Currently, in the context of modern globalization and the development of international trade, the effectiveness of the implementation of state customs policy largely depends on the level of interdepartmental interaction and the use of modern information technologies. As part of the formation of a single, safe and transparent space for foreign economic activity, the Russian Federation is actively integrating various departmental information systems, which contributes to increasing the effectiveness of control, minimizing risks and ensuring economic security.
Keywords: customs policy, interdepartmental information interaction, government agencies, customs information technology, strategy, customs control, verification activities.
Государственная таможенная политика представляет собой систему мер и нормативных актов, направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности страны, обеспечение национальных экономических интересов, безопасность границ и развитие внутреннего рынка. На формирование и реализацию данной политики оказывают влияние правовые основы, включающие внутреннее законодательство, международные соглашения и стандарты, установленные мировым сообществом.
Обеспечение экономической безопасности государства является одним из ключевых аспектов реализации государственной таможенной политики. В условиях глобализации и расширения внешнеэкономической деятельности одной из приоритетных составляющих является эффективное взаимодействие между различными ведомствами — таможенными службами, правоохранительными органами, службами безопасности, налоговыми органами и иными государственными органами — в целях своевременного выявления и предотвращения угроз, связанных с незаконным перемещением товаров и транспортных средств, контрабандой, таможенными правонарушениями и иными видами преступной деятельности.
Информационно-межведомственное взаимодействие играет важнейшую роль в создании системного и комплексного механизма контроля, что позволяет значительно повысить уровень защиты экономических интересов государства.
Контроль за обеспечением экономической и национальной безопасности страны в рамках реализации таможенной политики связан с обеспечением соблюдения норм таможенного законодательства, предупреждением и пресечением их нарушения путем применения комплексного подхода в реализации контрольно-надзорной деятельности таможенных органов.
Важное значение имеет сотрудничество между таможенными органами и другими государственными структурами, такими как налоговые и правоохранительные органы, а также банковские институты, для улучшения проведения проверочных мероприятий при осуществлении таможенного контроля.
Таможенные органы в ходе проведения таможенного контроля взаимодействуют с контролирующими государственными органами и обмениваются информацией, сведениями, документами с использованием информационных систем и технологий для повышения результативности проверочных мероприятий [1, c. 65].
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими механизмы взаимодействия в сфере таможенного дела, являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) [2], Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] и др.
Реализация механизмов межведомственного информационного взаимодействия позволяет обеспечить незамедлительный обмен информацией между ведомствами, что существенно повышает качество контроля и оперативность при выявлении подозрительных грузов или лиц.
Система межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ) является одним из наиболее действенных инструментов для обеспечения соблюдения запретов и ограничений в процессе таможенных операций. СМЭВ — это федеральная электронная инфраструктура, которая позволяет государственным органам и учреждениям обмениваться информацией. Благодаря этой системе государственные и муниципальные услуги предоставляются в цифровом формате, что упрощает и ускоряет процедуры таможенного оформления и проверочных мероприятий.
Алгоритм обмена и состав данных, передаваемых между информационными системами таможенных органов и федеральными органами исполнительной власти (далее — ФОИВ), регламентируются технологическими картами межведомственного взаимодействия (далее — ТКМВ), которые разрабатываются Федеральной таможенной службой РФ (далее — ФТС РФ) и согласовываются с заинтересованными ФОИВ.
Согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», одно из ключевых направлений развития этой службы заключается в повышении эффективности межведомственного взаимодействия вместе с внедрением цифровых технологий и автоматизации.
В настоящее время наблюдается заметное повышение эффективности взаимодействия между ФТС РФ и Федеральной налоговой службой РФ (далее — ФНС РФ). Согласно условиям Соглашения от 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1 «О сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» осуществляется обмен информацией в автоматизированной системе через СМЭВ [5]. В рамках этого взаимодействия ФНС РФ предоставляет данные по бухгалтерской и финансовой отчетности, а также передает сведения по заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, связанных с импортом из стран-членов ЕАЭС. Кроме того, осуществляется обмен информацией относительно принятых решений по юридическим лицам, включая исключение из Единого государственного реестра юридических лиц.
ФТС РФ активно формирует и расширяет межведомственное сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за проведение регистрационных процедур в отношении имущества юридических и физических лиц. Особое внимание уделяется развитию взаимодействия с другими государственными структурами в рамках мер, направленных на пресечение случаев незаконного вывода денежных средств за границу. Эти усилия реализуются в контексте усиленного контроля за валютными операциями, связанными с внешнеэкономической деятельностью, в целях предотвращения незаконных переводов капитала и обеспечения экономической безопасности страны.
Несмотря на достигнутые результаты, остаются значительные проблемы, в том числе:
– несовершенство правовых механизмов для обмена информацией между ведомствами;
– технические барьеры и отсутствие полной совместимости информационных систем различных структур;
– низкий уровень подготовки кадров, обладающих знаниями в сфере современных информационных технологий;
– угрозы кибербезопасности и необходимость регулярного обновления систем защиты данных.
Очевидно, что для повышения качества большинства ключевых функций ФТС России необходимо заключать новые соглашения о взаимодействии, а также расширять такое взаимодействие как в рамках обмена информацией, так и в рамках участия в разработке нормативно-правовой базы. Такие меры позволят обеспечить оптимальность работы таможенных органов и реализовать потенциал их деятельности на новом технологическом уровне.
Таким образом, механизмы межведомственного информационного взаимодействия, внедряемые в деятельность таможенных органов, являются одним из эффективных средств реализации таможенной политики. Их внедрение и применение способствует автоматизации процессов, повышению эффективности таможенного контроля, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, облегчению реализации задач, возложенных на должностных лиц таможенных органов. Для достижения указанных целей требуется дальнейшее развитие информационных платформ, унификация процедур и совершенствование законодательной базы, а также активное внедрение инновационных технологий для обеспечения безопасности и защиты данных.
Литература:
- Межведомственное информационное взаимодействие таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров / К. А. Петрова, И. П. Килина // Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. — Новосибирск : Издательство СГУПС, 2021. — С. 64–69.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 23.11.2025).
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304097/ (дата обращения: 23.11.2025).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 23.11.2025).
- Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1) (ред. от 11.10.2023) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223988/ (дата обращения: 23.11.2025).

