Обзор исследований русского нигилизма китайскими учёными | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.10.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Чжао, Шунин. Обзор исследований русского нигилизма китайскими учёными / Шунин Чжао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 372-375. — URL: https://moluch.ru/archive/490/106941/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор представляет обзор исследований китайских ученых, посвященных русскому нигилизму.

Ключевые слова: русский нигилизм, китайские ученые, дети.

Как широко обсуждаемая и влиятельная русская идея XIX века нигилизм отражался и в философии, и в литературе. Он не только развивался в общественной жизни и культуре, но и постепенно проникал в политическую область. Изучение нигилизма помогает лучше понять русское общество, литературные произведения и историю основных направлений русской идеи. В китайской науке пока не сформировалась система исследования русского нигилизма, по этой теме написано достаточно мало монографий, однако многие ученые осознают общественное, историческое и литературное значение данного направления и обращаются к нему в своих научных работах. Данная статья посвящена состоянию исследований русского нигилизма в Китае в философском, историческом и литературоведческом аспектах.

  1. Исследования китайских ученых в области философии

Исследуя концепцию нигилизма в философском аспекте, китайские ученые больше внимания уделяли европейскому нигилизму, взглядам Ницше, и меньше ― русскому направлению. В немногих статьях, написанных Ван Чэнфэном (王成峰, Wang Chengfeng), Лю Сэньлинем (刘森林, Liu Senlin) и Ян Яном (杨洋, Yang Yang), рассматривалась русская нигилистическая идея, воплощенная в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

В статье «Кратко о концептуальном изменении и проблемной логике нигилизма» Ван Чэнфэн отметил, что «обширное распространение концепции «нигилизм» главным образом было обязано И. С. Тургеневу» [1, c. 51]. Одновременно данный ученый считал, что «революционное понимание нигилизма принципиально сближало его с анархизмом» [1, c. 51].

Во многих статьях, посвященных исследованиям концепции нигилизма, Лю Сэньлинь затрагивал русскую идею, рассматривая проблему на основании взглядов И. С. Тургенева и романа «Отцы и дети». В своих статьях «Историческое развитие и современное проявление нигилизма» и «Почему надо обратить внимание на проблему нигилизма» Лю Сэньлинь согласился с замечанием Ван Чэнфэна, что И. С. Тургенев играл ключевую роль в развитии русского нигилизма. При этом ученый упомянул, что «в России размышляли о проблеме нигилизма в основном в рамках художественных произведений» [4, c. 77]. «Нигилизм воспринимался с точки зрения русского дворянства как новая идея, возникшая в связи с большой открытостью и масштабным продвижением рационализма, сциентизма и утилитаризма» [5, c. 31]. Китайский ученый отметил, что И. С. Тургенев как помещик «сам плохо понял нигилизм и личность Н. А. Базарова» [6, c. 76]. Лю Сэньлинь делает вывод, что «феномен нигилизма обладает художественной, социальной, цивилизационной значимостью» [6, c. 76] и что «нельзя определить нигилизм утопично» [6, c. 76]. Исследования Лю Сэньлиня не ограничились взглядами И. С. Тургенева. Китайский ученый детально проанализировал образ нигилиста Базарова в романе «Отцы и дети». Базарову как нигилисту присуща вера в науку, неприятие и романтизма, и декаданса. Ученый пришел к выводу, что «нигилист Базаров представляет собой деятеля науки, который всецело за сциентизм, иными словами, который внедрял научный дух во все сферы ― в эмоции, любовь, искусство и т. д.» [5, c. 32].

В статье «Об идейно-историческом контексте русского нигилизма» Ян Ян проанализировал идейно-историческую основу нигилизма с учетом русского православного фактора. Он подтвердил, что «русский нигилизм следует рассматривать как отражение европейского дискурса об идеале просвещения и современности. Нигилистическая идеология в России по сути оказывается религиозным учением, сосредотачиваясь на религиозном мировоззрении и метафизике» [18, c. 96]. В данной статье, по сравнению с другими исследованиями, больше уделялось внимания религиозным взглядам русских нигилистов и отмечалось, что «хотя нигилисты, представленные разночинцами 60-х гг. XIX века, и пропагандировали науку, рационализм и материализм в защиту идеалов просвещения, но на самом деле они не столько были наивно и романтично уверены в силе науки, сколько погружались в напряженные поиски утопии и удовлетворение религиозных потребностей» [18, c. 99].

