Законы и категории диалектики в практике современного врача | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 8912 раз

Библиографическое описание:

Рыбалченко, В. А. Законы и категории диалектики в практике современного врача / В. А. Рыбалченко, В. С. Корягин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81072/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассматривают связь законов и категорий диалектики в практике современного врача, основываясь на отечественных научных публикациях.

Ключевые слова: диалектика, медицина, практика врача, философия.

Законы медицины по отношению к законам диалектики частны и специфичны, но как в единичном проявляется природа общего, так и в медицине проявляются законы диалектики. [1].

Существует три закона диалектики:

1) закон единства борьбы и противоположностей;

2) закон перехода количественных изменений в качественные;

3) закон отрицания отрицания.

Это три тесно взаимосвязанных закона, которые управляют всеми процессами не только в окружающем нас мире, но и в обществе или в человеческом сознании. На основе этих законов формируется медицинское диалектическое мышление, или, как мы часто слышим от преподавателей на клинических и субклинических предметах — «клиническое мышление».

Закон единства и борьбы противоположностей является основой материалистической диалектики. Он объясняет внутренний источник движения тех или иных процессов. Примером этого являются категории: качество и количество, причина и следствие, случайность и надобность, часть и целое, форма и содержание [2]. Однако в медицине, особенно в практике современного врача примером закона единства и борьбы противоположностей может служить пример использования антибиотиков и жаропонижающих. Так, например, одной из главных проблем в работе врача терапевта, является противоречие между знанием сущности болезни, знанием общего вида клинических проявлений и отсутствием знаний о конкретных причинах возникновения болезни и ее лечения. Общие воспаления, или повышенная температура тела, — есть патологический процесс, который врач должен купировать, в то же время он является защитным и полезным для организма. В этом случае врач должен грамотно ответить на вопрос, использовать жаропонижающие или нет. Так как положительный эффект общего воспаления с легкостью может перейти в резко негативный [3]. Поэтому врач всегда должен видеть и помнить диалективную связь в этих процессах.

Закон перехода количественных изменений в качественные непрерывно связан с законом единства борьбы противоположностей. Если первый закон описывает источник развития, то второй закон характеризует внутренний механизм развития этого [2]. То есть, при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Врач, в свою очередь, должен углубляться как в качественную, так и в количественную характеристику наблюдаемого заболевания. Так же, врач должен учитывать, что при достижении порогового уровня количественного показателя качество кардинально меняется. Хороший пример — это биохимические, иммунологические, гематологические показатели больных новой коронавирусной инфекцией. Врачу необходимо в каждом новом уровне оценивать количественные показатели и наблюдать качественные изменения в состоянии больного. Например, постоянно меняющийся уровень иммуноглобулинов может свидетельствовать о легком перенесении заболевания, тяжелом состоянии, коме, или даже предсмертном состоянии.

Закон отрицания отрицания тесно связан с двумя предыдущими законами и отвечает на очень важный вопрос — в каком направлении идет развитие? Данный закон описывает тенденцию развития природы или организма, общества или мышления. Умелое понимание этого закона врачом способствует глубокому осознанию диалектических процессов, происходящих в организме [4]. Так, еще И. И. Мечников, говоря об усложнении воспалительного процесса в ходе эволюции животных отмечал, что если у личинки морской звезды фагоцитоз происходит без участия кровеносных сосудов и нервной системы, так как и то и другое у нее отсутствуют, то у высокоразвитых животных воспалительный процесс осуществляется при участии различных систем организма.

Считается, что применение законов материалистической диалектики формирует то самое «клиническое мышление». Врачу необходимо непрерывно оценивать всеобщие взаимосвязи явлений и процессов, происходящих с больным. Игнорирование законов может привести к неполноценной работе врача, которая будет сводиться исключительно к следованию клиническим рекомендациям.

Основные законы диалектики являются необходимой частью клинического мышления, однако диалектика на этом не ограничивается, есть так называемые категории — опорные научные понятия, описывающие наиболее важные свойства, характеристики, особенности болезни. Категории выявляют содержание и действие основных законов, являясь необходимыми для осознания причины, сущности и содержания [5].

Сущность и явление — важнейшие гносеологические категории, особенно в работе врача. Любая болезнь состоит из внешних проявлений болезни — симптомы (явление), и сама причина заболевания — возбудитель (сущность).

Форма и содержание — единство противоположностей. Гипертрофия межжелудочковой перегородки (форма) может значительно влиять или не влиять на фракцию выброса (сущность), и быть началом серьезной патологии. Задача врача в этом случае — определить противоречия, найти пути для решения проблемы.

