Данная статья посвящена исследовательскому анализу основных изменений в налоговом законодательстве, произведенных для поддержания экономической активности в связи с введением международных санкций в отношении России. В рамках статьи были проанализированы основные изменения по налогу на прибыль организации, принятые Правительством РФ в 2022 году.
Ключевые слова: налогообложение, налоговая политика, налог на прибыль организаций.
В условиях новых вызовов при чрезвычайном санкционном давлении государству крайне важно поддерживать экономическую активность и предпринимать все меры для минимизации последствий санкций для экономики страны. К комплексу подобных мер относится и налоговая политика. Налоги являются обязательной основой финансовой структуры государства. Они возникли вместе с появлением государства и первоначально использовались для обеспечения его финансовых нужд. С развитием и усложнением государства как института роль налогов расширялась. На настоящий момент налог является важным рычагом государственного регулирования социально-экономических явлений и процессов. Внесение поправок в действующее налоговое законодательство предполагает создание более благоприятных налоговых условий, предоставление мер поддержки бизнеса.
Налог на прибыль организации является одним из основных налогов, которые должно уплачивать юридическое лицо (организация или индивидуальный предприниматель). Данная разновидность налога является не только источником пополнения бюджета страны, но и одним из наиболее важных информационных ресурсов для государства. По результатам анализа поступлений в бюджет по налогу на прибыль, государственные органы получают информацию о прибыльности той или иной организации, индустрии, получают возможность определять направления развития налоговой и финансовой политики.
Основные налоговые меры по поддержке бизнеса были учреждены в марте 2022 года Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 26.03.22 № 67-ФЗ [1].
Как и в период пандемии коронавирусной инфекции в 2020–2021 гг., государство предприняло меры для поддержки предприятий, осуществляющих деятельность в IT-сфере. Данным федеральным законом для IT-предприятий в 2022–2024 гг. была установлена ставка 0 % по налогу на прибыль организаций. Данные нововведения распространились на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
В июле 2022 года Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 № 321-ФЗ были изменены условия и порядок предоставления данной льготы. Согласно поправкам для правомерного применения ставки 0 % необходимо, чтобы по результатам налогового периода в сумме всех доходов предприятия, осуществляющего деятельность в области информационных технологий, учитываемых при исчислении налоговой базы не менее 70 % составляли доходы от деятельности в IT-сфере. Перечень учитываемых доходов был расширен [3].
В соответствии с поправками к доходам, учитываемым при определении налоговой базы, на сегодняшний день можно относить доходы от продажи разработанных программно-аппаратных комплексов, включенных в единый российский реестр, доходы от предоставления услуг с применением собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в российский реестр; доходы от услуг по распространению рекламы в Интернете, предоставлению доступа к аудиовизуальным произведениям и сообщениям телепередач на аудиовизуальном сервисе, включенном в реестр; доходы от предоставлению услуг по внедрению, тестированию, сопровождению российского программного обеспечения; доходы от передачи доступа к фонограммам, объектам авторского и смежных прав, связанных с фонограммами, с применением собственных программ для ЭВМ.
Также необходимое условие о количестве сотрудников организации в количестве не менее 7 человек для возможности применения льготной ставки было упразднено. В результате данных поправок установленные льготы могут применяться и микроорганизациями, работающие в IT-сфере.
Федеральным законом от 26.03.22 № 67-ФЗ также были внесены изменения, касающиеся контролируемой задолженности организаций. На 2022–2023 гг. были определены особые правила расчета для предельной величины процентов, которые могут быть учтены в составе расходов по налогу на прибыль организаций, по контролируемой задолженности, возникшей до 1 марта 2022 г. Согласно внесенным изменениям сумма контролируемой задолженности должна определяться по официальному курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего налогового периода. При этом он не должен превышать значение на 1 февраля 2022 года. Также собственный капитал на последнее число каждого налогового периода рассчитывают без учета курсовых разниц, которые могут возникнуть в связи с изменением официальных курсов валют [1].
