В статье автором анализируются подходы различных авторов к проблематике системы налогов и сборов в России, отмечается, что проблемы законодательного регулирования налогов и сборов базируются на сложной юридической технике и большом объеме нормативных актов, регулирующих смежные взаимоотношения. Предлагается систематизация налогового законодательства, приведение подзаконных актов в соответствии с основным законом — Налоговым кодексом РФ.
Ключевые слова: налоги и сборы, налоговое законодательство, проблем системы налогов и сборов, платежи.
Большой объём налогового законодательства и его постоянное видоизменение являются главными проблемами во взаимоотношениях между государством и хозяйствующими субъектами по вопросам уплаты налогов и сборов. Указанные проблемы ведут к попыткам уклонения от налогов, внесению налоговых платежей с ошибками, не знании о необходимости внесения налоговых платежей в определённые сроки.
Перечисленное влияет непосредственно на формирование государственного бюджета и возможности в дальнейшем распределить его исходя из реализации государственных задач и осуществления государственных потребностей.
Так, в исследовании С. А. Мясоедова и Г. А. Багяна отмечается, что все проблемы системы налогов и сборов в России базируются на двух основных ее недостатках:
— противоречивость налогового законодательства, отличающегося, помимо прочего, своим большим объемом;
— отсутствие взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти, что влечет к противоречивости нормативной базы и складывающейся практики [1, с. 157].
Кроме того, авторы отмечают, что к актуальным проблемам системы налогов и сборов на сегодняшний день относятся следующие:
— существования множества различных налогов, сборов, акцизов и т. д., которые схожи по своей сущности и приводят налогоплательщиков к путанице, что в свою очередь влечет уплату ошибочного налога и наложение штрафных санкций за неуплату необходимого налога.
Трудности подобного рода вызывают негативное отношение налогоплательщика к системе в целом ввиду того, что фактически платеж по налогу был внесен, но ввиду допущенной ошибке к платежу также прилагается штраф за неуплату необходимого налога вовремя.
— отсутствие устойчивых основ для экономической деятельности хозяйствующих субъектов ввиду постоянно вносящихся изменений в налоговое законодательство, что негативных образом сказывается на экономической сфере жизнедеятельности общества в целом.
— положение «власти-подчинения» между налоговыми органами и налогоплательщиками, которое изначально ставит последних в менее выгодное положение и может вызывать своевольные действия различного рода от налоговых органов.
— недостаточно развитый контроль за своевременной уплатой налогов при низком уровне привлечения к ответственности за невыплату налогов. Однако практика 2023 года показала, что недобросовестные налогоплательщики стали подвергаться, в частности, и уголовному преследованию.
В то же время, суммы, которые были не выплачены, например, Блиновской Е. (около 1 млрд. рублей) [2] заставляют задуматься о том, что к лицам, которые не выплачивают налоги в несколько десятков тысяч или сотни тысяч, судя по всему, действующие меры не применяются, если неуплаченная сумма налога может перейти в шестизначное число.
На наш взгляд, указанная автором проблема относится по большому счету не только к системе налогов и сборов, так как ее сущность кроется в социальных, экономических проблемах, в то время, как к проблематике налоговой системы необходимо относить пробелы, имеющиеся в налоговой политике.
Из чего мы можем делать вывод, что такие проблемы социума, как финансовая безграмотность, неспособность самостоятельно разобраться в налоговой системе, нежелание уплачивать налоги ввиду нестабильного финансового состояния образуются из неграмотно спланированной социально-экономической деятельности государства и в рамках рассматриваемой темы, поиск решений указанных проблем не приведет к необходимому результату, т. к. они требуют комплексного исследования.
С. А. Парохненко и А. С. Усова указывают на то, что несовершенства системы налогов и сборов в России связаны с такими факторами, как:
— отсутствие по большому счету стимулирующей и регулирующей функции у данной системы;
— отсутствие эффективного контроля за налогообложением, что, как указывают авторы приводит к тому, что в бюджет не уплачивается от 30 % до 50 % налогов.
— постоянное изменение налогового законодательства негативно влияет на рост экономики из-за влияния на долгосрочные капиталы [3, с. 201.].
Что касается изменений законодательства, то указанная проблема также не является проблемой налоговой системы в чистом виде. Во-первых, необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики взаимоотношения ее субъектов с каждым годом видоизменяются, появляются новые тенденции, в соответствии с которыми законодатель должен изменять соответствующие нормы.
Однако, исследуя рассматриваемую тему, мы все больше приходим к выводу о том, что проблема законодателя в отношении построения системы налогов и сборов не в том, что принимается большое количество новой нормативно-правовой базы, а в том, что недостаточным образом корректируются в соответствии с новыми актами те, которые уже действуют.
Так, чаще всего авторы указывают на несоответствие, например, основополагающей ст. 3 НК РФ существующей налоговой нормативно-правовой базе, отмечая необходимость её расширения и дополнения новыми принципами [4].
Что касается большого количества нормативных правовых актов, то и с этим нельзя не согласиться, только в августе 2023 года ФНС РФ издало 15 различных приказов, в т. ч. о внесении изменений в приказы, которые действовали ранее [5].
Интересным представляется подход к проблеме построения системы налогов и сборов в России, предложенный К. А. Самсоновой и А. Е. Шваенко, которые указали на то, что при имеющихся недочетах, система налогов и сборов в России показывает положительную тенденцию по росту налоговых поступлений, что свидетельствует об определенной стабильности [6].
Отметим, что такие проблемы, как сложность юридической техники, используемой при разработке налогового законодательства, отсутствие достаточного контроля в отношении лиц, не уплачивающих налоги и т. д. — относятся к проблемам, которые сопровождают систему налогов и сборов в России, пожалуй, с момента ее становления.
Для её разрешения в первую очередь необходимо привести к однообразию регулирования налоговым законодательством тождественных вопросов, посредством приведения законодательства с соответствие с НК РФ, подстраивая под него действующие нормативно-правовые акты.
Литература:
- Мясоедов С. А., Багян Г. А. Актуальное состояние и проблемы налоговой системы в Российской Федерации / С. А. Мясоедов, Г. А. Багян // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 2 (34). С. 156–159.
- Соколов К., Гальчева А. По делу блогера Блиновской арестовали активы на 64 млрд // РБК. — URL: https://www.rbc.ru/society/15/08/2023/64db8ec09a7947739ac7e418 (дата обращения: 10.11.2023).
- Парохненко С. А. Основные проблемы налогообложения в Российской Федерации / С. А. Парохненко, А. С. Усова // Поколение будущего: взгляд молодых ученых — 2021: сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 2021. С. 200–202.
- Литвинова Ю. А. Проблемы нормативного закрепления принципов законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации / Ю. А. Литвинова // Налоговое право в решениях конституционного суда Российской Федерации. 2020. Режим доступа: URL: https://zakon.ru/blog/2020/4/20/problemy_normativnogo_zakrepleniya_principov_zakonodatelstva_o_nalogah_i_sborah_v_rossijskoj_federac_83369 (дата обращения: 15.11.2023).
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации: официальный сайт. Режим доступа: URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs_fts/2.html (дата обращения: 15.11.2023).
- Самсонова К. А., Шваенко А. Е. Основные проблемы и перспективы развития налоговой системы России / К. А. Самсонова, А. Е. Шваенко // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики. 2022. С. 51–54.