Ежегодно растут объемы внешнеторгового оборота как Российской Федерации в целом, так и Южного федерального округа в частности. Следовательно, увеличивается не только товарооборот, но и объем изъятого, бесхозяйного, обращенного в собственность государства, либо подлежащего уничтожению имущества. Одним из направлений деятельности Федеральной таможенной службы (далее ФТС) является сотрудничество с ФАУГИ (далее Росимущество). Во взаимодействии данных государственных структур существует немало сложностей, которые сопряжены с многочисленными противоречиями между нормативно-правовыми аспектами, ведущими к последствиям экономического характера. В первую очередь важно отметить три способа обращения товаров и транспортных средств в федеральную собственность: процедура отказа в пользу государства, конфискация, признание имущества бесхозяйным. Следует отметить, что таможенные органы не имеют отношения ни к конфискации, ни к реализации товаров, так как в соответствии со ст.35 Конституцией Российской Федерации — только суд может лишить лицо принадлежащего ему имущества. [1] На рисунке 1 представлен процесс обращения имущества в федеральную собственность. Если при проведении оценки выявляется, что реализация товара целесообразна в целях пополнения государственного бюджета, то данный товар реализуется с аукционов, либо им распоряжаются в соответствии с социальными нуждами.
Рис. 1. Процесс обращения имущества в федеральную собственность
В практике Новороссийской таможни имел место быть случай, когда возникла проблема распоряжения имуществом, требующим специального порядка. В соответствии с обстоятельствами дела яхта «Виктори» прибыла, в порт Новороссийск и в 2002 году и лишь в 2013 году яхта была признана бесхозяйным движимым имуществом по решению суда. Если мы возьмём во внимание ст.130 «Недвижимые и движимые вещи» Гражданского кодекса Российской Федерации [2], к недвижимым вещам относятся морские суда и суда внутреннего плавания. Следовательно, яхта «Виктори» является объектом недвижимого имущества, однако в решении суда товар — яхта «Виктори» обозначена как движимое имущество. В свою очередь Росимущество сообщило, что распоряжение имуществом — яхта «Виктори» не входит в его компетенцию. Спустя почти 3 года дальнейшая судьба яхты «Виктори» всё-таки определились. ФАУГИ распорядилось следующим образом: закрепить на праве оперативного управления за ГМУ им.адм. Ф. Ф. Ушакова федеральное имущество, составляющее имущество казны Российской Федерации. Яхта — «Виктори» нашла своё полезное применение, что на наш взгляд, является главной целью осуществления процесса приёма-передачи имущества от таможенных органов в Росимущество, но на это ушло около трёх лет, с момента обращения имущества в федеральную собственность. Яхта «Виктори» утратила свой товарный вид и за годы стоянки потеряла в стоимости практически в 10 раз от цены, установленной на аналогичный (однородный) товар. А это недопустимо особенно в современных условиях экономического кризиса в нашей стране. Более того, противоречие, которое возникло между решением суда и пунктом, определяющим цели Росимущества, так и не были разрешены.
Важно отметить, что в законодательстве Российской Федерации существуют значительные пробелы, в области регламентации порядка распоряжения имуществом, обращённым в федеральную собственность. Так, например: нормативно-правовой базой нашей страны не установлен порядок распоряжения обращёнными в федеральную собственность наличными денежными средствами в иностранной валюте. В подтверждение этому факту, рассмотрим некоторые обстоятельства из дела оперативного учёта Новороссийской таможни. В течении 10 месяцев на учёте ТО находились денежные средства в иностранной валюте в размере: 3452 долларов США и 1430 греческих драхм, признанные бесхозяйными. Управление казначейства разъяснило, что в настоящий момент порядка приема наличных денежных средств в иностранной валюте не установлено. На наш взгляд, столь длительное хранение (а именно: 10 месяцев) имущества, обращённого в федеральную собственность является недопустимым. Так как срок осуществления процесса приёма-передачи от таможенного органа в Росимущество составляет всего 30 дней.
Также на практике возникают значительные сложности в работе с товарами, задержанными в соответствии с главой 21 «Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля» Таможенного кодекса Таможенного союза [3] и не востребованными в течение установленных сроков. Процедура реализации задержанных товаров, которая закреплена Федеральным законом № 311 «О таможенном регулировании» [4] вступает в противоречие со ст. 35 Конституции РФ, определяющей, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. [1] В правоприменительной деятельности необходим баланс, отсутствие которого представлено на рисунке 2, и должностным лицам таможенных органов недопустимо делать выбор, чем руководствоваться при принятии решения: Федеральным законом или Конституцией РФ, которые по своей сути должны дополнять друг друга.
Рис. 2. Отсутствие баланса в правоприменении между Федеральным законом № 311 и Конституцией РФ
Проведённое нами исследование показывает, что существующий алгоритм обращения имущества в федеральную собственность, а также вопросы распоряжения таким имуществом имеет ряд недостатков. В связи, с чем далее нами будут внесены предложения, которые, на наш взгляд, позволят повысить эффективность взаимодействия ФТС и ФАУГИ.
