В данной статье упомянуты факторы, которые влияют на эффективность взимания таможенных платежей. Тщательно рассмотрена динамика поступлений таможенных платежей в бюджет.
Ключевые слова: таможенные платежи, бюджет Российской Федерации, таможенные пошлины.
This article mentions the factors that affect the effectiveness of the collection of customs duties. The dynamics of receipts of customs payments to the budget has been carefully considered.
Keywords: customs payments, budget of the Russian Federation, customs duties.
Основные направления бюджетной, налоговой, таможенной и тарифной политики РФ определены Федеральным законом № 380 «О федеральном бюджете на 2020 год и на период планирования 2021 и 2022 годов». Закон отражает основные направления и приоритеты развития страны в краткосрочной перспективе. Президент Российской Федерации поставил амбициозные цели: добиться роста национальной экономики за счет разработки новых инновационных технологий и цифровизации, и на этой основе закрепиться в пяти крупнейших экономиках мира; увеличить ВВП на душу населения вдвое к середине десятилетия; сократить бедность и добиться устойчивого роста реальных доходов; увеличить продолжительность жизни.
Поэтому бюджетная и налоговая политика направлена на создание условий, необходимых для нормального экономического развития.
Министерство социально-экономического развития РФ разработало три сценария бюджетного прогноза: базовый, консервативный и целевой. В результате в качестве основы был принят базовый сценарий, направленный на достижение социально-экономического развития страны и обеспечение бюджетной устойчивости.
Базовый прогноз предусматривает увеличение доли инвестиций с фиксированным капиталом до 25 % ВВП, поскольку цены на нефть остаются нестабильными, внешние отраслевые санкции, введенные рядом иностранных стран, вероятное замедление мировой экономики и экономической активности. Ожидается, что обеспеченность бюджета будет снижаться из-за колебаний цен на углеводороды, стабильности обменного курса.
Исполнение бюджета по доходам является важным параметром эффективности бюджетного процесса. Доходы и расходы федерального бюджета тесно связаны друг с другом, если доходы превышают расходы, государство сможет выполнить все обязательства перед населением, а также документы программы, составленные на будущее. Около половины обязательных расходов тратится на программы, ориентированные на пожилых людей. Другие программы включают множество подпрограмм, которые варьируются от одного федерального агентства к другому. И последнее, но не менее важное: часть обязательных расходов идет на выплату процентов по федеральному долгу.
Следовательно, финансовое состояние государства зависит от скорректированного отношения доходов к расходам. Что касается доходов федерального бюджета за последние три года, следует отметить, что 2021 год полностью превысил период до пандемии.
Исполнение федерального бюджета в период 2020–2022 гг. происходило в условиях восстановления деятельности. После падения цен на нефть в 2020 году средняя цена начала восстанавливаться, что привело к увеличению доли доходов от нефти и газа по отношению к ВВП в 2021 и 2022 годах. На рост также повлиял рост доллара США и устранение части льгот в нефтегазовом секторе.
Динамика доходов, не связанных с нефтью, за отчетный период развивалась положительно. Темпы роста не нефтяных доходов в 2021 году выросли на 24,9 % по сравнению с 2019 годом и на 13,5 % по сравнению с 2020 годом. Не нефтяные доходы на 2021 год составили 12,3 % ВВП. Изучая динамику доходов федерального бюджета с 2019 по 2021 год, мы можем увидеть изменение в соотношении доходов от нефти и газа к не нефтяным доходам. Таким образом, не нефтяные доходы в 2021 году превысили доходы от нефти и газа на 6 849,8 млрд рублей или на 55,3 %.
— выручка составила 127,0 % доходов федерального бюджета к 2020 г.;
— расходы составили 105,4 % расходов федерального бюджета к 2020 г.
Дефицит федерального бюджета на 2021 год составил 275,7 млн. рублей, или 0,1 % ВВП, по сравнению с — 2,0 % в 2020 году и 6,0 % в 2019 году. в 2021 году по сравнению с 2020 годом доля доходов федерального бюджета по отношению к ВВП увеличилась с 17,5 % до 19,1 % или 1,6 %.
