Исторические корни педагогической науки | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Крючкова, А. А. Исторические корни педагогической науки / А. А. Крючкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9226/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие педагогической науки в мировом масштабе и в русской истории.

Ключевые слова: история педагогики, великие педагоги, образование, воспитание, учитель.

Впервые термин «педагогика» появился в Древней Греции. Изначально педагог — это человек, который следил за ребёнком. Сам же термин педагогика буквально переводился с древнегреческого как «детовождение» «детоведение».

Педагогика как наука обособилась от философии и других гуманитарных наук лишь в 17 веке, благодаря трудам выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского [1]. С тех пор эта наука является одной из самых значимых областей знания в обществе. Почему же эта наука имеет такое огромное значение? Как она формировалась? Кого можно назвать отцом педагогики? Каковы основные постулаты педагогики? И какую связь она имеет с другими науками? Все эти вопросы не утратили своей актуальности и в настоящее время.

С незапамятных времён человечество уделяло внимание обучению и воспитанию подрастающего поколения [2–4]. Однако, о такой науке как педагогика в древние времена не могло быть и речи. Первый аналог педагогики — пайдейя появился в Древней Греции [5]. Он был сформулирован древнегреческим учёным Аристотелем и представлял собой часть философских знаний. Со временем пайдейю переняли у греков римляне, а затем часть философии, занимающаяся образованием и обучением, перешла в Европу. Древние римляне считали, что настоящий гражданин Рима должен знать языки, литературу (греческую и римскую), историю, владеть фехтованием, верховой ездой и плаванием.

Получение образования в античную эпоху включало в себя три этапа. Элементарное образование, среднее образование и высшее образование. Человек, прошедший все три этапа, мог стать ритором или философом. И на мой взгляд, не распадись Римская Империя и, возможно, педагогика как наука обособилась бы раньше. Однако этого не произошло. Вслед за просвещённой античностью пришла эпоха тёмных веков.

Образование и наука отошли на второй план. Школу могли посещать только дети богатых слоёв населения. Дети бедняков учились у родителей или становились подмастерьем, и с раннего возраста осваивали то или иное ремесло. Для общества стало куда важней обучить и воспитать кузнеца или плотника нежели философа. На смену античной пайдейи пришла схоластика [6], в основе которой лежала связь между богословием и философией. Последователи схоластики считали, что основой всех наук является Священное писание. В связи с этим, школы и университеты зачастую создавались на базе монастырей, а преподавателями были священники и монахи. Античные теории и мнения учёных мужей средневековья зачастую принимались на веру, что приводило к появлению странных теорий, вроде витализма или создания философского камня. На мой взгляд, именно благодаря процветанию схоластики, было возможно появление таких «научных трудов» как «Молот ведьм», «Великий Гримуар» и других. И всё бы ничего, но ведь эти труды использовали как учебники, если их можно так назвать... Однако тёмные времена не вечны.

В 17 веке философ Фрэнсис Бэкон разработал новый антисхоластический метод исследования [7]. В своих трудах он предлагал заменить чрезмерное теоретизирование и отвлечение от реального мира в схоластическом учении на экспериментирование и рациональный анализ полученных данных. И именно Бэкон выделил педагогику из области философских знаний и, основываясь на своём учении, предположил, что педагогика является экспериментальной наукой.

Однако наибольший вклад в развитие педагогики как науки внёс чешский педагог Ян Амос Коменский, которого без преувеличения можно назвать отцом этой науки [1]. Именно он ввёл такие педагогические идеи, как всеобщее обучение, понятие школьного года и дидактические принципы. Классно-урочная система обучения, созданная Я. А. Коменским, применяется до сих пор, не смотря на попытку создания и внедрения в начале 20 века таких систем как лабораторная и проектная.

