики. 2009. №3. С. 37.

  3. Опалева О. И., Акимова Е. Н. Инновационная составляющая развития России. //Финансы и кредит. 2010. - № 20 (404).

  4. Пономарёв А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование в РФ. М.: Финансы и статистика, 2009. — 416 с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационная модернизация экономики, российская экономика, экономическое развитие, гражданское общество, инновационная модернизация, инновационное развитие, интеллектуальный капитал, малый бизнес, налоговое стимулирование.