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2020г. сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия) определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Сфера обращения имущества в федеральную собственность и дальнейшее эффективное распоряжение им во многом способствует пополнению федерального бюджета, что является одной из стратегических целей таможенных органов Российской Федерации. Но, к сожалению, данная область никак не затронута в вышеупомянутой Концепции. На наш взгляд, организация контроля и надзора в области распоряжения обращённым в федеральную собственность имуществом могла бы быть одним из важнейших элементов Стратегии. Ведь грузы, принадлежащие участникам ВЭД, при прибытии и нахождении под таможенным контролем строго контролируются в определённых таможенных местах (склады временного хранения, портовые терминалы, являющиеся зонами таможенного контроля), имеют ряд гарантий: денежное обеспечение, банковские гарантии, договоры страхования ответственности за утрату имущества перед третьими лицами, система учёта и отчётности, требования санитарных, пожарных и прочих служб, радиационный контроль. С момента, когда в соответствии с требованиями законодательства товар обращается в федеральную собственность, ситуация не должна меняться. Контроль за данным имуществом не должен ослабевать, ведь теперь это не просто коммерческая поставка — это государственная собственность. Но почему тогда ситуация в корне меняется? Разве государственные органы не должны в этом случае ещё внимательнее и пристальнее следить за всем, что связано с передачей и распоряжением федерального имущества?
Это в первую очередь должно касаться организаций, которых Росимущество уполномочивает принимать у таможенных органов обращённое в федеральную собственность имущество. Здесь, по нашему мнению, должны быть соблюдены все те требования, которые предъявляются законодателем к хранению имущества, находящемуся под таможенным (то есть, опять же, под государственным) контролем, о котором упоминалось выше.
К чему ведут указанные обстоятельства? В первую очередь к тому, что в таможенные органы от имени и по поручению ТУ Росимущества для принятия государственного имущества зачастую являются фирмы-однодневки, требующие очень пристального внимания, т. к. неоднократны факты, когда организации, выигравшие тендер на контракт с Росимуществом просто исчезали после принятия десятков товарных партий, обращённых в федеральную собственность. Есть ли место в данной работе фирмам без имущественных, финансовых и страховых гарантий? По нашему мнению такая практика должна быть в корне изменена.
Более того, сотрудники таможенных органов даже не имеют представления о дальнейшей судьбе переданного ими имущества. После подписания акта приёма-передачи между таможней и Росимуществом его следы попросту теряются.
По мнению должностных лиц таможенных органов, для них крайне важно иметь обратную связь с ТУ Росимущества, получать отчётную информацию о реализации переданного имущества, тем самым видеть конкретный результат проделанной ими работы.
На наш взгляд, видится целесообразным создать единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации для таможенных органов и Росимущества, и обязать коммерческие уполномоченные организации предоставлять отчётность по реализации федерального имущества. На наш взгляд это более чем эффективная мера, которая приведёт к заполнению вышеупомянутых пробелов рассматриваемой проблемы.
С учётом обозначенных недостатков видится целесообразным провести работу по следующим направлениям:
– заполнить пробелы в законодательстве, в части распоряжения имущества, требующего специального порядка, а также задержанного имущества;
– установить единые органы, уполномоченные на принятие от таможни, отдельных категорий имущества, на примере яхты как недвижимого имущества и иностранной валюты;
– создать межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации, поступающей от Росимущества в таможенные органы по реализации имущества, обращённого в федеральную собственность;
– ФТС принять к рассмотрению разработку предложений по совершенствованию взаимодействия таможенных органов с государственными органами власти, а именно с Росимуществом и иными уполномоченными организациями, для включения исследуемых вопросов в Концепцию развития таможенных органов до 2025 года.
В целом, данные мероприятия позволят не только повысить эффективность распоряжения и реализации обращённым в собственность государства имуществом, что приведёт к увеличению поступлений в федеральный бюджет, усилить степень контроля за данным имуществом, но и создадут организационные и иные условия для эффективного функционирования всей системы взаимодействия ФТС и ФАУГИ.
А самое главное, несомненно, это поможет сделать данную сферу деятельности нашего государственного аппарата более прозрачной, к чему мы все так стремимся прийти последние десятилетия.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.04.16г.)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 23.05.16г.) / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
- LAW_5142/2a54eb7c0c87a49c41aa10efb253f6bdea2bfcf4/ (датаобращения 01.04.16г.)
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/
- document/cons_doc_law_94890/ (датаобращения 03.04.16г.)
- Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
- cons_doc_LAW_107181/?utm_campaign=doc_dynamic&utm_source=google.adwords&utm medium=cpc&utm_content=1&gclid=CKXvhvr9g8wCFYPUcgodryQIUw/ (дата обращения 03.04.16г.)
- Вериш Т. А. Внедрение перспективных таможенных технологий в области таможенного оформления товаров на примере южного региона // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 7.
- Вериш Т. А. Новые подходы в осуществлении государственного контроля таможенными органами санитарно-карантинных, ветеринарных и карантинных фитосанитарных товаров в пунктах пропуска Краснодарского края. // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 11.
- Клюкина М. С., Головина А. А. В мире научных исследований: материалы VI Международной научно-практической конференции // Академия знаний. — Краснодар 2014. — с. 36–40