Ключевые слова: логика, диагноз, законы мышления, анализ, синтез, медицинская помощь, законы логики.
Медицинская помощь и качество ее оказания является одним из приоритетных вопросов в современной социальной сфере. В настоящие время сопоставление заключительного клинического и патологоанатомического / судебно-медицинского диагнозов предлагается рассматривать как одну из основных форм контроля качества медицинской помощи, диагностической и лечебной деятельности медицинской организации. Случаи расхождения диагнозов рассматриваются в качестве предмета для профессионального обсуждения в медицинском сообществе с принятием должных административных мер по устранению недостатков в оказании медицинской помощи. При этом вопросы общей методической подготовки врачей не рассматриваются как мера по повышению уровня оказания медицинских услуг. Актуальность проблемы заключается в том, что дефекты клинического мышления несут за собой тяжелые последствия для больного. Эффективность лечения зависит от правильной постановки диагноза, что в свою очередь зависит от точности диагностики. Именно диагностика становится первой и, в то же время, наиболее сложной ступенью к успеху лечебной работы.
Качество мышления, связанное с логической подготовкой, является одним из фундаментов профессиональной деятельности врача. Но, к сожалению, не все выпускники медицинских вузов уделяют данному разделу должное внимание, т. к. не понимают всей значимости. Несмотря на очевидность необходимости использовать законы логики при диагностике и постановке клинического диагноза, в наше время широко распространены случаи несоответствия клинического и патологоанатомического диагнозов.
Логика — это наука о правильном мышлении, возникшая в Древней Греции как часть философии. Логика совмещает в себе законы, формы и приемы интеллектуальной деятельности.
Любому специалисту, а особенно врачу, необходимо мыслить грамотно, развивать критическое мышление, уметь найти выход в случае заблуждения. Именно в таких случаях логика, а точнее ее законы, выступают инструментом для контроля и корректировки мышления.
Существует четыре закона логики:
- Закон тождества. В данном суждении каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Если А, то А.
- Закон противоречия. Два противоположных высказывания не могут быть оба исправными в одно и то же время, в одном и том же отношении. А не есть неА.
- Закон исключения третьего. Из двух противоречащих суждений одно истинное, другое ложное, а третьего быть не может. Или А, или неА.
- Закон достаточного основания. Всякая истинная мысль должна быть обоснованной. А, потому что В.
Рациональным также считается применение логических приемов для познания общих свойств, отношений и закономерности предметов и явлений объективной действительности. К ним относятся сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.
Итак, диагноз — центральная категория всей медицины. Как писал Г. Г. Автандилов в книге «Руководство по патологоанатомической практике»: Диагноз является результатом и показателем работы врача, документальным свидетельством уровня его профессиональной квалификации. Методика обследования больного проводится по классическому алгоритму, включающему систему манипуляций и операция, применяемых по определенным правилам, которые приводят к правильному клиническому диагнозу: жалобы, история заболевания, история жизни, обследование по органам и системам, построение предварительного анализа, инструментальные и лабораторные методы обследования, определение основного клинического диагноза. На каждом из данных этапов в рассуждениях врача прослеживается следование категориям формальной логики.
Если рассматривать диагноз как философскую проблему одного из видов познания, то построение формально-логического диагноза является «дорогой» от чувственного к абстрактному, а от него к конкретному. В это время складывается образ конкретной болезни путем сопоставления с ранее приобретенными теоретическими знаниями о конкретных явлениях, симптомах и нозологических формах. Именно на данном этапе происходит основная часть дифференциального диагноза, т. е. выделение главного, отсеивание существенного от несущественного, раскрывается связь симптомов и синдромов с данным патологическим состоянием. Это и есть самая ответственная часть диагностического процесса, потому что в зависимости от исхода будет определена тактика лечения. Следовательно, возможности логического мышления врача максимально раскрываются, а доля ответственности возрастает многократно, потому что именно здесь чаще всего совершаются логические ошибки при постановке диагноза. Если в процессе рассуждения врача мысли обретают неправильные формы, то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно.
Наиболее распространенные ошибки, при нарушении законов логики:
- Подмена понятия. Происходит из-за игнорирования закона тождества и приводит к заблуждению в рассуждениях и, следовательно, к неверному диагнозу
- Умозаключение по аналогии без дальнейшего доказательства. Иначе говоря, в этих случаях дифференциальный диагноз есть ответ на вопрос «на что это более всего похоже?» без дальнейшего подтверждениями лабораторными данными.
- Неправильное применение полной и неполной индукции с последующим поспешным обобщением. Причиной данного нарушения является гиподиагностика и малый объем выборки.
Таким образом, определение основного диагноза является достаточно трудоемким процессом, который включает в себя и логические рассуждения, и работу памяти, интуиции, подсознания. Дифференциальная диагностика происходит по четкому диагностическому алгоритму, подчиненному законам логики. Отсюда следует главенствующая роль логики при выставлении основного диагноза или при дифференциальной диагностики диагнозов. Скорость и состоятельность диагностического процесса зависит не только от дорогостоящего оборудования, уровня профессиональных знаний врача или природных умственных возможностей коры головного мозга, но и от степени овладения законами мышления и логическими формами.
Можно сделать два вывода: 1. В большинстве случаев неправильный клинический диагноз обусловлен нарушением применения законов логики. 2. Ошибки в постановке диагноза совершаются преимущественно на этапе дифференциальной диагностики, что связано с отсутствием навыков абстрактного мышления.
Зная особое значение данного этапа диагностики, будет целесообразным позаботится о введении преподавания основ логики в курсе высшей медицинской школы и подготовки фельдшеров.
Литература:
- Философия здоровья. М., 2001.
- Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф. Логика: учебник для средней школы. — М: из-во «Наше завтра», 2022. -176с
- Автандилов Г. Г. Руководство по патологоанатомической практике.
- Жирнов В. Д. Проблема предмета медицины. М., 1978.
- Бенедиктов И. И. Происхождение диагностических ошибок. — Свердловск: Средне-Уральское кн. Из-во, 1977
- Султанов И. Я. Диагностический алгоритм как средство совершенствования навыков логического мышления врача // Вестник РУДН. Серия Медицина. — 1995. — № 1.- с.103–105