Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы и перспективы развития системы таможенного контроля после выпуска товаров

Научный руководитель
Юриспруденция
17.04.2022
4321
Поделиться
Библиографическое описание
Гашимов, М. И. Проблемы и перспективы развития системы таможенного контроля после выпуска товаров / М. И. Гашимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90335/.


В статье рассматриваются проблемы современного функционирования системы таможенного контроля после выпуска товаров. Анализируются организационно-правовые недоработки, включающие как лакуны в нормативно-правовом регулировании, так и проблемы взаимодействия министерств и ведомств. Предлагаются решения по устранению выявленных проблем.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, ТКПВТ, таможенная проверка, действия сотрудников таможенных органов, таможенная проверка, нормативно-правовое регулирование ТКПВТ.

Сложившаяся в последние месяцы в мировой экономике система взаимных ограничений требует от бизнес-единиц, ведущих международную торговлю, переориентации на новые рынки, а от таможенных органов — активизации контрольных мероприятий. В широком смысле таможенный контроль стоит рассматривать как один из ключевых механизмов национальной таможенной политики, поскольку от качества контроля зависит скорость прохождения товаров через таможенную границу и интенсивность межгосударственной торговли.

Одной из форм таможенного контроля является таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ), проводимый в течение трёх лет после пересечения товаром таможенной границы [1]. В. К. Ерофеева определяет три основные цели ТКПВТ [2]:

1) упрощение проведения таможенных операций;

2) сокращение сроков перемещения товаров через таможенную границу;

3) минимизация возможностей правонарушений, связанных с незаконным ввозом товаров и их реализацией на территории страны.

Возможность организации системы ТКПВТ закреплена двумя ключевыми нормативными правовыми актами: Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур [3] и ТК ЕАЭС [1]. Ключевые критерии результативности ТКПВТ закреплены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. [4], и связаны с основном с количеством применения санкций в отношении объекта проверки — довзысканием таможенных платежей, возбуждением административных или уголовных дел, изъятием товаров и пр.

В рамках системы ТКПВТ используется несколько форм таможенного контроля, в т. ч.:

1) таможенный осмотр и досмотр;

2) таможенный осмотр территорий и помещений;

3) таможенная проверка (камеральная — без выезда на объект и выездная — с непосредственным присутствием сотрудников таможенных органов на объекте).

Исследователи часто обращают внимание на изменение интенсивности проведения таможенных проверок в рамках системы ТКПВТ. Так, А. В. Кузьмина указывает, что тенденция к сокращению количества проверок прослеживается, по крайней мере, с 2011 г. [5]. С подобным авторским выводом стоит согласиться, поскольку статистические данные его подтверждают (рисунок 1).

Количество таможенных проверок в рамках ТКПВТ, ед., 2011–2021 гг. [6]

Рис. 1. Количество таможенных проверок в рамках ТКПВТ, ед., 2011–2021 гг. [6]

Низкие значения 2020–2021 гг. объясняются ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, не позволившими международному бизнесу перемещать товары через границы в обычном режиме. Несмотря на уменьшение количества проверок, в настоящее время не решён ряд проблем организационно-правового характера, затрудняющих реализацию ТКПВТ.

Одними из основополагающих являются недоработки законодательной базы, касающиеся отдельных аспектов проведения проверочных мероприятий. В частности, актуальное законодательство не закрепляет действия сотрудников таможенных органов во время проверки: действовавшая ранее инструкция, утверждённая Приказом ФТС России от 06.07.2013 г. № 1373 [7], в 2016 г. была отменена, а новый аналогичный документ по состоянию на апрель 2022 г. так и не разработан. Схожая ситуация прослеживается и в отношении регламентации взаимодействия сотрудников таможенных органов с представителями иных министерств и ведомств: соответствующий Приказ ФТС России от 17.05.2012 г. № 949 [8] отменён без актуального переиздания.

Кроме непрозрачной регламентации действий сотрудников таможенных органов отдельной правовой недоработкой является отсутствие в основополагающих нормативных правовых актах (в частности, КоАП) норм об ответственности бизнес-структур за внесение изменений в таможенную документацию во время проведения выездной таможенной проверки. На необходимость введения подобной нормы обращает внимание А. А. Тарасенко, указывающая на участившиеся попытки скрыть правонарушения подобным образом, а затем оспаривать итоговые заключения по итогам проверки, предоставляя наскоро изменённые документы в качестве доказательства отсутствия нарушений [9].