В своём трактате «Великая дидактика» Я. А. Коменский сформулировал основные принципы педагогики, такие как наглядность, последовательность, систематичность, сознательность. Кроме того, он сформулировал 9 правил искусства обучения наукам. И на мой взгляд, это золотые правила, которые должен знать каждый педагог для успешной педагогической деятельности. И наконец, Ян Амос Коменский сформулировал поистине вечный закон: «…учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле». И действительно, до сих пор для полного усвоения той или иной дисциплины нужна теория (наставления), примеры применения этой науки в жизни, так называемая связь с жизнью, и наконец, как итог всей педагогической деятельности, применение полученных знаний на практике.

В России же педагогика развивалась немного иначе. До 13 века образование и воспитание было построено по византийскому образцу. Носителями знаний были священники и монахи. Фактически система образования была похожа на европейскую. Богатые семьи нанимали учителей, зачастую священников, а бедные семьи отдавали своего ребёнка на обучение к мастеру. Также на Руси существовали школы, которые действовали при монастырях, однако, как и в Европе обучение в школе было доступно только детям богатых людей. С началом монголо-татарского ига образование на Руси пришло в упадок.

По его окончании, образование снова начало развиваться. Огромный шаг для развития общедоступности образования был сделан при Иване Грозном. Иван Фёдоров издал первую печатную книгу в России, что сделало книги более дешёвыми и доступными для всех слоёв населения. Следующей вехой в развитии образования на Руси стал учитель Петра 1, Симеон Полоцкий, который основал первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинскую академию. И на конец, великий ученик великого учителя основал Российскую академию наук. Но мне хотелось бы в истории русской педагогики уделить особое внимание отцу русской педагогики Константину Дмитриевичу Ушинскому [8].

Именно К. Д. Ушинский считал, что особое место в педагогике занимает воспитание, и что глубокие познания в той или иной области не делают негодяя лучше. Напротив, эти знания будут помогать ему в реализации коварных замыслов. И эта идея актуальна по сей день. В художественной литературе мы можем встретить массу образованных негодяев: профессор Мориарти, Евгений Базаров, Аллоизий Могарыч. И несмотря на то, что персонажи выдуманные, писатели списывали их с реальных людей.

К. Д. Ушинский считал, что обучение должно быть систематичным и последовательным. Изучение дисциплины должно строиться на принципе от простого к сложному, от частного к общему. Ученик в процессе обучения должен не просто зазубрить материал, а понять зачем это нужно и где это применяется в жизни.

Также К. Д. Ушинский полагал, что образование должно быть народным и доступно всем вне зависимости от пола, сословия или материального обеспечения. Однако эту идею смогли реализовать только в 20 веке после Великой русской революции и образования Советского Союза. Для меня эта эпоха является наиболее интересной для изучения. И на мой взгляд особое место среди советских педагогов занимает Антон Семёнович Макаренко [9].

А. С. Макаренко занимался воспитанием и обучением не обычных детей, а беспризорников и малолетних уголовников. И, судя по тому, что его воспитанники выросли сознательными гражданами и смогли реализовать себя в той или иной сфере, говорит о том, что А. С. Макаренко разработал действительно рабочую систему. Она строилась на методе производственного и коллективного воспитания. Причём А. С. Макаренко не отделял производственное воспитание от коллективного, считая эти два способа единым целым. И если здесь будет уместна фраза одного из персонажей фильма «Служебный роман» «Труд облагораживает человека», то можно сказать, что А. С. Макаренко взял эту фразу за девиз своего метода. Он, считал, что труд является основой коллектива. Ведь именно благодаря труду коллектив становится строго дисциплинированным и организованным.

Кроме А. С. Макаренко в истории советской педагогики стоит также отметить разработчика гуманной педагогики Шалву Александровича Амонашвили [10]. В основу своей теории он положил 7 постулатов [11]. На мой взгляд самыми важными постулатами являются следующие: «Воспитывать благородного и великодушного ребёнка можно лишь на собственном примере. Любой ребёнок рождается с врождённым чувством красоты. С детьми надо разговаривать как со взрослыми, он не любят, когда с ними “сюсюкаются”» [11].

