Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 23.06.2014

Статья просмотрена: 1102 раза

Библиографическое описание:

Курышев, И. В. Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.) / И. В. Курышев, Т. О. Криницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11767/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье на основе неопубликованных источников рассматривается история высшего педагогического образования в Тюменском Приишимье. Авторы сделали акцент на изучении особенностей развития Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, показали его роль и значение в подготовке учителей в западносибирском регионе.

Ключевые слова: педагогический техникум, педагогическое училище, учительский институт, педагогический институт.

История Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова началась еще в 1929 году, когда на основании постановления Ишимского окрисполкома Уральской области от 23 апреля 1929 г. был образован Ишимский педагогический техникум в здании бывшего духовного училища (торжественно открыто 21 ноября 1886 г.). Учебное заведение находилось в ведении Наркомата просвещения РСФСР и непосредственно подчинялось Уральскому областному отделу образования [1, л. 46].

Первым директором техникума стал Дрёмин Сергей Илларионович — человек высокой культуры, который не боялся принимать ссыльных учёных, несмотря на неоднократное предупреждение со стороны городских властей.

Так, в Ишимском педагогическом техникуме работали доцент Шипов Василий Михайлович и его супруга Ольга Сергеевна, оба ссыльные; профессор Белорусского университета Смолич Аркадий Антонович, впоследствии репрессированный и расстрелянный в Омске [2, л. 8–10].

В 1937 году педтехникум был переименован в педагогическое училище. В том же году в связи с ликвидацией Уральской области педучилище было переподчинено Омскому областному отделу образования, а с августа 1944 года — Тюменскому облоно в связи с образованием Тюменской области, в состав которой вошли г. Ишим и близлежащие районы. В тяжёлые 1940-е годы Ишимское педагогическое училище продолжало готовить учителей начальной школы и работников дошкольных учреждений [3, л. 2].

В 1949 году в здании, где располагалось педагогическое училище (ныне это учебный корпус № 1 по ул. Ленина, дом 1) [4, л. 33], был открыт Ишимский учительский институт. Под одной крышей стали работать два учебных заведения. Педучилище стало именоваться «находящимся при Ишимском учительском институте», а директор института П. Г. Анпилогов, заслуженный учитель школы Казахской ССР, был одновременно и директором училища. Так продолжалось до 1953 года, когда педагогическое училище было закрыто. В задачи Ишимского учительского института входило осуществление профессиональной подготовки учителей русского языка и литературы, математики, физики, с неполным высшим образованием [5, л. 12].

Свою работу Ишимский учительский институт начинал в крайне сложных условиях: ощущалась острая нужда в преподавательских кадрах, не хватало учебных площадей, крайне недостаточным было финансирование института со стороны Министерства просвещения РСФСР.

К концу первого учебного года в институте было образовано 4 кафедры: основ марксизма-ленинизма, педагогики, физики и математики, русского языка и литературы. Преподавательский состав кафедр был малочисленным [6–8].

Чрезвычайно слабой была материальная база института. В своем отчете, направленном в Министерство просвещения РСФСР, директор института П. Г. Анпилогов отмечал, что в первый год своего существования институт имел 134 стола, 82 стула, 1 жесткий диван, 18 письменных столов, 85 тумбочек, 144 кровати и другое незначительное имущество. Большинство студентов, проживающих в общежитии института, спали по двое на одной койке; 70 студентов учительского института и учащихся педучилища вынуждены были жить на частных квартирах. Из-за перебоев в снабжении электроэнергией часто приходилось заниматься при керосиновом освещении и не проводить учебные занятия второй смены.

Нормальное финансирование учительского института началось с 1 января 1950 года. Это позволило приобрести оборудование для учебных кабинетов, необходимую учебную и художественную литературу, мебель, оборудовать актовый зал, кабинеты, аудитории, закупить строительные материалы и отремонтировать учебный корпус. За счет выделенных финансовых средств был существенно пополнен фонд библиотеки института [9, л. 46–53].

Срок обучения в учительском институте составлял два года. В 1951 году состоялся первый выпуск учителей русского языка и литературы, имеющих право преподавания в V-VII классах, которые приступили к работе.

Протоколы заседаний государственных комиссий по распределению молодых специалистов свидетельствуют о том, что абсолютное большинство выпускников с пониманием относились к нуждам народного образования, а сам процесс распределения проводился в спокойной, деловой обстановке. Это стало доброй традицией Ишимского педагогического института [10, л. 11].

Важнейшей вехой в развитии педагогического образования на юге Тюменской области явилась реорганизация Ишимского учительского института в Ишимский государственный педагогический институт по Постановлению Совета Министров РСФСР № 954 от 26 июня 1954 года. В то время Ишимский пединститут был третьим высшим учебным заведением Тюменской области. Его директором был назначен кандидат педагогических наук Владимир Иванович Клейменов. В первый учебный год в институте на факультетах русского языка и литературы, физико-математическом работали 28 преподавателей, из них трое были кандидатами наук, четверо — выпускниками аспирантуры, остальные преподаватели имели высшее педагогическое или университетское образование.

