В статье рассмотрены направления развития налогового законодательства и налоговой системы с учетом имеющихся сложностей в России. Эпидемия коронавируса и экономический кризис привели к снижению налоговых поступлений, а само налоговое законодательство стало одним из факторов стимулирования экономической активности.
Ключевые слова: налоговая система, налоговое законодательство, налог на роскошь, прогрессивная шкала.
Совершенствование налогового законодательства и политики является важнейшей, необходимой частью механизма налоговой системы РФ. Однако это достаточно долгий процесс, требующий постоянного анализа и выявления слабых мест. Нововведения должны иметь не только фискальную составляющую, позволяющую бесцельно аккумулировать денежные средства в бюджете страны, они должны представлять собой способ исполнения социальных обязательств перед гражданами страны, которые гарантированы им конституцией РФ.
Анализируя основные изменения, происходящие в российской налоговой системе за период с момента принятия Налогового кодекса РФ, можно утверждать, что в основном эти изменения направлены на повышение налоговых поступлений в бюджетную систему. Вместе с тем нестабильность налогового законодательства, хаотичный характер изменений, отсутствие системности усложняют процесс изучения и практического применения налогового законодательства и препятствуют развитию экономики.
С учетом расслоения по доходам населения и уровня бедности в России в условиях развития социально-экономического кризиса снижение налоговой нагрузки на труд граждан с низкими доходами — необходимая мера, однако, с учетом сложностей реализации, эффективной она будет только в рамках перехода к прогрессивной шкале НДФЛ для обложения сверхдоходов наиболее обеспеченных граждан [6, c. 45].
Автоматизация расчетов и учета позволяет администрировать налоги более эффективно, что создает возможности для снижения ставки. В целом же налоги являются безальтернативным источником формирования доходов бюджета государства и многофункциональным инструментом перераспределения ВВП с целью социального обеспечения граждан и достижения устойчивого экономического роста [1, c. 56].
Можем предполагать, что цифровизация экономики позволит вывести из тени значительную часть налогооблагаемой базы резидентов, увеличить объем официально декларируемой заработной платы, скрытой на данный момент, что приведет к росту суммы собираемых налогов. Однако этот процесс должен сопровождаться соответствующими шагами со стороны законодателей, определяющих нормы налогообложения. Так, например, повышение для граждан с высокими доходами ставки НДФЛ целесообразно сопровождать соответствующим снижением ставки для людей с низкими доходами [5, c. 33].
По прежнему актуальным является вопрос о налоге на роскошь. Вопрос введения налога на предметы роскоши рассматривался российскими властями на протяжении многих лет. Он имел свое начало в социуме одновременно с возникновением самих объектов имущества, которые отличались своей дороговизной и при этом не относились к обычным предметам потребления.
По способу взимания, налог на предметы роскоши, является прямым, так как уплачивается конкретно субъектами с имущества или дополнительного дохода налогоплательщика.
Впервые, прогрессивная ставка налогообложения, была вынесена на обсуждение еще в 2012 году, но поправки в Налоговый кодекс не прошли. И лишь в 2015 году поправки были внесены, но при этом отказались от слова «роскошь» и лишь провели черту на ценовой шкале, и все, что находится выше нее, становится объектом налогообложения по повышенной ставке [2, c. 211].
Основная функция налога на роскошь это: пополнить государственный бюджет и противодействовать неравномерному развитию роскоши у узкой прослойки населения российского общества.
В России так называемый налог на роскошь касается недвижимости и транспорта. В Налоговом кодексе РФ обозначена предельная стоимость определенной категории имущества. При расчете стандартного налога придется учитывать повышающий коэффициент, тем лицам, чье имущество стоит дороже указанных значений.
Налог распространяется на все недвижимое имущество, которое оценивается в сумму более 300 млн. рублей. К нему относятся: жилые дома; квартиры; дачные участки; дачи; земельные наделы под ИЖС; участки земли с находящимися на них жилыми постройками.
