An recent years, the Russian Federation has seen an increased need to verify the accuracy of information about goods crossing the customs borders of the Eurasian Economic Union. Enterprises and organizations engaged in foreign economic activities and declaring goods being transported play a crucial role in ensuring the correctness of this data, which in turn affects the potential growth of state budget revenues.
When conducting inspections, customs officials inevitably encounter a number of systemic obstacles that significantly complicate the implementation of control measures and efforts to prevent the illegal movement of goods.
Keywords: state control, state agencies, information customs technologies, strategy, customs control, and inspection activities.
Таможенный контроль — центральное звено в реализации торговой политики государства и, следовательно, в обеспечении его экономической безопасности, особенность которого в современных условиях является выполнение сложнейшей задачи: сокращение допустимого времени на его осуществление при непрерывном возрастании требований результативности и качества [6].
Регулирование таможенной деятельности, являясь важнейшим звеном государственной политики, сопряжено с наличием ряда проблем, которые необходимо усовершенствовать.
1) Отсутствие единых нормативных требований для осуществления таможенного контроля в пределах таможенной зоны Евразийского экономического союза является значимой проблемой.
В Российской Федерации, а также в рамках Евразийского экономического союза, процесс автоматизации системы управления рисками сталкивается с существенными ограничениями. Основной проблемой является несогласованность стандартов таможенного контроля внутри ЕАЭС, так как наднациональные нормативные документы лишь определяют общие рамки, оставляя детальную регламентацию процедур компетенции национальных законов. Из этого вытекает, что таможенные службы каждой страны-члена самостоятельно вырабатывают и применяют свои методы контроля.
Проблемы, описанные выше, можно устранить посредством следующей стратегической инициативы. В контексте Евразийского экономического союза предлагается реализовать унифицированную технологию дистанционного выпуска, а также использовать «Интеграционную информационно систему внешней и взаимной торговли Евразийского экономического союза» совместно с общим механизмом управления рисками. Такой подход продиктован наблюдениями за практикой применения системы управления рисками (СУР), эффективность которой оказывается невысокой из-за длительного периода формирования и передачи профилей риска до конечных исполнителей.
Общая цифровизация реализуется посредством многоступенчатого подхода. Первая фаза включает разработку Интеграционной информационной системы внешней и взаимной торговли Евразийского экономического союза, после чего следует применение системы удалённого выпуска. На основании оценки эффективности этих решений, завершается процесс созданием общей системы управления рисками (СУР).
Для выявления нарушений в таможенной сфере требуется создать автоматизированный модуль в системе управления рисками (СУР), который базируется на анализе информации, формируемой в результате оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности подразделений правоохранительных органов таможенной службы. Не менее важно обеспечить объединение данных, поступающих от таможенных ведомств зарубежных государств, с прицелом на сведения, предоставленные таможенными органами стран-участниц Евразийского экономического союза.
Наличие значительных разрывов в уровне цифровых технологий среди участников Евразийского экономического союза создает необходимость их гармонизации. В настоящее время отдельные государства только начинают осваивать ряд параллельных направлений, ориентированных на выработку унифицированного подхода к дистанционному выпуску товаров и на оперативное внедрение общего информационного ресурса. Разработка такой системы позволит обеспечить мгновенный обмен данными между таможенными службами и иными государственными учреждениями внутри союза, что, в конечном итоге, поспособствует переходу к более точному и действенному таможенному контролю.
2) Выявление основных структурных нарушений, затрудняющих эффективное осуществление процедуры посттаможенного контроля.
Одной из значимых проблем в области таможенного контроля после выпуска товаров является нехватка современных технологических моделей, организующих процесс выпуска товаров и обеспечивающих взаимодействие с каждым структурным звеном государственных контрольных органов. В рамках существующего порядка процедура стартует с подачи таможенной декларации и уплаты установленных сборов, за которыми следует выпуск товара, а непосредственная проверка проводится после завершения этого этапа. Еще одним существенным затруднением является низкий уровень прозрачности и добросовестности со стороны участников внешнеэкономической деятельности, которые не всегда демонстрируют готовность предоставить документы и информацию, подтверждающие данные, изложенные в таможенной декларации. При этом, в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, такие лица обязаны сохранять материалы, необходимые для контроля, на протяжении 5 лет с момента завершения нахождения товаров под таможенным надзором. С целью активизации операторов внешнеторговой деятельности в вопросах предоставления требуемой информации, таможенные органы могут применять специальный механизм — расчетный метод определения таможенных платежей, используемый в процессе проверки после выпуска товаров.
Для устранения обозначенной проблемы предлагается комплексное направление мер. Основной акцент делается на модернизации технологических схем таможенного контроля, осуществляемых после выпуска продукции, а также на детальной регламентации порядка взаимодействия с каждым из государственных контролирующих органов.
Оптимизация процедур пересечения таможенной границы ЕАЭС и сокращение времени таможенного оформления посредством акцента на проверке после выпуска товаров требует усиления взаимодействия с таможенными и налоговыми органами других стран-участниц Евразийского экономического союза. Такой синхронный подход позволит вести постоянный контроль над перемещением товаров на каждом этапе их реализации.
Введение данных мер нацелено на ликвидацию ситуации, когда предприятия, участвующие в внешнеэкономических операциях, направляют в таможенную службу одни данные, а для целей налогового контроля декларируют заниженные суммы, что, в свою очередь, приводит к уменьшению таможенных сборов.
Разработка и применение интегрированной системы управления с включёнными контрольными механизмами представляется необходимой мерой для всесторонней оценки аргументированности принимаемых решений в процессе реализации посттаможенного контроля. Такая инициатива позволит не только проводить детальный анализ обоснованности данных решений, но и содействовать усилению личной ответственности сотрудников таможенных органов за применяемые меры.
Реализация вышеуказанных мер способствует совершенствованию надзора в таких сферах, как таможенное, налоговое, транспортное, ветеринарное, карантинное и фитосанитарное регулирование в рамках Евразийского экономического союза. Однако данный прогресс возможен только при создании единой базы разрешительной документации на территории союза и внедрении процедур дистанционного оформления выпуска товаров с последующим таможенным контролем. Помимо этого, особое значение имеет применение и дальнейшее развитие системы управления рисками (СУР), что ускоряет и упрощает процессы таможенной проверки за счет выпуска товаров без обязательного наличия сопроводительных документов и реального физического досмотра.
Литература:
- Межведомственное информационное взаимодействие таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров / К. А. Петрова, И. П. Килина // Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2021. С. 64–69.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. — ред. от 01.01.2018. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 23.11.2025).
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304097/ (дата обращения: 23.11.2025).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 23.11.2025).
- Полякова А. А., Афонин Д. Н., Яргина Н. Ю. Перспективы внедрения автоматизированной системы мониторинга контейнерных перевозок // Бюллетень инновационных технологий. — 2017. — Т. 1, № 3(3). — С. 34–41.
- Неровня Д.Е., Полухин И.В. Актуальные проблемы в осуществлении таможенного контроля. Секция «Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект». Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том.3. С.629-632.

