В статье автор представляет обзор исследований китайских ученых, посвященных русскому нигилизму.
Ключевые слова: русский нигилизм, китайские ученые, дети.
Как широко обсуждаемая и влиятельная русская идея XIX века нигилизм отражался и в философии, и в литературе. Он не только развивался в общественной жизни и культуре, но и постепенно проникал в политическую область. Изучение нигилизма помогает лучше понять русское общество, литературные произведения и историю основных направлений русской идеи. В китайской науке пока не сформировалась система исследования русского нигилизма, по этой теме написано достаточно мало монографий, однако многие ученые осознают общественное, историческое и литературное значение данного направления и обращаются к нему в своих научных работах. Данная статья посвящена состоянию исследований русского нигилизма в Китае в философском, историческом и литературоведческом аспектах.
- Исследования китайских ученых в области философии
Исследуя концепцию нигилизма в философском аспекте, китайские ученые больше внимания уделяли европейскому нигилизму, взглядам Ницше, и меньше ― русскому направлению. В немногих статьях, написанных Ван Чэнфэном (王成峰, Wang Chengfeng), Лю Сэньлинем (刘森林, Liu Senlin) и Ян Яном (杨洋, Yang Yang), рассматривалась русская нигилистическая идея, воплощенная в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
В статье «Кратко о концептуальном изменении и проблемной логике нигилизма» Ван Чэнфэн отметил, что «обширное распространение концепции «нигилизм» главным образом было обязано И. С. Тургеневу» [1, c. 51]. Одновременно данный ученый считал, что «революционное понимание нигилизма принципиально сближало его с анархизмом» [1, c. 51].
Во многих статьях, посвященных исследованиям концепции нигилизма, Лю Сэньлинь затрагивал русскую идею, рассматривая проблему на основании взглядов И. С. Тургенева и романа «Отцы и дети». В своих статьях «Историческое развитие и современное проявление нигилизма» и «Почему надо обратить внимание на проблему нигилизма» Лю Сэньлинь согласился с замечанием Ван Чэнфэна, что И. С. Тургенев играл ключевую роль в развитии русского нигилизма. При этом ученый упомянул, что «в России размышляли о проблеме нигилизма в основном в рамках художественных произведений» [4, c. 77]. «Нигилизм воспринимался с точки зрения русского дворянства как новая идея, возникшая в связи с большой открытостью и масштабным продвижением рационализма, сциентизма и утилитаризма» [5, c. 31]. Китайский ученый отметил, что И. С. Тургенев как помещик «сам плохо понял нигилизм и личность Н. А. Базарова» [6, c. 76]. Лю Сэньлинь делает вывод, что «феномен нигилизма обладает художественной, социальной, цивилизационной значимостью» [6, c. 76] и что «нельзя определить нигилизм утопично» [6, c. 76]. Исследования Лю Сэньлиня не ограничились взглядами И. С. Тургенева. Китайский ученый детально проанализировал образ нигилиста Базарова в романе «Отцы и дети». Базарову как нигилисту присуща вера в науку, неприятие и романтизма, и декаданса. Ученый пришел к выводу, что «нигилист Базаров представляет собой деятеля науки, который всецело за сциентизм, иными словами, который внедрял научный дух во все сферы ― в эмоции, любовь, искусство и т. д.» [5, c. 32].
В статье «Об идейно-историческом контексте русского нигилизма» Ян Ян проанализировал идейно-историческую основу нигилизма с учетом русского православного фактора. Он подтвердил, что «русский нигилизм следует рассматривать как отражение европейского дискурса об идеале просвещения и современности. Нигилистическая идеология в России по сути оказывается религиозным учением, сосредотачиваясь на религиозном мировоззрении и метафизике» [18, c. 96]. В данной статье, по сравнению с другими исследованиями, больше уделялось внимания религиозным взглядам русских нигилистов и отмечалось, что «хотя нигилисты, представленные разночинцами 60-х гг. XIX века, и пропагандировали науку, рационализм и материализм в защиту идеалов просвещения, но на самом деле они не столько были наивно и романтично уверены в силе науки, сколько погружались в напряженные поиски утопии и удовлетворение религиозных потребностей» [18, c. 99].