Вышеупомянутым законом также были внесены изменения относительно учета курсовых разниц при исчислении налога на прибыль. Для положительных и отрицательных курсовых разниц по обязательствам и требованиям в иностранной валюте установили особый порядок. Их необходимо учитывать в доходах и расходах на дату прекращения или исполнения требования либо обязательства, выраженного в иностранной валюте, в том числе по договору банковского вклада. Для положительных курсовых разниц данное правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Для отрицательных оно вступит в силу с 1 января 2023 года [1].
Постановлением Правительства РФ № 470 от 25.03.2022 были установлены новые правила относительно уплаты авансовых платежей. Предприятия, которые в 2022 году платят ежемесячные авансовые платежи, вправе до окончания года перейти на авансы, основываясь на фактической прибыли. Стоит отметить, что изменения расчета авансовых платежей должны быть отражены в учетной политике. Более того об этом необходимо уведомить налоговую службу не позднее 20-ого числа месяца, который является последним в отчетном периоде, с которого организация переходит на другой порядок уплаты авансовых платежей [6].
Постановлением Правительства от 18.02.2022 № 207 был расширен перечень видов НИОКР с целью снижения базы по налогу на прибыль с повышенным коэффициентом 1,5. Согласно данному постановлению затраты возможно списывать единовременно в рамках налогового периода, в котором они были осуществлены. В список были добавлены новые сферы НИОКР: авиационные и космические системы, электрокары, технологии по улучшению окружающей среды, персонализированные медицинские услуги, технологии и разработки для воздушно-космической обороны России [5].
Согласно Федеральному закону от 26.03.22 № 67-ФЗ в период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года пени за просрочку уплаты налога на прибыль организаций необходимо исчислять исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от длительности просрочки [1].
28 мая 2022 года была возвращена возможность не платить налог на прибыль организаций с дохода от выявленных результатов интеллектуальной деятельности. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» № 149-ФЗ от 28.05.2022, налогоплательщики могут не включать в доходы по налогу на прибыль имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые выявили при инвентаризации с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года включительно. Для тех, кто на 1 января 2022 года был в реестре субъектов МСП, срок продлен на 2 года. Эти положения распространили на правоотношения, которые возникли с 1 января этого года [2].
В июле 2022 года был увеличен список доходов, не включаемые в налоговую базу по налогу на прибыль. Согласно Федеральному законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в данный перечень вошли:
— имущество организаций, полученное от государства на безвозмездной основе, для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции (за исключением денежных средств);
— суммы обязательств, прекращённых в 2022 году в результате выплаты иностранному участнику общества с ограниченной ответственностью действительной стоимости доли в связи с выходом в 2022 году из состава участников подобного общества или в связи с его исключением в судебном порядке из состава участников в 2022 году;
— денежные средства или имущество, полученные по долговым обязательствам, в том числе по кредитным соглашениям, договорам о финансировании участия в кредите, иных аналогичных средств или иного имущества, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения подобных долговых обязательств [4].
Таким образом, путем внесения поправок в налоговое законодательство государство стремилось предотвратить негативные последствия для экономики страны, поддержать налогоплательщиков и снизить налоговую нагрузку на предприятия. Основными направлениями изменений по налогу на прибыль организаций стали снижение налоговой базы путем расширения списка расходов и уменьшения списка доходов, предоставление возможности уплаты авансовых платежей на основе фактической прибыли, уменьшение пени за неуплату налога в срок, предоставление налоговых льгот для организаций IT-сферы с целью их стимулирования и поддержки в сложный для страны период.
Литература:
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 26.03.22 № 67-ФЗ // Электронный ресурс — СПС Консультант Плюс, 2022
- Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» № 149-ФЗ от 28.05.2022 // Электронный ресурс — СПС Консультант Плюс, 2022
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 № 321-ФЗ // Электронный ресурс — СПС Консультант Плюс, 2022
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14.07.2022 № 323-ФЗ // Электронный ресурс — СПС Консультант Плюс, 2022
- Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» от 18.02.2022 № 207 // Электронный ресурс — СПС Консультант Плюс, 2022
- Постановление Правительства РФ «Об изменении срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в 2022 году» № 470 от 25.03.2022 // Электронный ресурс — СПС Консультант Плюс, 2022