Психолого-педагогические взгляды Г. И. Челпанова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Психолого-педагогические взгляды Г. И. Челпанова / Е. Г. Огольцова, М. Н. Згурская, Е. В. Попинако. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98252/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье представлены рассуждения о вкладе Григория Ивановича Челпанова в развитие психологии. Также, в статье идет речь об открытии первого Психологического института.

Ключевые слова: Григорий Иванович Челпанов , психология, педагогика, философия, Психологический институт, Московский институт, студенты, наука, знания, экспериментальная психология.

Имя Григория Ивановича Челпанова в истории русской психологии упоминается в отрицательном ключе, как имя противника материализма и, в частности, марксизма. Считается, что его позитивная роль заключается лишь в организации Психологического института

Но в начале XX века проблема взаимоотношения педагогики и психологии, вопрос о характере психологических знаний, необходимых педагогам, о возможности использования психологических данных для практических педагогических целей находились в сфере интересов русской психологической науки.

Стоит отметить, что деятельность Г. И. Челпанова имела многогранный характер. Он всегда активно участвовал в деятельности, направленной на различные области науки, являлся частым участником Всероссийских психологических съездов, на которых выступал со своими работами. Большое уважение Георгий Иванович получил в годы до начала революции, тогда его труды особо поощрялись и ценились среди коллег.

К сожалению, долгое время известность Георгия Ивановича не продлилась, и уже на первом Всероссийском психоневрологическом съезде после окончания революции, его деятельность подверглась критике. Дело в том, что, тогда марксизм стал активно внедрятся в науку, а Григорий Челпанов был противником марксистского движения в области психологии. Он считал, что общая психология должна оставаться свободной от философии и что в психологии марксизм имеет только ограниченные возможности, поэтому ему там не место. Георгий Иванович даже посвятил данной теме сборник «Психология и марксизм» (1924 г.). В котором на основе собранных данных, попытался выяснить «каково отношение философии марксизма к современной психологии» [2] В итоге, он пришел к выводу, что материализм Маркса и диалектический материализм совершенно разные вещи. Прочитав, сборник Челпанова можно понять основной смысл настоящего марксизма в отношении психологии.

Общество не приняло такие суждения, посчитав что Челпанов не способен реально оценивать происходящее, и решать действительно значимые проблемы. Хотя это было совсем не так, Челпанов всегда интересовался проблемами более глобального характера, таких как становление образования и воспитания.

Из-за своего негативного отношения к движению марксизма в науке, Георгия Ивановича уволили из Московского университета, отстранили от должности директора Психологического института, а также ограничили его научную деятельность. А результаты работ всей его жизни находились буквально на грани уничтожения. Все это очень разочаровывало Григория Ивановича, но он не сдавался и продолжал свою деятельность.

По мнению Г. И. Челпанова, противопоставлять экспериментальную и теоретическую психологию категорически не стоит, скорее наоборот, их стоит объединять. «Предлагая приводить изучение экспериментальной психологии в связь с теоретической, я исхожу из убеждения, что таким образом можно углубить экспериментальные исследования и сделать их более серьезными». [1].

Он отмечал, что боится развивающегося дилетантизма в психологии. Также, Георгий Иванович был озабочен вопросом «экспериментальной педагогики» и активно участвовал в дискуссиях по данной теме. Из-за высокой сложности данный вопрос полностью решить не удалось.

Методы научных исследований того времени были крайне неточны, они не способны были выявлять верные данные. Григорий Иванович Челпанов утверждал, что такие методы не имеют никакого практического применения, они лишь выполняют вспомогательную функцию. Также, анализ всех исследований должны проводить настоящие специалисты, чтобы минимизировать количество ложных данных. В педагогике преподаватели не способны, без должного психологического образования, верно проводить анализ личности по тестам и давать какие-либо рекомендации. «Психологические тесты, не такая простая вещь, чтобы их можно было давать в руки учителей». [3] поэтому Г. И. Челпанов считал, что в педагогике должно быть место для психологии, но она не должна основываться только на ней.

Он являлся создателем одного из крупнейших Психологических институтов, который стал историческим центром развития российской психологии.

В 1907 г. Григорий Иванович Челпанов стал профессором историко-филологического факультета Московского университета, что оказало на него существенное влияние, именно здесь в полной мере проявился его научный и педагогический таланты. Благодаря этому, Григорий Челпанов включился в работу Московского психологического общества и стал заместителем его председателя. Когда Г. И. Челпанов стал профессором Московского университета у него открылся еще и организаторский талант, и уже в 1907 году он организовал Психологический семинарий для студентов, желающих специализироваться в области психологии: на нем обстоятельно обсуждались теоретические проблемы и проводились занятия по экспериментальной психологии. Этими практическими занятиями заинтересовалось значительное число участников, что дало им широкую известность, а также побудило коммерсанта и мецената С. И. Щукина оказать материальное содействие Г. И. Челпанову в организации учебно-научного Психологического института при Московском университете.