Кроме того, некоторые китайские исследователи заметили и голоса русских ученых, выступающих против нигилистических направлений, например размышления критика Н. А. Бердяева. В статье «Путь поиска спасения против нигилизма — реконструкция русской культуры религиозными философами Серебряного века» Чжоу Лайшунь (周来顺, Zhou Laishun) обратил внимание на критические замечания о теории нигилизма со стороны религиозных философов Серебряного века. «С точки зрения религиозных философов Серебряного века, нигилистическое воззрение не умеет способствовать человеческому освобождению, а, наоборот, подвергает человека рабству... В борьбе с негативными последствиями нигилизма были выдвинуты проекты всеохватывающего построения культурного мировоззрения» [13, c. 40]. В статье «О христианском гуманизме Франка» Дин Хайли (丁海丽, Ding Haili) и Со Чуньянь (索春艳, Suo Chunyan) отметили, что взгляды С. Л. Франка, изложенные в статье «Этика нигилизма», имеют теоретическую значимость и современное звучание [2, c. 23]. Дэн Цзюнь в своей статье подчеркнула, что по Н. А. Бердяеву, «нигилистическая идея привела к опасным последствиям, одно из которых — абсолютное отрицание общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и культуры, а другое — погружение в коллективистическую цивилизацию» [3, c. 90], поэтому выйти из нигилизма необходимо. Гэн Хайин в своей статье также делала вывод, что по Н. А. Бердяеву, эмансипационное умственное движение 60-х годов можно называть нигилизмом, который приводит к отрицанию истории и культуры.
- Исследования китайских ученых в области исторической науки
Историков, уделяющих внимание русскому нигилистическому феномену, в Китае было существенно меньше, чем философов. Можно упомянуть Яо Хая (姚海, Yao Hai) и Чжан Цзяньхуа (张建华, Zhang Jianhua).
Исследования Яо Хая содержат как теоретические обобщения, так и конкретный анализ произведений. В работе «Русский революционный радикализм и его источник возникновения» проведено обзорное исследование нигилизма в историческом контексте XIX века в России [20]. В статье «Кризис русского православия и радикализация общественных идей» с точки зрения кризиса русской религиозной веры и православия рассматривался русский нигилизм как идейное направление, как мощное идеологическое и культурное движение демократической интеллигенции, возникшее среди молодежи [19]. А в статье «Русское нигилистическое движение и его источник возникновения» были детально и всесторонне обсуждены характеристики, источники возникновения и представители нигилизма [21]. В работе «Формирование русского якобинства» было высказано мнение, что радикальные настроения нигилизма способствовали формированию якобинства [22].
Чжан Цзяньхуа в своей статье «Политический терроризм и его проявления в современной России» различал понятия терроризма, анархизма и нигилизма и подчеркивал, что «в политической сфере русский нигилизм представляет собой типичные религиозные воззрения и уникальный русский культурный феномен» [11, c. 91].
- Исследования китайских ученых в области литературоведения
Соответствующие исследования в основном направлены на творчество русских литераторов и мыслителей. Авторские статьи Чжу Цзяньгана (朱建刚, Zhu Jianfang) были посвящены русским мыслителям и идеологическим дискуссиям. Работы Юй Мэнцзяо (余梦娇, Yu Mengjiao), Чжан Лань (张岚, Zhang Lan), Чжоу Вэй (周玮, Zhou Wei) и других — анализу особенностей нигилизма в романе «Отцы и дети», статьи некоторых других ученых — идеям Д. И. Писарева.