К проблемам организационного характера стоит отнести, в первую очередь, затруднённый документообмен между таможенными органами и иными ведомствами, осуществляющими контроль над ввозимыми в страну товарами. Как указывает К. А. Мамонова, передача данных об импортируемых товарах из таможенных органов в иные контрольно-надзорные институты не регламентирована в части сроков, что затрудняет своевременное проведение скоординированных проверочных мероприятий [10]. Кроме того, система межведомственного электронного документообмена в настоящее время несовершенна — отдельные ведомства оперируют собственными формами документов, вследствие чего возникает необходимость адаптировать получаемые данные под собственные стандарты, что требует привлечения человеческих ресурсов и повышает риски ошибок, связанных с ручной обработкой данных.

Выявленные проблемы требуют поиска путей их решения для повышения эффективности системы ТКПВТ. В части совершенствования нормативно-правового регулирования стоит предложить следующее:

1) регламентировать деятельность сотрудников таможенных органов во время выездных проверок;

2) предусмотреть санкции для участников внешнеэкономической деятельности за внесение изменений в таможенную документацию во время проведения выездной таможенной проверки.

Для решения выявленных организационных проблем необходимо реализовать следующие новации:

1) автоматизировать процесс выбора объектов ТКПВТ;

2) разработать стандарт взаимодействия таможенных структур с иными министерствами и ведомствами, максимально интегрируя в него современные возможности электронного документообмена и закрепив сроки передачи данных;

3) развивать таможенный аудит и таможенный мониторинг как неотъемлемые процессы в рамках ТКПВТ;

4) модернизировать критерии оценки качества выездных таможенных проверок (в настоящее время общим критерием эффективности проверки является выявление правонарушений).

В завершении необходимо указать, что выявленные проблемы системы таможенного контроля после выпуска товаров не являются уникальными и в той или иной форме присущи всем государствам, входящим в ЕАЭС. В современных реалиях возможен активный ввоз товаров из стран, объёмы торговли с которыми ранее были незначительны, вследствие чего на систему ТКПВТ в ближайшие годы ляжет дополнительная ответственность по проверке перемещаемых через границу и реализуемых в России грузов. Внедрение предложенных новаций способно упростить работу таможенных органов в этот период и повысить доверие бизнеса к проверочным мероприятиям.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019). КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ej8Q9. — Дата доступа: 03.04.2022.
  2. Ерофеева, В. К. Проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров / В. К. Ерофеева // Научные достижения и открытия. Сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. — 2020. — № 15. — С. 103
  3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ej99h. — Дата доступа: 03.04.2022.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/dsUY6. — Дата доступа: 03.04.2022.
  5. Кузьмина, А. В. Проблемы и пути совершенствования проведения таможенного контроля после выпуска товаров / А. В. Кузьмина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 1–3. — С. 115.
  6. Итоги работы подразделений таможенного постконтроля (ТКПВТ). Правовэд.рф: аналитический портал в сфере таможенного дела [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ejADj. — Дата доступа: 03.04.2022.
  7. Приказ ФТС России от 06.07.2012 N 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки». КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ejAx2. — Дата доступа: 03.04.2022.
  8. Приказ ФТС РФ от 17.05.2012 N 949 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://clck.ru/ejBHV. — Дата доступа: 03.04.2022.
  9. Тарасенко, А. А. Направления совершенствования и повышения результативности таможенного контроля после выпуска товаров / А. А. Тарасенко, Н. В. Матвеева // Московский экономический журнал. — 2021. — № 4. — С. 410.
  10. Мамонова, К. А. Проблемы взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации / К. А. Мамонова, А. К. Кучерявенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — Т. 12–4, № 63. — С. 20.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
таможенный контроль
таможенный контроль после выпуска товаров
ТКПВТ
таможенная проверка
действия сотрудников таможенных органов
таможенная проверка
нормативно-правовое регулирование ТКПВТ
Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 251-253):
Часть 4 (стр. 237-303)
Расположение в файле:
стр. 237стр. 251-253стр. 303

Молодой учёный