Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развития. Также определить основные проблемы налоговой политики и предложить пути их решения. В статье проанализированы основные проблемы налоговой политики и на их основе составлены меры по улучшению налоговой системы. Сделан вывод о важности четкой постановки целей государственной налоговой политики и подборе инструментов по её реализации. Современная социально-экономическая ситуация требует выверенности от каждого действия со стороны государства.
Ключевые слова: налоговая политика, Российская Федерация, налог, Россия, сбор налогов, налоговое ведомство
Введение
Налоговая политика — это один из главных инструментов в системе регулирования экономики РФ. Налоговая политика направлена на решение важнейших социально-экономических проблем, результаты которых могут повлиять на население страны как положительно, так и отрицательно.
На сегодня, система налогов и сборов, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1) [1], (часть 2) [2] довольно-таки большая и слегка громоздкая. Однако, необходимо подчеркнуть, что каждый налог индивидуален, потому что имеет собственную правовую базу (структуру) и занимает конкретное место не только в налоговом законодательстве, но и в экономической (финансовой) системе в целом по стране. В свою очередь принцип правой урегулированности в сфере налогов является приоритетным, поскольку «пробел в налоговом законодательстве создает проблемы при его применении» [3].
Неправильно разработанная налоговая политика, а также неэффективность финансовой политики Российской Федерации могут оказать губительное воздействие на финансовую систему и привести к не эффективному развитию государственной налоговой системы или даже застою. Поэтому высшее руководство страны должно предпринять шаги для наиболее эффективной реализации налоговой политики.
Отметим некоторые недостатки сегодняшней налоговой системы:
— НДФЛ не помогает уменьшить разрыв в распределении доходов и фактически становится косвенным налогом на зарплату.
— Анализ — крайне важный аспект, в проработке налоговой политики. При этом собирают и обрабатывают информацию сразу несколько ведомств и все они имеют достаточно серьезные различия, что сказывается на качестве налоговой политики.
— Налоги на недвижимость и иные корпоративные налоги являются серьезной проблемой для развития производственного сектора.
Стоит учитывать тот факт, что современные налоги создавались при совершенно других условиях рынка. Все эти налоги были созданы и применены в условиях промышленного капитализма. Экономическая деятельность была хорошо сбалансирована. В условиях современного финансового капитализма, где объем сделок во много раз превышает трансферты реальных активов и услуг, очевидно, что традиционные виды налогов не подойдут для эффективного функционирования государства.
Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в различных видах налогов. Но при этом конкурентоспособность нашей экономики на глобальном рынке останется крайне низкой, а в нынешних политических условиях будет продолжать падать.
Для более эффективного функционирования налоговой политики можно внести следующее изменение: объединение всей работы по сбору и анализу информации о налогах и сборах в едином органе. В настоящее время этой работой заняты ФНС России, ФТС России, казначейство, Центробанк, местные органы власти и т. д. Мысль состоит в следующем, устранить разнобой в этой сфере, унифицировать систему расчетов по налогам в целом и упростить жизнь, как налогоплательщикам, так и сборщикам налогов.
Для достижения указанных целей необходимо:
— сосредоточить всю работу по сбору информации по налогам в рамках единого ведомства;
— закрепить за этим ведомством функции «контролера»;
— установить порядок уплаты всех налогов на единый счет (счета) налогового ведомства любым удобным для налогоплательщика образом информация о которых будет, сразу, поступать в новый орган (наличным платежом, кредитной карточкой и т. д.);
— Сложить обязанность расчетов с вышеуказанных органов.
Общие обоснования для перехода к указанной унифицированной системе сбора информации о налогах таковы:
Во-первых, это сильно упростит работу с информацией в стране, а также унифицирует её.
Во-вторых, повысит качество получаемой информации и как следствие разработка более корректной налоговой политики.
А самое главное, что следует отметить в отношении предлагаемой новой системы сбора информации по налогам, — она существенно повышает налоговую дисциплину и решает многие конфликтные ситуации. Также стоит сказать, что данный метод не решит всех проблем налоговой системы и полностью раскроется только во взаимодействии с другими инструментами по улучшению налоговой политики
Заключение
Фискальная политика является важной составляющей экономической политики страны. Помимо того, это инструмент, на который государственная власть имеет большое влияние в процессе производства и распределения.
Очевидно, что успех экономической реформы в нашей стране во многом зависит от того, в каких направлениях изменится налоговая система, насколько государственный бюджет и налоговая политика будут соответствовать требованиям современных реалий. Государственные налоги и налоговая политика не должны ограничивать расширение бизнеса, производства товаров и услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными целями государственной налоговой политики, помимо обеспечения необходимых поступлений и обеспечения наилучшего социального уровня, являются стимулирование позитивных тенденций в экономике. В связи с этим выбор инструментов воздействия, их характер и метод использования не могут быть независимыми — они должны определяться в направлении развития государственной стратегии и налоговой системы.
Однако текущие проблемы современного политического, экономического и социального характера приводят к необходимости анализа ситуации, определения приоритетов и сочетания форм и методов фискального воздействия. Кроме того, только полное и тщательное использование всех инструментов налогово-бюджетной политики может привести к наиболее эффективным результатам.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // http://www.consultant.ru
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // http://www.consultant.ru
- Жидяева, Е. С. проблемные стороны налоговой политики в условиях современной России / Е. С. Жидяева, Г. А. Багян. — Текст: непосредственный // КиберЛенинка. — 2021— С. 1.
- Реферат. «Сущность, функции налогов, их роль в современных условиях» (автор неизвестен).