Чжу Цзяньган в статье «Поиски надежды в моменты отчаяния: исследование нигилизма на основании книги «С того берега» А. И. Герцена» рассмотрел нигилистические идеи и их исторические смыслы [14], а в статье «Н. Н. Страхов и русский антинигилизм» заметил с одобрением, что Н. Н. Страхов «смел придерживаться собственных идей со свободным духом и был независимой личностью в мире хаоса» [16, c. 46]. Кроме того, ученый в статье «Шекспир или сапоги — Шекспир в России (60-е годы XIX века)» излагал, почему Шекспира отрицали в России в то время: «Во-первых, в связи с развитием русской литературы 60-х годов, во-вторых, по состоянию русской литературной критики, иными словами, потому что внимание критиков в России привлекает в основном реальность, в-третьих, в соответствие с политической ситуацией в России после крепостной реформы» [15, c. 124].
Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева играл позитивную роль в распространении нигилизма в России, поэтому некоторые китайские ученые исследовали воплощенный в данной книге нигилизм по образу Базарова, который являлся «новым человеком». Хань Юйци (韩雨琪, Han Yuqi) в своей статье «Смерть крайнего нигилиста — рецензия на спектакль ‹Отцы и дети» в израильском театре Гейзель» оценивала нигилизм на основе сценографии и инсценирования сюжета. Она подчеркнула, что крайний нигилизм обрек Базарова на гибель [9]. Чжан Лань и Чжоу Вэй в своих исследованиях демонстрируют похожие взгляды. Анализируя нигилизм по образу Базарова, конфликту между Николаем и Аркадием и разным политическим мнениям Павла и Базарова, ученые пришли к выводам, что нигилистическое направление мысли — это всего лишь стадия социального перехода, который не может спасти все [10, 12]. Начиная с сюжета смерти Базарова, Юй Мэнцзяо в своей исследовательской работе «Образ нового человека и нигилизм по смерти Базарова» указала, что черты нового человека заключались в том, что это были овладевшие знаниями простолюдины, которые любили родину и народ и сильно отличались от дворян мировоззрением. Она подтвердила, что коренные причины противоречий между Базаровым и Павлом лежат в разном социальном происхождении старшего и младшего поколения и их взглядах на ценности. При таких противоречиях между поколениями нигилизм Базарова воплощается именно в отказе ото всех старых правил аристократического общества. Юй Мэнцзяо считает, что хотя нигилизм Базарова имел революционный дух, в этом образе было много сильного фанатизма [17].
В Китае пока мало ученых, сосредоточивших свое внимание на взглядах Д. И. Писарева, представителя русского нигилизма. В этом направлении значительное место занимают исследовательские работы Ма Луншаня и Лю Яюе (刘雅悦, Liu Yayue), которые от других оценок отличаются, скорее, в положительную сторону. Ма Луншань в своей работе «Комета на небосклоне русской идеи — о Писареве и нигилизме» подробно представлял основные нигилистические идеи Д. И. Писарева в 60-х годах XIX века, включая в том числе «экономию умственных сил», «разрушение эстетики», крайний утилитаризм и т. д. [8]. А Лю Яюе в своей работе «Сапоги лучше Пушкина — этические истоки взглядов Д. И. Писарева на литературу и искусство» изучала утилитарные взгляды Д. И. Писарева, сложившиеся в полемике 60-х годов XIX века и подразумевающие идею заботы о «голых и голодных людях». Автор считает, что Д. И. Писарев демонстрирует «дух революционной демократии и даже дух нигилизма, выражающий протест против старшего режима, старшего кумира и старшего мира. За таким протестом лежит горячее воображение и ожидание утопической социалистической перспективы» [7, c. 215].
Таким образом, исследования китайских ученых по русскому нигилизму в основном сосредоточены на философских исторических и литературоведческих аспектах. Следует заметить, что исследовательских работ, специально посвященных русскому нигилизму, немного. В исследованиях в области философии и исторических наук в общем рассмотрены истоки и характеристики русского нигилизма. Нигилизм представлен как религиозное или культурное явление с радикальными идеями. В центре внимания исследований в области литературоведения стоят, с одной стороны, нигилистические идеи, воплощенные в тексте романа «Отцы и дети», с другой ― нигилистические воззрения, изложенные русскими мыслителями в своих критических работах.
