Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 14.06.2021

Статья просмотрена: 3669 раз

Библиографическое описание:

Горлов, А. А. Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования / А. А. Горлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 229-232. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82395/ (дата обращения: 22.12.2024).



Вданной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономики и недостатки в системе их администрирования, приносят дополнительный ущерб отечественным производителям товаров, Статья поднимет вопрос о проблемах и направлениях совершенствования механизма администрирования таможенными органами РФ таможенных платежей.

Ключевые слова: администрирование, федеральный бюджет, таможенный платеж, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, ФТС, доходная часть.

Во многом эффективность фискальной политики государства влияет на экономические интересы государства. С одной стороны в этом процессе участвуют такие органы исполнительной власти Российской Федерации, как Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, с другой стороны — юридические и физические лица, являющиеся субъектами налогообложения.

Таможенным платежам в системе внешнеэкономических отношений отводится большая роль, поскольку они обеспечивают значительную часть доходов государства.

Статья на данную тему является актуальной в связи с тем, что несоответствие потребностей развития экономики и недостатки в системе их администрирования, приносят дополнительный ущерб отечественным производителям товаров, поскольку их товары становятся неконкурентоспособными, а уклонение от уплаты таможенных платежей приводит к снижению эффективности всей системы таможенно-тарифного регулирования в целом. Поскольку администрирование значительной части доходов федерального бюджета приходится на исполнение Федеральной таможенной службы возникает необходимость в пересмотре существующей системы уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет страны, требуется разработка мер по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей [2].

У таможенных платежей есть 2 основные функции: фискальная и регулятивная. Благодаря фискальной функции пополняется бюджет государства. Регулятивная показывает, как государство может напрямую влиять на мировую торговлю. Немаловажно, что регулятивная функция защищает отечественного производителя путем поддержания его конкурентоспособности, защищает национальный рынок и создает ниши для привлечения инвестиций. Проверка достоверности исчисления и взимания таможенных платежей способствует пополнению федерального бюджета.

В части формирования доходов федерального бюджета таможенные платежи занимают важное место и оказывают непосредственное влияние на доходы государства, уровень цен, спрос и предложение товаров на рынке, объемы экспорта и импорта, развитие отечественного производства и в целом на эффективность национальной экономики. Эффективность применения правовых механизмов регулирования, которые гарантируют своевременное и полное зачисление в федеральный бюджет определяет в том числе суммы таможенных платежей.

Среди доходов федерального бюджета Российской Федерации к доходам, администрируемым таможенными органами относятся вывозная и ввозная таможенные пошлины, акцизы, НДС. Таможенные органы обеспечивают сбор таможенных платежей с помощью эффективно организованного администрирования внешнеэкономической деятельности.

Основная часть доходов федерального бюджета состоит из таможенных платежей, в частности из НДС. Доходность по НДС в 2020 году составила 7 492, 4 млрд. рублей, что обусловлено повышением ставки налога. В 2019 году имела рост на 15,9 % по отношению к 2018 г. (2255,5 млрд. рублей) и на 37,5 % по отношению к 2017 г. (1900,8 млрд. рублей) в связи с формированием и совершенствованием единой системы администрирования налоговых и таможенных платежей [5].

Таможенные платежи непосредственно выступают значимым элементом бюджетной системы, поскольку обеспечивают пополнение федерального бюджета. Обеспечение уплаты таможенных платежей является одной из гарантий устойчивого и эффективного развития государства.

Динамика выполнения задания по администрируемым доходам таможенными органами с 2015 по 2020 г. (Рис. 1) показывает положительный результат в выполнении поставленных задач по формированию доходов федерального бюджета. Так, за последние 4 года ни разу не был не выполнен поставленный план, а в большинстве случаев — даже перевыполнен (от 1,1 % до 2,8 %). То есть можно сделать вывод об эффективности работы таможенных органов и результативности преобразований, проводимых ФТС на протяжении анализируемого периода в таможенной сфере. В 2020 году выполнить план не удалось в связи с негативным влиянием пандемии коронавирусной инфекции на глобальную экономику.

Выполнение задания по администрируемым доходам таможенными органами с 2015 по 2020 г., млрд. рублей [1]

Рис. 1. Выполнение задания по администрируемым доходам таможенными органами с 2015 по 2020 г., млрд. рублей [1]

Несмотря на заметные улучшения, на данном этапе можно смело говорить о следующих проблемах организации деятельности таможенной службы в части администрирования таможенных платежей:

  1. Несмотря на постоянное совершенствование функционала «Личного кабинета» имеется ряд недостатков, с которыми сталкивается бизнес. При работе в сервисе часто происходят сбои в системе и ответы на запросы приходят не оперативно. Отсутствует техническая поддержка онлайн. Консультирование возможно только через форму обратной связи. Кроме того, участники ВЭД отмечают, что нередко случается следующее — перестают формироваться отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. А при запросе информации об остатках авансовых денежных средств часто приходят сообщения об отсутствии таких данных.
  2. Несовершенство системы управления рисками, которая оказывает влияние на поступление сумм таможенных платежей и информационно-техническая несогласованность при взаимодействии таможенных и налоговых органов. Основным недостатком действия такой системы управления рисками является то, что требования при категорировании установлены только для участников ВЭД. Риски могут исходить не только от недобросовестного субъекта ВЭД, но и зависеть от конкретной товарной группы, при ввозе которой наблюдается наибольшая вероятность недостоверной классификации, занижения таможенной стоимости, незаконного перемещения, подделки документации соответствия, штрих-кодов и прочее [7].
  3. Проблема несовершенства использования методик определения необходимого размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. На практике часто встречаются ситуации, в которых точное определение размера необходимого обеспечения не представляется возможным в силу отсутствия конкретных сведений о товарах. В таких случаях сумма обеспечения рассчитывается исходя из физических характеристик и стоимости товаров. В результате применения этого подхода размер обеспечения, требуемого таможенными органами, может в несколько раз превышать размер таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта [3]. Причиной тому служит использование таможенными органами предельных значений показателей, необходимых для расчета суммы обеспечения. Очевидно, что значительную часть участников ВЭД, оказавшихся в этой ситуации, не устраивает размер требуемой суммы обеспечения и приводит к многочисленным жалобам и искам на действия таможенных органов с их стороны, а это, разумеется, влечет за собой дополнительные расходы ресурсов таможенными органами [6].
  4. Недостатки в администрировании таможенными органами таможенных платежей. Так, например, выявляются такие случаи, когда пени начисляются не за каждый день просрочки платежей, начиная со дня ее возникновения, а по мере оформления документов. В конечном итоге, сумма пени, которая указывается как в отчетности о задолженности по уплате таможенных платежей, так и в базе данных Федеральной таможенной службы РФ, часто бывает занижена в несколько раз [4].

Помочь решить существующие проблемы могут следующие направления совершенствования формирования доходной части федерального бюджета таможенными органами:

  1. В этой связи для решения технической проблемы, мешающей участникам ВЭД выполнять свои обязанности по уплате таможенных платежей, необходимо организовать переход технической поддержки на онлайн формат, чтобы более оперативно реагировать на обращения участников ВЭД о технических перебоях при использовании сервиса «Личный кабинет участника ВЭД» и ЕЛС, в частности. Это может быть решено при помощи создания горячей линии технической поддержки или же создания онлайн-чата непосредственно на сайте ФТС, где специалисты смогут ответить на запрос в режиме реального времени.
  2. Повышение уровня цифровизации процесса выявления таможенных рисков при помощи СУР. ФТС России ставит перед собой задачу совместно с ФНС РФ обеспечить эффективный контроль за полнотой уплаты пошлин и налогов во взаимной торговле с государствами Союза. На данном этапе существует проект о системе прослеживаемости. Координатором проекта является Министерство финансов РФ. Национальная система предусматривает документарный контроль цепочки движения продукции от границы до момента реализации конечному потребителю.
  3. Для решения проблемы с обеспечением уплаты таможенных платежей, планируется разработать и внедрить систему финансовой гарантии с понижающими коэффициентами ее размера, основанную на критериях оценки платежеспособности и благонадежности импортеров в целях снижения размера финансовых гарантий для тех лиц, риск уклонения которых от уплаты федеральных налогов, таможенных платежей, а также риск отсутствия активов для погашения возможной таможенной задолженности минимален.
  4. Недостатки в администрировании системы уплаты таможенных платежей при ввозе товаров, являются препятствием при совершении таможенных операций с товарами в сроки, указанные в ТК ЕАЭС. В данном случае решением проблемы может стать комплексная автоматизация механизма уплаты таможенных платежей, то есть автоматизация информационного обмена между таможенными службами и участниками внешнеэкономической деятельности о движении денежных средств, которая, в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов.

Как утверждалось ранее, таможенные платежи являются важным регуляторным и контрольным инструментом государства во внешнеэкономической деятельности. В большей мере именно они определяют значимость государства и его место в сфере международного разделения труда и формируют значимую часть доходных статей бюджета.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что таможенные платежи составляют немалую часть среди доходов федерального бюджета Российской Федерации и являются совмещаемой в себе конструкцией из таможенных пошлин, налогов, сборов.

Из-за флуктуативного состояния бюджетной среды нашего государства, которое также зависит от показателей внешнеэкономической деятельности, главным направлением государственной политики в области финансов должно быть не только решение вопросов бюджетно-налогового регулирования, но и еще стимулирование к созданию более эффективной и результативной таможенной структуры в описанных ранее сферах.