Кроме того, некоторые китайские исследователи заметили и голоса русских ученых, выступающих против нигилистических направлений, например размышления критика Н. А. Бердяева. В статье «Путь поиска спасения против нигилизма — реконструкция русской культуры религиозными философами Серебряного века» Чжоу Лайшунь (周来顺, Zhou Laishun) обратил внимание на критические замечания о теории нигилизма со стороны религиозных философов Серебряного века. «С точки зрения религиозных философов Серебряного века, нигилистическое воззрение не умеет способствовать человеческому освобождению, а, наоборот, подвергает человека рабству... В борьбе с негативными последствиями нигилизма были выдвинуты проекты всеохватывающего построения культурного мировоззрения» [13, c. 40]. В статье «О христианском гуманизме Франка» Дин Хайли (丁海丽, Ding Haili) и Со Чуньянь (索春艳, Suo Chunyan) отметили, что взгляды С. Л. Франка, изложенные в статье «Этика нигилизма», имеют теоретическую значимость и современное звучание [2, c. 23]. Дэн Цзюнь в своей статье подчеркнула, что по Н. А. Бердяеву, «нигилистическая идея привела к опасным последствиям, одно из которых — абсолютное отрицание общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и культуры, а другое — погружение в коллективистическую цивилизацию» [3, c. 90], поэтому выйти из нигилизма необходимо. Гэн Хайин в своей статье также делала вывод, что по Н. А. Бердяеву, эмансипационное умственное движение 60-х годов можно называть нигилизмом, который приводит к отрицанию истории и культуры.

  1. Исследования китайских ученых в области исторической науки

Историков, уделяющих внимание русскому нигилистическому феномену, в Китае было существенно меньше, чем философов. Можно упомянуть Яо Хая (姚海, Yao Hai) и Чжан Цзяньхуа (张建华, Zhang Jianhua).

Исследования Яо Хая содержат как теоретические обобщения, так и конкретный анализ произведений. В работе «Русский революционный радикализм и его источник возникновения» проведено обзорное исследование нигилизма в историческом контексте XIX века в России [20]. В статье «Кризис русского православия и радикализация общественных идей» с точки зрения кризиса русской религиозной веры и православия рассматривался русский нигилизм как идейное направление, как мощное идеологическое и культурное движение демократической интеллигенции, возникшее среди молодежи [19]. А в статье «Русское нигилистическое движение и его источник возникновения» были детально и всесторонне обсуждены характеристики, источники возникновения и представители нигилизма [21]. В работе «Формирование русского якобинства» было высказано мнение, что радикальные настроения нигилизма способствовали формированию якобинства [22].

Чжан Цзяньхуа в своей статье «Политический терроризм и его проявления в современной России» различал понятия терроризма, анархизма и нигилизма и подчеркивал, что «в политической сфере русский нигилизм представляет собой типичные религиозные воззрения и уникальный русский культурный феномен» [11, c. 91].

  1. Исследования китайских ученых в области литературоведения

Соответствующие исследования в основном направлены на творчество русских литераторов и мыслителей. Авторские статьи Чжу Цзяньгана (朱建刚, Zhu Jianfang) были посвящены русским мыслителям и идеологическим дискуссиям. Работы Юй Мэнцзяо (余梦娇, Yu Mengjiao), Чжан Лань (张岚, Zhang Lan), Чжоу Вэй (周玮, Zhou Wei) и других — анализу особенностей нигилизма в романе «Отцы и дети», статьи некоторых других ученых — идеям Д. И. Писарева.

Чжу Цзяньган в статье «Поиски надежды в моменты отчаяния: исследование нигилизма на основании книги «С того берега» А. И. Герцена» рассмотрел нигилистические идеи и их исторические смыслы [14], а в статье «Н. Н. Страхов и русский антинигилизм» заметил с одобрением, что Н. Н. Страхов «смел придерживаться собственных идей со свободным духом и был независимой личностью в мире хаоса» [16, c. 46]. Кроме того, ученый в статье «Шекспир или сапоги — Шекспир в России (60-е годы XIX века)» излагал, почему Шекспира отрицали в России в то время: «Во-первых, в связи с развитием русской литературы 60-х годов, во-вторых, по состоянию русской литературной критики, иными словами, потому что внимание критиков в России привлекает в основном реальность, в-третьих, в соответствие с политической ситуацией в России после крепостной реформы» [15, c. 124].

Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева играл позитивную роль в распространении нигилизма в России, поэтому некоторые китайские ученые исследовали воплощенный в данной книге нигилизм по образу Базарова, который являлся «новым человеком». Хань Юйци (韩雨琪, Han Yuqi) в своей статье «Смерть крайнего нигилиста — рецензия на спектакль ‹Отцы и дети» в израильском театре Гейзель» оценивала нигилизм на основе сценографии и инсценирования сюжета. Она подчеркнула, что крайний нигилизм обрек Базарова на гибель [9]. Чжан Лань и Чжоу Вэй в своих исследованиях демонстрируют похожие взгляды. Анализируя нигилизм по образу Базарова, конфликту между Николаем и Аркадием и разным политическим мнениям Павла и Базарова, ученые пришли к выводам, что нигилистическое направление мысли — это всего лишь стадия социального перехода, который не может спасти все [10, 12]. Начиная с сюжета смерти Базарова, Юй Мэнцзяо в своей исследовательской работе «Образ нового человека и нигилизм по смерти Базарова» указала, что черты нового человека заключались в том, что это были овладевшие знаниями простолюдины, которые любили родину и народ и сильно отличались от дворян мировоззрением. Она подтвердила, что коренные причины противоречий между Базаровым и Павлом лежат в разном социальном происхождении старшего и младшего поколения и их взглядах на ценности. При таких противоречиях между поколениями нигилизм Базарова воплощается именно в отказе ото всех старых правил аристократического общества. Юй Мэнцзяо считает, что хотя нигилизм Базарова имел революционный дух, в этом образе было много сильного фанатизма [17].

В Китае пока мало ученых, сосредоточивших свое внимание на взглядах Д. И. Писарева, представителя русского нигилизма. В этом направлении значительное место занимают исследовательские работы Ма Луншаня и Лю Яюе (刘雅悦, Liu Yayue), которые от других оценок отличаются, скорее, в положительную сторону. Ма Луншань в своей работе «Комета на небосклоне русской идеи — о Писареве и нигилизме» подробно представлял основные нигилистические идеи Д. И. Писарева в 60-х годах XIX века, включая в том числе «экономию умственных сил», «разрушение эстетики», крайний утилитаризм и т. д. [8]. А Лю Яюе в своей работе «Сапоги лучше Пушкина — этические истоки взглядов Д. И. Писарева на литературу и искусство» изучала утилитарные взгляды Д. И. Писарева, сложившиеся в полемике 60-х годов XIX века и подразумевающие идею заботы о «голых и голодных людях». Автор считает, что Д. И. Писарев демонстрирует «дух революционной демократии и даже дух нигилизма, выражающий протест против старшего режима, старшего кумира и старшего мира. За таким протестом лежит горячее воображение и ожидание утопической социалистической перспективы» [7, c. 215].

Таким образом, исследования китайских ученых по русскому нигилизму в основном сосредоточены на философских исторических и литературоведческих аспектах. Следует заметить, что исследовательских работ, специально посвященных русскому нигилизму, немного. В исследованиях в области философии и исторических наук в общем рассмотрены истоки и характеристики русского нигилизма. Нигилизм представлен как религиозное или культурное явление с радикальными идеями. В центре внимания исследований в области литературоведения стоят, с одной стороны, нигилистические идеи, воплощенные в тексте романа «Отцы и дети», с другой ― нигилистические воззрения, изложенные русскими мыслителями в своих критических работах.

Литература:

  1. Ван, Чэнфэн. Коротко о концептуальном изменении и проблемной логике нигилизма // Социальные науки Синьцзяна. — 2019. — № 4. — С. 46–55.
  2. Дин, Хайли, Со, Чунянь. О христианском гуманизме Франка // Вестник Харбинского института. — 2016. — № 2. — С. 21–23.
  3. Дэн, Цзюнь. Религиозное сознание России — о «Русской идее» Н. А. Бердяева // Чжэнчжоу нормальное образование. — 2018. — № 1. — С. 88–91.
  4. Лю, Сэньлинь. Историческое развитие и современное воплощение нигилизма // Народный форум — Академический рубеж. — 2015. — № 10. — С. 74–85.
  5. Лю, Сэньлинь. Почему надо обратить внимание на вопрос нигилизма // Современная философия. — 2013. — № 1. — С. 26–34.
  6. Лю, Сэньлинь. Классовое определение нигилизма: смотреть И. С. Тургенева с точки зрения Маркса // Вестник Шэньчжэньского университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). — 2019. — № 29. — С. 71–77.
  7. Лю, Яюе. “Сапоги лучше Пушкина” — этические истоки литературного понятия Д. И. Писарева // Обзор иностранной литературы. — 2021. — № 2. — С. 192–215.
  8. Ма, Луншань. Комета на небосклоне русской идеи — о Писареве и нигилизме // Русская литература и искусство. — 2008. — № 4. — С. 65–67.
  9. Хань, Юйци. Смерть крайнего нигилиста — рецензия на спектакль «Отцы и дети» в израильском театре Гейзель // Форум искусств. — 2019. — № 6. — С. 32–34.
  10. Чжан, Лань. Исследование нигилизма в романе «Отцы и дети» // Языковое планирование. — 2013. — № 8. — С. 48–49.
  11. Чжан, Цзяньхуа. Политический терроризм и его проявления в современной России // Месячный исторический журнал. — 2007. — № 1. — С. 90–97.
  12. Чжоу, Вэй Отражения нигилизма в романе Тургенева «Отцы и дети» // Литературные исследования. — 2021. — № 7. — С. 166–170.
  13. Чжоу, Лайшунь. Путь поиска спасения против нигилизма — реконструкция русской культуры религиозными философами Серебряного века // Цюши журнал. — 2011. — № 6. — С. 36–41.
  14. Чжу, Цзяньган. Поиски надежды в моменты отчаяния: исследование нигилизма на основании книги «С того берега» А. И. Герцена // Русская литература и искусство. — 2012. — № 3. — С. 17–23.
  15. Чжу, Цзяньган. “Шекспир или сапоги” — Шекспир в России (60-е годы XIX века) // Китайская сравнительная литература. — 2011. — № 2. — С. 121–130.
  16. Чжу, Цзяньган. Н. Н. Страхов и русский антинигилизм // Русская литература и искусство. — 2013. — № 3. — С. 41–46.
  17. Юй, Мэнцзяо. “Образ нового человека” и “нигилизм” по смерти Базарова / Мэнцзяо Юй. — Текст: непосредственный // Творческая литература Цзиньгу. — 2021. — № 48. — С. 38–39.
  18. Ян, Ян. Об идейно-исторических основах русского нигилизма // Русская литература и искусство. — 2016. — № 1. — С. 96–102.
  19. Яо, Хай Кризис русского православия и радикализация общественных идей // Вестник Сучжоуского университета (издание «Общественные науки»). — 1996. — № 6. — С. 32–37.
  20. Яо, Хай. Русский революционный радикализм и его источник возникновения // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии. — 2003. — № 3. — С. 78–87.
  21. Яо, Хай. Русское нигилистическое движение и его источник возникновения // Месячный исторический журнал. — 1993. — № 6. — С. 71–76.
  22. Яо, Хай. Формирование русского якобинства // Фронт социальных наук. — 2017. — № 3. — С. 88–95.
Основные термины (генерируются автоматически): русский нигилизм, Россия, нигилизм, XIX века, идея, Китай, работа, ребенок, Серебряный век, русская идея.


Ключевые слова

дети, русский нигилизм, китайские ученые

Похожие статьи

Изучение творчества современного китайского писателя Чжан Сяньляна за рубежом

В данной статье предпринимается попытка дать обзор работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных творчеству современного китайского писателя Чжан Сяньляна и провести их сравнительный анализ.

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Личность в идеях Капитолины Кокшеневой

В статье рассматривается понятие «личность» в идеях русского критика Капитолины Кокшеневой. Приводятся ее суждения, мысли и выводы по данному вопросу. Также проводится оценка понятия «личность» через призму русской мысли с отсылками на критика.

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Трудности перевода западной поэзии на китайский язык

В статье автор рассматривает развитие китайского стихосложения с древности до настоящего времени, изучает историю и трудности перевода зарубежной поэзии на китайский язык.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

Законы и категории диалектики в практике современного врача

В статье авторы рассматривают связь законов и категорий диалектики в практике современного врача, основываясь на отечественных научных публикациях.

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Психолого-педагогические взгляды Г. И. Челпанова

В данной статье представлены рассуждения о вкладе Григория Ивановича Челпанова в развитие психологии. Также, в статье идет речь об открытии первого Психологического института.

Похожие статьи

Изучение творчества современного китайского писателя Чжан Сяньляна за рубежом

В данной статье предпринимается попытка дать обзор работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных творчеству современного китайского писателя Чжан Сяньляна и провести их сравнительный анализ.

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Личность в идеях Капитолины Кокшеневой

В статье рассматривается понятие «личность» в идеях русского критика Капитолины Кокшеневой. Приводятся ее суждения, мысли и выводы по данному вопросу. Также проводится оценка понятия «личность» через призму русской мысли с отсылками на критика.

Проблемы методологии изучения женского движения

Статья посвящена методологическим проблемам в изучении феминистических движений в США и России. Проведен сравнительный анализ методологических аспектов изучения женского движения в западной и отечественной литературе. Отмечены принципы теории модерни...

Трудности перевода западной поэзии на китайский язык

В статье автор рассматривает развитие китайского стихосложения с древности до настоящего времени, изучает историю и трудности перевода зарубежной поэзии на китайский язык.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

Законы и категории диалектики в практике современного врача

В статье авторы рассматривают связь законов и категорий диалектики в практике современного врача, основываясь на отечественных научных публикациях.

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Психолого-педагогические взгляды Г. И. Челпанова

В данной статье представлены рассуждения о вкладе Григория Ивановича Челпанова в развитие психологии. Также, в статье идет речь об открытии первого Психологического института.

Задать вопрос