Литература:
- Ван, Чэнфэн. Коротко о концептуальном изменении и проблемной логике нигилизма // Социальные науки Синьцзяна. — 2019. — № 4. — С. 46–55.
- Дин, Хайли, Со, Чунянь. О христианском гуманизме Франка // Вестник Харбинского института. — 2016. — № 2. — С. 21–23.
- Дэн, Цзюнь. Религиозное сознание России — о «Русской идее» Н. А. Бердяева // Чжэнчжоу нормальное образование. — 2018. — № 1. — С. 88–91.
- Лю, Сэньлинь. Историческое развитие и современное воплощение нигилизма // Народный форум — Академический рубеж. — 2015. — № 10. — С. 74–85.
- Лю, Сэньлинь. Почему надо обратить внимание на вопрос нигилизма // Современная философия. — 2013. — № 1. — С. 26–34.
- Лю, Сэньлинь. Классовое определение нигилизма: смотреть И. С. Тургенева с точки зрения Маркса // Вестник Шэньчжэньского университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). — 2019. — № 29. — С. 71–77.
- Лю, Яюе. “Сапоги лучше Пушкина” — этические истоки литературного понятия Д. И. Писарева // Обзор иностранной литературы. — 2021. — № 2. — С. 192–215.
- Ма, Луншань. Комета на небосклоне русской идеи — о Писареве и нигилизме // Русская литература и искусство. — 2008. — № 4. — С. 65–67.
- Хань, Юйци. Смерть крайнего нигилиста — рецензия на спектакль «Отцы и дети» в израильском театре Гейзель // Форум искусств. — 2019. — № 6. — С. 32–34.
- Чжан, Лань. Исследование нигилизма в романе «Отцы и дети» // Языковое планирование. — 2013. — № 8. — С. 48–49.
- Чжан, Цзяньхуа. Политический терроризм и его проявления в современной России // Месячный исторический журнал. — 2007. — № 1. — С. 90–97.
- Чжоу, Вэй Отражения нигилизма в романе Тургенева «Отцы и дети» // Литературные исследования. — 2021. — № 7. — С. 166–170.
- Чжоу, Лайшунь. Путь поиска спасения против нигилизма — реконструкция русской культуры религиозными философами Серебряного века // Цюши журнал. — 2011. — № 6. — С. 36–41.
- Чжу, Цзяньган. Поиски надежды в моменты отчаяния: исследование нигилизма на основании книги «С того берега» А. И. Герцена // Русская литература и искусство. — 2012. — № 3. — С. 17–23.
- Чжу, Цзяньган. “Шекспир или сапоги” — Шекспир в России (60-е годы XIX века) // Китайская сравнительная литература. — 2011. — № 2. — С. 121–130.
- Чжу, Цзяньган. Н. Н. Страхов и русский антинигилизм // Русская литература и искусство. — 2013. — № 3. — С. 41–46.
- Юй, Мэнцзяо. “Образ нового человека” и “нигилизм” по смерти Базарова / Мэнцзяо Юй. — Текст: непосредственный // Творческая литература Цзиньгу. — 2021. — № 48. — С. 38–39.
- Ян, Ян. Об идейно-исторических основах русского нигилизма // Русская литература и искусство. — 2016. — № 1. — С. 96–102.
- Яо, Хай Кризис русского православия и радикализация общественных идей // Вестник Сучжоуского университета (издание «Общественные науки»). — 1996. — № 6. — С. 32–37.
- Яо, Хай. Русский революционный радикализм и его источник возникновения // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии. — 2003. — № 3. — С. 78–87.
- Яо, Хай. Русское нигилистическое движение и его источник возникновения // Месячный исторический журнал. — 1993. — № 6. — С. 71–76.
- Яо, Хай. Формирование русского якобинства // Фронт социальных наук. — 2017. — № 3. — С. 88–95.