Заключение . В работе современного врача: хирурга, терапевта или функционалиста, необходимо основываться на симбиозе философии и теоретической медицинской базы. Благодаря глубокому познанию диалектики, хирург сможет действовать наиболее рационально и эффективно, за счет рассмотрения патологии как системы общих закономерностей. Терапевт будет грамотнее выстраивать лечение пациентов, за счет знаний, основанных из синтеза не только клинических и теоретических предметов, но и философии.

Литература:

1. Шевченко, Е. В. Диалектические законы и категории в физике живого организма / Е. В. Шевченко, А. В. Коржуев // Сиб. мед. журн. 2005. Т. 55, № 6. С. 101–106

2. История диалектики. Немецкая классическая философия / под ред. Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1978. 364 с.

3. Давыдовский, И. В. Общая патология человека / И. В. Давыдовский. М.: Медицина, 1969. 611 с

4. Жилин Владимир Ильич Диалектический закон отрицания отрицания: «Снятие» по Гегелю // Гуманитарный вектор. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskiy-zakon-otritsaniya-otritsaniya-snyatie-po-gegelyu (дата обращения: 12.05.2021).

5. Белоусов А. И. Категория меры в диалектике Гегеля и математическое мышление // Инновационная наука. 2017. № 4–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-mery-v-dialektike-gegelya-i-matematicheskoe-myshlenie (дата обращения: 09.05.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): современный врач, борьба противоположностей, воспалительный процесс, врач, диалектик, материалистическая диалектика, отрицание отрицания, процесс.


Ключевые слова

медицина, диалектика, философия, практика врача

Похожие статьи

Понятие этиология в деятельности врача-уролога с позиции философской методологии

В статье изложено значение слова «этиология» как основа мировоззренческо-методологических ориентиров врача.

Сравнительный анализ трех основных дидактических концепций в образовательном процессе

В статье авторы предоставляют информацию по трем основным концепциям дидактики, сравнивая их между собой.

Юридическая педагогика как разновидность общей педагогики

В статье авторы рассматривают юридическую педагогику, как разновидность общей педагогики. Выделяют ее определение, цель, предмет, задачи, а также отдельный комплекс необходимых компетенций для ее успешного преподавания.

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Проблемы изучения антитезы в лингвистике

В этой статье автор обсуждает особенности антитезиса в лингвистике.

Теоретико-методологические аспекты исследования конфликта в зарубежной психологии

В статье описаны основные направления изучения конфликтов в зарубежной психологии.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Роль генетики на современном этапе развития позитивизма

В статье автор пытается охарактеризовать роль генетики на современном этапе развития позитивизма в криминологии.

Наркомания как социальная проблема: осмысление с позиций психоанализа и экзистенциализма

Статья посвящена наркомании как одной из глобальных социальных проблем современности. Автор осмысливает наркоманию с позиций психоанализа и экзистенциализма, как наиболее авторитетных междисциплинарных направлений изучения современных явлений.

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения иностранному языку

В статье рассматриваются сложности, возникающие у студентов в миропонимании носителей иностранного языка. Акцентируется внимание на возможности применения методов концептуальной лингвистики для решения данной проблемы.

Похожие статьи

Понятие этиология в деятельности врача-уролога с позиции философской методологии

В статье изложено значение слова «этиология» как основа мировоззренческо-методологических ориентиров врача.

Сравнительный анализ трех основных дидактических концепций в образовательном процессе

В статье авторы предоставляют информацию по трем основным концепциям дидактики, сравнивая их между собой.

Юридическая педагогика как разновидность общей педагогики

В статье авторы рассматривают юридическую педагогику, как разновидность общей педагогики. Выделяют ее определение, цель, предмет, задачи, а также отдельный комплекс необходимых компетенций для ее успешного преподавания.

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Проблемы изучения антитезы в лингвистике

В этой статье автор обсуждает особенности антитезиса в лингвистике.

Теоретико-методологические аспекты исследования конфликта в зарубежной психологии

В статье описаны основные направления изучения конфликтов в зарубежной психологии.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Роль генетики на современном этапе развития позитивизма

В статье автор пытается охарактеризовать роль генетики на современном этапе развития позитивизма в криминологии.

Наркомания как социальная проблема: осмысление с позиций психоанализа и экзистенциализма

Статья посвящена наркомании как одной из глобальных социальных проблем современности. Автор осмысливает наркоманию с позиций психоанализа и экзистенциализма, как наиболее авторитетных междисциплинарных направлений изучения современных явлений.

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения иностранному языку

В статье рассматриваются сложности, возникающие у студентов в миропонимании носителей иностранного языка. Акцентируется внимание на возможности применения методов концептуальной лингвистики для решения данной проблемы.

Задать вопрос