Также, налог распространяется на транспорт, такой как: автомобили; водные суда; воздушный транспорт.
При этом распространение ограничено транспортными средствами, оцененными в сумму 3 млн. рублей и выше. На территории Российской Федерации наиболее распространенным транспортным средством является автомобиль.
Одной из причин развернувшейся в последние годы в России дискуссии о налоге на роскошь стало появление в СМИ сообщений о введении подобных налогов за рубежом. Так, в Китае, налог на предметы роскоши длительное время выступал в качестве источника дохода для правительства. Например, пошлина на импорт элитной косметики и парфюмерии могла достигать размера в 50 %. В связи с такими большими ставками, жители Китая стараются покупать такого рода товары за рубежом.
Однако в России, в условиях постоянного роста цен, понятие роскоши приобретает особое значение. Так как уровень цен на новые автомобили значительно вырос и продолжает подниматься, целесообразно ввести корректирующий коэффициент в размерах нормы инфляции для установленного порога в 3 млн. руб. Так как уже в этом году под определение роскоши попадают автомобили, никогда ранее не считавшиеся роскошными. При таких темпах роста цен повышенным налогом через несколько лет будут облагаться автомобили эконом-сегмента.
Предлагается индексировать на уровень инфляции размер порога для применения повышающего коэффициента при покупке автомобилей (налог на роскошь). В противном случае через несколько лет из-за роста цен на новые машины повышенным налогом станут облагаться автомобили среднего или даже эконом-сегмента.
Анализируя эффективность применения налога на роскошь в России, его преимущества и недостатки можно сделать вывод, что налог на роскошь необходим нашему обществу. Но при этом важно дифференцировать другие налоги, так как предпринимателей заставляют платить их независимо от доходов и конкурентной позиции.
Введение дополнительных налогов на роскошь не принесет ожидаемого фискального и регулирующего эффекта, без построения адекватной системы налогового администрирования. Ведь в таком случае, может встретить протест со стороны обеспеченных налогоплательщиков, выражающееся в сокрытии имущества, смене юрисдикции, уклонении от уплаты налогов.
В целом, анализ развития налогового законодательства РФ за последние годы показывает рост налоговой нагрузки как на граждан, так и на бизнес, и централизацию финансовых ресурсов на федеральном уровне.
Таким образом, внедрение широкого комплекса налоговых мер поддержки экономики в 2021 г. требует доскональной оценки налоговых рисков исполнения бюджетов, что особенно актуально для регионального и местного уровня, которые не имеют такого запаса прочности, как федеральный бюджет. При этом выпадающие в связи с антикризисными мерами налоговые доходы бюджетов будут компенсированы впоследствии, когда экономика преодолеет кризис. При отсутствии внедрения антикризисных мер на такой компенсирующий эффект, конечно, рассчитывать бы не пришлось. Дальнейшее совершенствование налогового законодательства должно учитывать изменяющуюся ситуацию в экономике.
Литература:
- Агамирзоева Н. М. Преимущества и недостатки прямых налогов в общей системе налогообложения // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник статей. М., 2018. С. 56–58.
- Демченко З. А. Налог на доходы физических лиц в современной России: проблемы, поиски, решения // Современные тенденции развития науки и технологий. 2021. № 7. С. 211–217.
- Зотиков Н. З. Налог на доходы физических лиц: практика исчисления, направления совершенствования // Вестник Евразийской науки. 2020. № 1. С. 12–18.
- Кайнов В. И., Прокофьев К. Г., Сальников М. В. Налоговая система России в первые годы советской власти (историко-правовой аспект) // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 1. С. 147–155.
- Маханова Т. А., Елисеева Н. Ю. Сущность и виды налоговых льгот в современной налоговой системе Российской Федерации // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2019. № 1. С. 33–37.
- Перов А. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2021. 800 с.