Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль логики при анализе клинического диагноза

Медицина
07.01.2023
166
Поделиться
Библиографическое описание
Туганова, А. З. Роль логики при анализе клинического диагноза / А. З. Туганова, А. А. Рудикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98645/.


Ключевые слова: логика, диагноз, законы мышления, анализ, синтез, медицинская помощь, законы логики.

Медицинская помощь и качество ее оказания является одним из приоритетных вопросов в современной социальной сфере. В настоящие время сопоставление заключительного клинического и патологоанатомического / судебно-медицинского диагнозов предлагается рассматривать как одну из основных форм контроля качества медицинской помощи, диагностической и лечебной деятельности медицинской организации. Случаи расхождения диагнозов рассматриваются в качестве предмета для профессионального обсуждения в медицинском сообществе с принятием должных административных мер по устранению недостатков в оказании медицинской помощи. При этом вопросы общей методической подготовки врачей не рассматриваются как мера по повышению уровня оказания медицинских услуг. Актуальность проблемы заключается в том, что дефекты клинического мышления несут за собой тяжелые последствия для больного. Эффективность лечения зависит от правильной постановки диагноза, что в свою очередь зависит от точности диагностики. Именно диагностика становится первой и, в то же время, наиболее сложной ступенью к успеху лечебной работы.

Качество мышления, связанное с логической подготовкой, является одним из фундаментов профессиональной деятельности врача. Но, к сожалению, не все выпускники медицинских вузов уделяют данному разделу должное внимание, т. к. не понимают всей значимости. Несмотря на очевидность необходимости использовать законы логики при диагностике и постановке клинического диагноза, в наше время широко распространены случаи несоответствия клинического и патологоанатомического диагнозов.

Логика — это наука о правильном мышлении, возникшая в Древней Греции как часть философии. Логика совмещает в себе законы, формы и приемы интеллектуальной деятельности.

Любому специалисту, а особенно врачу, необходимо мыслить грамотно, развивать критическое мышление, уметь найти выход в случае заблуждения. Именно в таких случаях логика, а точнее ее законы, выступают инструментом для контроля и корректировки мышления.

Существует четыре закона логики:

  1. Закон тождества. В данном суждении каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Если А, то А.
  2. Закон противоречия. Два противоположных высказывания не могут быть оба исправными в одно и то же время, в одном и том же отношении. А не есть неА.
  3. Закон исключения третьего. Из двух противоречащих суждений одно истинное, другое ложное, а третьего быть не может. Или А, или неА.
  4. Закон достаточного основания. Всякая истинная мысль должна быть обоснованной. А, потому что В.

Рациональным также считается применение логических приемов для познания общих свойств, отношений и закономерности предметов и явлений объективной действительности. К ним относятся сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

Итак, диагноз — центральная категория всей медицины. Как писал Г. Г. Автандилов в книге «Руководство по патологоанатомической практике»: Диагноз является результатом и показателем работы врача, документальным свидетельством уровня его профессиональной квалификации. Методика обследования больного проводится по классическому алгоритму, включающему систему манипуляций и операция, применяемых по определенным правилам, которые приводят к правильному клиническому диагнозу: жалобы, история заболевания, история жизни, обследование по органам и системам, построение предварительного анализа, инструментальные и лабораторные методы обследования, определение основного клинического диагноза. На каждом из данных этапов в рассуждениях врача прослеживается следование категориям формальной логики.

Если рассматривать диагноз как философскую проблему одного из видов познания, то построение формально-логического диагноза является «дорогой» от чувственного к абстрактному, а от него к конкретному. В это время складывается образ конкретной болезни путем сопоставления с ранее приобретенными теоретическими знаниями о конкретных явлениях, симптомах и нозологических формах. Именно на данном этапе происходит основная часть дифференциального диагноза, т. е. выделение главного, отсеивание существенного от несущественного, раскрывается связь симптомов и синдромов с данным патологическим состоянием. Это и есть самая ответственная часть диагностического процесса, потому что в зависимости от исхода будет определена тактика лечения. Следовательно, возможности логического мышления врача максимально раскрываются, а доля ответственности возрастает многократно, потому что именно здесь чаще всего совершаются логические ошибки при постановке диагноза. Если в процессе рассуждения врача мысли обретают неправильные формы, то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно.

Наиболее распространенные ошибки, при нарушении законов логики:

  1. Подмена понятия. Происходит из-за игнорирования закона тождества и приводит к заблуждению в рассуждениях и, следовательно, к неверному диагнозу
  2. Умозаключение по аналогии без дальнейшего доказательства. Иначе говоря, в этих случаях дифференциальный диагноз есть ответ на вопрос «на что это более всего похоже?» без дальнейшего подтверждениями лабораторными данными.
  3. Неправильное применение полной и неполной индукции с последующим поспешным обобщением. Причиной данного нарушения является гиподиагностика и малый объем выборки.

Таким образом, определение основного диагноза является достаточно трудоемким процессом, который включает в себя и логические рассуждения, и работу памяти, интуиции, подсознания. Дифференциальная диагностика происходит по четкому диагностическому алгоритму, подчиненному законам логики. Отсюда следует главенствующая роль логики при выставлении основного диагноза или при дифференциальной диагностики диагнозов. Скорость и состоятельность диагностического процесса зависит не только от дорогостоящего оборудования, уровня профессиональных знаний врача или природных умственных возможностей коры головного мозга, но и от степени овладения законами мышления и логическими формами.

Можно сделать два вывода: 1. В большинстве случаев неправильный клинический диагноз обусловлен нарушением применения законов логики. 2. Ошибки в постановке диагноза совершаются преимущественно на этапе дифференциальной диагностики, что связано с отсутствием навыков абстрактного мышления.

Зная особое значение данного этапа диагностики, будет целесообразным позаботится о введении преподавания основ логики в курсе высшей медицинской школы и подготовки фельдшеров.

Литература:

  1. Философия здоровья. М., 2001.
  2. Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф. Логика: учебник для средней школы. — М: из-во «Наше завтра», 2022. -176с
  3. Автандилов Г. Г. Руководство по патологоанатомической практике.
  4. Жирнов В. Д. Проблема предмета медицины. М., 1978.
  5. Бенедиктов И. И. Происхождение диагностических ошибок. — Свердловск: Средне-Уральское кн. Из-во, 1977
  6. Султанов И. Я. Диагностический алгоритм как средство совершенствования навыков логического мышления врача // Вестник РУДН. Серия Медицина. — 1995. — № 1.- с.103–105
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
логика
диагноз
законы мышления
анализ
синтез
медицинская помощь
законы логики
Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 244-246):
Часть 4 (стр. 215-295)
Расположение в файле:
стр. 215стр. 244-246стр. 295

Молодой учёный