«Всё это очень интересно» — скажете Вы. Но зачем же я пишу всё это? Почему мне интересно? Какая мне польза от истории педагогики? Какая мне польза от мнений, теорий и методов великих педагогов?

На самом деле, я тоже будущий педагог, поэтому я считаю, что для успешной профессиональной деятельности я должна знать, как историю педагогики, так теории великих педагогов. И не только знать эти теории, но и уметь применять их на практике. В настоящее время я учусь на учителя физики и математики. «Почему именно физики и математики?» — спросите Вы.

Для ответа на этот вопрос я хотела бы вписать в историю педагогики моего школьного учителя физики — Бурлуцкую Светлану Дмитриевну. Я смело могу назвать этого человека Педагогом. Действительно этот человек не просто выучил принципы и постулаты педагогики, но и умел применять их на практике. Урок был продуман до мелочей. Обычно он начинался с актуализации знаний прошлого урока. И если материал был усвоен плохо, то мы разбирали его заново. Это делалось с целью реализации принципа систематичности и последовательности, чтобы новый материал, опирался на уже известные факты.

Для лучшего усвоения материала, Светлана Дмитриевна демонстрировала физические эксперименты, показывала анимации физических явлений, рассказывала, где применяется в реальной жизни тот или иной физический закон, рассказывала интересные случаи из истории физики и многое другое. И конечно же она уделяла особое внимание выводу физических законов и формулировке теорем.

Светлана Дмитриевна знала каждого ученика в классе. Знала его особенности и потребности. Она никогда не повышала голос на уроках и не оскорбляла учеников. И что удивительно, на её уроках была полная тишина. Весь класс с вниманием слушал её. В любое время мы могли прийти в кабинет физики и получить подробное объяснение того, что не поняли на уроке. Или просто прийти и задать интересующий вопрос по физике. Причём задать с уверенностью получения точного, подробного и интересного ответа.

Для меня этот учитель стал образцом для подражания. Именно благодаря ей я твёрдо решила, что буду учителем, учителем физики. И именно благодаря ей я освоила базовые понятия физики, что очень помогает мне в процессе обучения в институте. Я надеюсь, что в ближайшем будущем я стану настоящим педагогом. Педагогом, который действительно сможет заинтересовать предметом, а не напугать и вызвать полное отторжение. Педагогом, который действительно учит, а не считает минуты до окончания урока. Педагогом, который воспитывает сознательного человека и гражданина своей страны.

Литература:

  1. Корнетов Г. Б. Ян Амос Коменский и возникновение педагогической науки // Историко-педагогический журнал. 2017, № 1. С. 13–21
  2. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia: Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 2. С. 57–63.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова. М. 2001.
  4. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М. 2003. С. 69
  5. Дегг Эндрю Брайан Пайдейя — характерные особенности и эволюция античной системы образования // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. 2022. Т. 8 (1–2). С. 51 -63.
  6. Баринова С. Г. Схоластика как систематическая европейская философия периода средних веков // Социодинамика. 2022.№ 7. С. 33–41.
  7. Самуйлов Г. Н. Философия Фрэнсиса Бэкона: наука и идеология // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. Вып. 4 (793) / 2018. С. 299–310
  8. Богуславский М. В., Милованов К. Ю. Педагогическая судьба К. Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2. С. 6 -18
  9. Илалтдинова Е. Ю., Аксенов С. И. Творческий путь А. С. Макаренко — социального педагога-реформатора // Историко-педагогический журнал. 2018, № 1. С. 20–28
  10. Амонашвили Ш. А. Как любить детей. 3-е изд. М.: Амрита-Русь, 2018. 80 с.
  11. https://pikabu.ru/story/7_postulatov_gumannoy_pedagogiki_ot_shalvyi_amonashvili_5288327?ysclid=lwbyrpb9fz91591327

Ключевые слова

воспитание, образование, учитель, история педагогики, великие педагоги
Задать вопрос