Доходы бюджета администрируемые ФТС России увеличились. За 2022 год они составили 6,2 триллиона рублей, то есть 40 %. Среди них: выручка от импорта товаров составила — 3,3 трлн рублей, от экспорта товаров-2,7 трлн рублей, от других доходов — 0,2 трлн рублей. На рост повлияло увеличение экспортных таможенных пошлин на с.-х. продукты, корректировка акцизов.
Помимо таможенных пошлин на продукты питания, были повышены пошлины на некоторые промышленные товары. Это связано с тем, что российская промышленность была не выдерживала конкуренции в сравнении с иностранными компаниями, осуществляемыми производство иностранных машин, электроники и других видов промышленного импорта. Ставки таможенных пошлин были увеличены за различные транспортные средства, электронные и компьютерные компоненты, бытовую электронику и станки. Минимальные суммы сборов за товар для автомобилей теперь зависят от объема двигателя и года выпуска.
Правила отсрочки импортных пошлин также были изменены. Ранее крайний срок был разрешен на срок не более тридцати дней. Эта отсрочка была предоставлена импортеру без дополнительных затрат илизатрат. По новым правилам этот период продлевается до шестидесяти дней, но за весь период задержки взимается определенный процент.
В структуре доходов наибольший удельный вес в составе общего объема доходов занимает НДС — 34,5 %, далее налог на прибыль (9,8 %) и акцизы (7,2 %). Снизилась доля ввозных таможенных пошлин на 0,3 %, что обусловлено плановым снижением ставок на ряд товаров в рамках выполнения обязательств ВТО, а также в результате изменения структуры импорта. Увеличилась доля вывозных таможенных пошлин (за исключением нефтегазовых доходов) за счет применения повышенной ставки на зерновые культуры, черные и цветные металлы, древесину и изделия из нее, масло подсолнечное.
Прогноз на 2023–2024 гг. предусматривает устойчивый рост доходов федерального бюджета. В этот период предусмотрено поступление дополнительных доходов в результате корректировки налогообложения рентного дохода отраслей горнометаллургического комплекса, централизация части акцизов на нефтепродукты, повышения вывозных таможенных пошлин и т. д.
Нефтегазовые доходы после роста бюджета с 2023 года по 2024 год будут снижаться по отношению дут стабильны в диапазоне 11,4–11,6 % к ВВП (до 5,7 % в 2024 году) и постепенно- ВВП, т. е. вернутся к нормальному уровню го будут возвращаться к ценам на нефть после роста в 2021–2022 гг.. 2020–2021 гг. после резких колебаний.
Стоит отметить проблемы осуществления таможенными органами фискальной функции.
Геополитическая напряженность и введение экономических санкций задают государству решение важнейших задач по сохранению и наращиванию доходной части бюджета. В ходе формирования доходов необходима реализация мероприятий по нахождению и распределению дополнительных финансовых средств.
С 2019 года в России была увеличена ставка НДС до 20 %. Для государственного бюджета это означает существенную прибавку. Более того, в результате нововведения увеличатся и бюджетные расходы, то есть больше будут инвестироваться национальные проекты.
Наиболее острые риски для роста российской экономики пришлись на 2019 год. В первом квартале 2020 произошел обвал нефтяных рынков вследствие падения цен на нефть. Как уже отмечено, повысилась ставка НДС. Рост инвестиций в инфраструктуру сместился к концу 2019 года. Снижение ключевой ставки было приостановлено. Экономике пришлось адаптироваться к функционированию в условиях новых санкций 2018 года. В реальном выражении замедлилось наращивание экспорта.
В столь тяжелой ситуации крайнюю остроту обретает риск недополучения таможней желаемого объема доходов. Обусловлено это огромным числом факторов. Внимание стоит акцентировать на самые серьезные из них. Во-первых, участники ВЭД специально занижают в декларациях стоимость своих товаров. Во-вторых, они всевозможными путями уклоняются от внесения таможенных платежей. Это существенная угроза для федерального бюджета.
Литература:
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973) — [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант-Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
- Решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 73 «О таможенных органах государств — членов Евразийского экономического союза, осуществляющих взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза» — [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Альта Софт» Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17kr0073/;
- Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук; под редакцией Г. П. Геращенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–12347–0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469778;
- Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–13430–8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/459094;