Для снижения риска недекларирования и недостоверного декларирования товаров, и соответственно, неуплаты причитающихся таможенных платежей государству, необходимо, в первую очередь, совершенствовать механизм таможенного администрирования, для того чтобы увеличить доходную часть федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Литература:

  1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. 2004–2021. — Режим доступа: https://customs.gov.ru.
  2. Наследова, Т. Д. Совершенствование организации таможенного контроля за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей / Т. Д. Наследова // Colloquium-journal. — 2019. — № 18–7(42). — С. 49–50.
  3. Рыженко, Н. В. Проблемные аспекты уплаты таможенных платежей в бюджет России / Н. В. Рыженко, Т. В. Черникова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 3–2(73). — С. 133–135.
  4. Петрушина, О. М. Проблемы взимания таможенных платежей при импорте товаров и основные направления по совершенствованию их уплаты / О. М. Петрушина, К. А. Петрухина // Дневник науки. — 2020. — № 4(40). — С. 47.
  5. Петрушина, О. М. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами РФ / О. М. Петрушина, Т. С. Мытарева // Синергия Наук. — 2019. — № 34. — С. 22–31.
  6. Петрушина, О. М. Проблемы порядка уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет РФ / О. М. Петрушина, Е. И. Рыбакова // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 1. — № 4(21). — С. 410–413.
  7. М. М. Четверикова Анализ актуальных проблем механизма администрирования таможенных платежей в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-aktualnyh-problem-mehanizma-administrirovaniya-tamozhennyh-platezhey-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, платеж, внешнеэкономическая деятельность, орган, Российская Федерация, доходная часть, техническая поддержка, Федеральная таможенная служба, дополнительный ущерб, отечественный производитель товаров.


Похожие статьи

Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере

Научная статья посвящена проблемам реализации мер по обеспечению экономической безопасности как приоритетного вида национальной безопасности Российской Федерации. В области внешнеэкономических отношений возникают наиболее очевидные внешние угрозы эко...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности

Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...

Обоснование учета потребительной стоимости судна при определении уровня ставок таможенных пошлин

В статье исследуются вопросы, связанные с формированием стоимости судна, влиянием на данный процесс мер таможенно-тарифного регулирования, применяемых государством для содействия развитию судостроения в России. Предложено с целью поддержки судостроит...

Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства в области исполнения бюджета

В статье рассматриваются направления совершенствования исполнения бюджета по доходам и расходам органами федерального казначейства в контексте принятых в последнее время нормативных актов, определяющих переход к цифровому государственному управлению ...

Анализ импортозамещения в России

В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...

Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье рассмотрены вопросы системности рисков при проведении таможенного контроля, создания методов их минимизации. Был проведен анализ законодательной базы в области применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, ...

Проблемы и перспективы развития системы таможенного контроля после выпуска товаров

В статье рассматриваются проблемы современного функционирования системы таможенного контроля после выпуска товаров. Анализируются организационно-правовые недоработки, включающие как лакуны в нормативно-правовом регулировании, так и проблемы взаимодей...

Система совершенствования расчета транспортного налога Российской Федерации при соблюдении требований международного законодательства

Транспорт всегда являлся частью производственного процесса при доставке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации, но с развитием новых технологических процессов необходимо вносить коррективы в законодательство, в том числе при расчете т...

Государственное регулирование импорта легковых автомобилей в России: проблемы и перспективы

В статье анализируются проблемы и перспективы государственного регулирования импорта легковых автомобилей в России. Выявляются основные недостатки существующей системы регулирования, которые приводят к снижению ее эффективности. Предлагаются конкретн...

Похожие статьи

Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере

Научная статья посвящена проблемам реализации мер по обеспечению экономической безопасности как приоритетного вида национальной безопасности Российской Федерации. В области внешнеэкономических отношений возникают наиболее очевидные внешние угрозы эко...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности

Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...

Обоснование учета потребительной стоимости судна при определении уровня ставок таможенных пошлин

В статье исследуются вопросы, связанные с формированием стоимости судна, влиянием на данный процесс мер таможенно-тарифного регулирования, применяемых государством для содействия развитию судостроения в России. Предложено с целью поддержки судостроит...

Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства в области исполнения бюджета

В статье рассматриваются направления совершенствования исполнения бюджета по доходам и расходам органами федерального казначейства в контексте принятых в последнее время нормативных актов, определяющих переход к цифровому государственному управлению ...

Анализ импортозамещения в России

В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...

Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье рассмотрены вопросы системности рисков при проведении таможенного контроля, создания методов их минимизации. Был проведен анализ законодательной базы в области применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, ...

Проблемы и перспективы развития системы таможенного контроля после выпуска товаров

В статье рассматриваются проблемы современного функционирования системы таможенного контроля после выпуска товаров. Анализируются организационно-правовые недоработки, включающие как лакуны в нормативно-правовом регулировании, так и проблемы взаимодей...

Система совершенствования расчета транспортного налога Российской Федерации при соблюдении требований международного законодательства

Транспорт всегда являлся частью производственного процесса при доставке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации, но с развитием новых технологических процессов необходимо вносить коррективы в законодательство, в том числе при расчете т...

Государственное регулирование импорта легковых автомобилей в России: проблемы и перспективы

В статье анализируются проблемы и перспективы государственного регулирования импорта легковых автомобилей в России. Выявляются основные недостатки существующей системы регулирования, которые приводят к снижению ее эффективности. Предлагаются конкретн...

Задать вопрос