Статья посвящена анализу налоговых поступлений и их значимости для государственного бюджета. Рассмотрена федеративная структура государства и соответствующее разделение бюджетов.
Ключевые слова: налоги, разделение бюджетов, система налогов и сборов, регулирование налоговых отношений.
Налоговые поступления являются налоговой частью доходов государства и составляют большую часть федерального и консолидированного бюджетов. Федеративная форма государственного устройства с разделением бюджетов на федеральный, региональные и местные образует и соответствующие особенности налоговой системы.
В Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) отсутствует определение системы налогов и сборов [1]. В своих определениях авторы подходят к понятию система налогов и сборов РФ как к совокупности элементов, что в данном случае является совокупностью налогов и сборов РФ. Например, Тедеев А. А. предлагает следующее определение: «система налогов и сборов РФ — совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством» [2].
Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), регулирование налоговых отношений носит императивный (властный) характер, то есть данные отношения основаны на властном подчинении и гражданское законодательство к ним не применимо [3]. Также властное предписание в данной сфере упоминается в ст. 2 НК РФ [1]. Это означает, что регулирование системы налогов и сборов, в том числе и в сфере налогового контроля, осуществляется государством.
Особенности налоговых отношений и государственные полномочия и возможности в области данных отношения, как, например, лишения прав собственности налогоплательщика, подразумевают наличие гарантии соблюдения прав налогоплательщиков [4]. НК РФ таким образом обращает внимание на порядок установления налога, особенности компетенций органов государственной власти по регулированию налогов и сборов, а также четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как целостный механизм, с возможностью применения налоговых льгот.
Такие элементы перечислены в ст. 17 НК РФ, где есть указание на порядок установления налога: «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения…» (см. рис. 1) [1].
Рис. 1. Элементы налогообложения [1]
Формирование современной системы налогов и сборов РФ началось с ряда федеральных законов, в том числе и ФЗ от 27.12.1991 № 2118–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и нормативных правовых актов по регулированию некоторых отдельных налогов. На данный момент в пп. 1, 4 и 5 ст. 1 НК РФ есть указание на то, какие нормативные правовые акты являются источниками права системы налогов и сборов РФ, но данный перечень не заканчивается только на перечисленных нормативных правовых актах [1]. Иерархия источников налогового права по юридический силе представляется в следующем виде:
- Конституция РФ;
- Международные договоры РФ;
- Решения Конституционного Суда РФ;
- Федеральные конституционные законы, регулирующие налоговые вопросы;
- Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах, сборах и страховых взносах);
- Общее налоговое законодательство — иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права;
- Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами [2].
Наибольший интерес при изучении налогового права уделяется именно последнему пункту системы источников права, так как в него входит разнообразный перечень актов общей компетенции и актов органов специальной компетенции. Особенности издания подзаконных актов в области налогового законодательства заключаются в следующих пунктах:
- Возможность и случаи должны быть предусмотрены в законодательстве о налогах и сборах;
- Издание акта допускается только в пределах компетенции издаваемого органа;
- Данные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено налоговым законодательством [5].
Интерес к подзаконным актам проявляется также в том, что в связи с их особенностями и ограничениями в некоторых случаях возникают противоречия нормативных правовых актах и размытие ролей уполномоченных органов. Авторы в своих научных работах часто обсуждают роли Президента РФ, Правительства РФ и разъяснений ФНС РФ в регулировании системы налогов и сборов.
Согласно ст. 90 Конституции РФ и ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ для охраны суверенитета, независимости и государственной целостности может принимать меры не только на основании законов, но и в их отсутствие. [6]. Это означает, что Президент РФ, как гарант Конституции РФ, в случае пробела законодательства может принимать акты, которые будут иметь статус первостепенного правотворчество как норма права общих вопросов, до принятия федерального закона.
Возможность издавать подзаконные акты в сфере системы налогов и сборов Правительство РФ, согласно п. 1 ст. 4 НК РФ, уполномочено как орган по выработке государственной политики [1].
Федеральная налоговая служба РФ (далее — ФНС РФ) как уполномоченный орган по контролю и надзору в области налогов и сборов, согласно п. 2 ст. 4НК РФ, лишен возможности издавать нормативные правовые акты в этой сфере, но при этом выпускает разъяснения в сфере налогового законодательства [1]. Согласно указанию Конституционного Суда РФ, данные разъяснения де-факто обязательны для исполнения налоговыми органами в силу принципа ведомственной субординации [5].
Таким образом, тема правовые аспекты системы налогов и сборов остается актуальной, так как система налогов и сборов играет большую роль в государственной политике. Изучение налогового права раскрывает суть не только налогов и сборов, но и участие органов общей и специальной компетенции в регулировании данной сферы.
Литература:
- Налоговый Кодекс Российской Федерации // Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс (дата обращения: 14.02.2024).
- Тедеев А. А. Налоговое право России: учебник для среднего профессионального образования / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 414 с. — (Профессиональное образование).— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536328/ (дата обращения: 16.02.2024).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.12.2020 № 457-ФЗ.) // Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс (дата обращения: 14.02.2024).
- Крохина Ю. А. Налоговое право: учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 503 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535411/ (дата обращения: 16.02.2024).
- Кириленко В. П. Правовые аспекты регулирования современного налогового законодательства / В. П. Кириленко, В. В. Фирсов // Россия в глобальном мире. — 2021. — № 19(42). — С. 58–69.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс (дата обращения: 14.02.2024).