Проектируя деятельность Психологического института, Г. И. Челпанов консультировался с ведущими учеными в Европе и Америке, воспользовался опытом работы лучших учреждений аналогичного профиля и сумел создать первый в мире Психологический институт, построенный по специальному плану и ставший в те годы самым большим. Для студентов Психологического института Григорий Иванович постоянно писал учебники и старался сделать их как можно проще и доходчивее. В них автор говорит о необходимости качественного образования для русскоязычного общества. Обучение в созданном Челпановым университете организовывалось следующим образом:

«В семинарий принимаются только те студенты, которые имеют в виду избрать своей специальностью научную разработку психологии.

На первом году пребывания в университете студент только слушает курсы психологии и других философских дисциплин.

На втором году проходит практически экспериментальную психологию.

На третьем году он принимается в члены психологического семинария, участвует в семинарах.

И только на четвертом году пребывания в университете ему предоставляется тема для самостоятельной разработки» [5].

После открытия Психологического института, Г. И. Челпанов погрузился в научную деятельность: активно выступал на съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике.

Челпанов не был противником экспериментальной психологии, но он был противником ее использования в педагогике. Он доказывал, что психология-это независимая и самостоятельная экспериментальная наука, а ее предметом является изучение индивидуальных состояний сознания. Этим позиция Григория Челпанова отличалась от взглядов, других ведущих ученых того времени, считавших, что объединение психологии с другими науками необходимо.

Павел Сергеевич Попов посвящал Г. И. Челпанову мемуары, в которых он представлен в новых экзистенциальных и интеллектуальных ракурсах. Благодаря этим работам, можно сказать, что Г. И. Челпанов сочетал в себе разные роли «и пропагандиста, и агитатора, и даже рекламиста» [4] экспериментальной психологии. Благодаря П. С. Попову открываются дополнительные исследовательски значимые перспективы для понимания опубликованных идей Г. И. Челпанова. Также, в мемуарах Попов говорит о Челпанове не только, как о ученом, но и о его личностных качествах, фактах из жизни. Так как идеи могут быть поняты и по-настоящему восприняты, если они связаны с судьбой личности, которая задает им культурные и исторические траектории, переносит их в новые предметные области.

Также, о научном вкладе Челпанова писала Е. А. Будилова в статьях «Полемика о психологическом эксперименте на всероссийских съездах по педагогической психологии» (1988) [1], где речь идет о столкновении разных взглядов на роль эксперимента в психологической науке, на соотношение теории и эксперимента, на экспериментальные методы — объективный и субъективный. Приводятся точки зрения на этот предмет ведущих российских ученых того времени: В. М. Бехтерева, А. П. Нечаева, Н. Е. Румянцева, Л. И. Введенского, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурского, изложенные на первых Всероссийских психологических съездах.

Можно утверждать, что деятельность Г. И. Челпанова не оценена по достоинству, хотя он внес большой в клад в изучение психологии и педагогики. Именно Челпанов заложил основы дальнейшего благотворного развития российской психологии. психологии. Также, он отличался прекрасным преподавательским талантом, как отмечали все его ученики. Он являлся создателем одного из крупнейшего Психологического института, который стал историческим центром развития российской психологии.

Литература:

  1. Будилова, Е. А. «Полемика о психологическом эксперименте на всероссийских съездах по педагогической психологии» / Е. А. Будилова. // Психологический журнал. — 2019. — № 6. — С. 369–383.
  2. Никольская А. А. Психолого-педагогические взгляды ГИ Челпанова //Вопросы психологии. — 1994. — №. 1. — С. 36–42.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 2-й том. — Москва: «Педагогика», 1989. — 485 c.
  4. Семенова, А. И. Челпанов из мемуаров П. С. Попова / А. И. Семенова. // Вопросы философии. — 2022. — № 7. — С. 139–156.
  5. Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. — 1-е изд. — Москва: «Мысль», 1976. — 463 c.
Основные термины (генерируются автоматически): Психологический институт, экспериментальная психология, Московский университет, российская психология, Георгия, исторический центр развития, научная деятельность, область психологии, педагогическая психология, психологический семинарий.


Ключевые слова

студенты, знания, наука, педагогика, психология, философия, Григорий Иванович Челпанов, Психологический институт, Московский институт, экспериментальная психология

Похожие статьи

Лев Семенович Выготский о психологической природе учительского труда

В статье проводится тезисный экскурс в понимание роли учительского труда Л. С. Выготским.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

В статье освещаются идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

Идеи Л. С. Выготского в области воспитания и педагогики

В работе дается анализ идей выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского в области педагогики и воспитания.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Методологические подходы к проблеме возраста в работах Л. С. Выготского

Л. С. Выготский специалист в области общей психологии, методолог психологии. Он был, детским психологом. Большинство его экспериментальных исследований в работе с детьми. Практически все исследования, связанные с построением теории развития высших пс...

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе

В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.

Похожие статьи

Лев Семенович Выготский о психологической природе учительского труда

В статье проводится тезисный экскурс в понимание роли учительского труда Л. С. Выготским.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

В статье освещаются идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

Идеи Л. С. Выготского в области воспитания и педагогики

В работе дается анализ идей выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского в области педагогики и воспитания.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Методологические подходы к проблеме возраста в работах Л. С. Выготского

Л. С. Выготский специалист в области общей психологии, методолог психологии. Он был, детским психологом. Большинство его экспериментальных исследований в работе с детьми. Практически все исследования, связанные с построением теории развития высших пс...

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе

В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.

Задать вопрос