Качественный рост преподавательских кадров происходил на фоне совершенствования учебной и воспитательной работы, улучшения учебно-материальной базы. В 1959 году был открыт третий факультет — педагогики и методики начального обучения. Первым деканом его был кандидат педагогических наук, доцент Николай Иванович Толмачев, в дальнейшем ректор ИГПИ им. П. П. Ершова.

В конце 1950-х гг. преподавательский состав института стабилизировался, постоянно пополняясь специалистами высшей квалификации. Самой укомплектованной кадрами высшей квалификации была кафедра русского языка и литературы. В то время на ней работали 5 кандидатов наук и доцентов: А. М. Завалишина, Г. К. Кирий, А. Ф. Поляков, В. Н. Перетрухин, И. В. Пронина [11, л. 109].

В 1966 году ректором института был назначен Н. И. Толмачев. В этот критический период в жизни института решающую поддержку вузу оказали секретарь Тюменского обкома КПСС А. К. Протазанов, первый секретарь Тюменского обкома КПСС Б. Е. Щербина, а также ответственные работники Министерства просвещения РСФСР и Совета Министров РСФСР.

Институт практиковал приглашение крупных ученых для чтения лекций по современным проблемам науки для студентов и оказания научно-методической помощи преподавателям. В разные годы в институте работали академики АПН СССР И. Ф. Свадковский, А. В. Петровский, профессора М. Е. Бударин, В. С. Евликов, Э. А. Аринштейн, Л. К. Лебедев, И. П. Шеблыкин, Г. А. Турбин, С. А. Аничкин, А. К. Волошинский, В. И. Кодухов, В. И. Загвязинский. Крупным событием в научной жизни ИГПИ, и г. Ишима, и Тюменской области было проведение в ноябре 1989 года Всероссийской научно-практической конференции «Петр Павлович Ершов — писатель и педагог», посвященной литературной и педагогической деятельности автора бессмертной сказки «Конек-Горбунок». С тех пор традиционной научной конференцией ИГПИ им. П. П. Ершова стали всероссийские Ершовские чтения.

В 2000-е гг. на базе ИГПИ был проведен ряд крупных научных конференций (2001 г.- всероссийская научная конференция совместно с Институтом истории СО РАН и Тюменским госуниверситетом «Государственная власть и российское (сибирское) крестьянство в революциях и гражданской войне»; 2002 г. — всероссийская научная конференция «Русская литература в контексте мировой литературы»; 2006 г. — российско-казахстанская научная конференция «Крестьянство восточных регионов России и Казахстана в революциях и гражданской войне (1905–1921 гг.)».

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 11 июня 1990 г. Ишимскому государственному педагогическому институту было присвоено имя нашего земляка, поэта и педагога П. П. Ершова. За 60-летний период выпущено 22460 специалистов-учителей, которые успешно трудятся не только в населенных пунктах юга области (Ишиме, Ялуторовске, Заводоуковске, Тюмени), но и в ХМАО и ЯНАО. В образовательных учреждениях Тюменской области выпускники ИГПИ составляют от 50 до 70 % от всех педагогических кадров.

Ректором Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова с 2011 г. является доктор исторических наук, профессор Шилов Сергей Павлович.

Общее количество направлений подготовки (специальностей), реализуемых в вузе, составляет 26, из них педагогических — 24 (педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, профессиональное обучение) и непедагогических — 2 (социальная работа и социально-культурная деятельность). Контингент студентов ВПО на 01.10.2013 года — 1428 — очная форма обучения; 1215 — заочная форма обучения (всего 2643 человека).

Вуз обладает развитой материально-технической базой, состоящей из 16 объектов недвижимого имущества общей площадью 16473,1 кв.м. В состав входят: 5 учебно-лабораторных корпусов, учебно-спортивный комплекс, загородная спортивно-оздоровительная база, студенческое общежитие, столовая, здания вспомогательного назначения. За счёт средств субъекта (Тюменской области) введен в эксплуатацию в январе 2014 года учебно-лабораторный корпус площадью 4400 кв.м. на 645 учебных мест.

В связи с требованиями инновационного развития, в вузе разработаны программы инновационного развития вуза до 2018 г., программа развития системы педагогического образования в ИГПИ им. П. П. Ершова до 2016 г.; созданы научно-образовательные центры: «Центр развития гуманитарного образования»; «Центр развития естественно-научного образования»; «Центр развития ребенка «Академия детства»; «Лингвистический центр»; инновационные лаборатории: электротехники, оптики и электродинамики, механики и молекулярной физики, теории и методики обучения физики и астрономии, общей биологии, эколого-географического мониторинга, экологического мониторинга и биоразнообразия, физиологии и спортивной медицины, информационных технологий, механической обработки древесины; региональных исторических исследований; студенческий бизнес-инкубатор; малое инновационное предприятие «Интеллект-плюс». За последние 2 года в вузе систематизирована научно-исследовательская деятельность и, как результат, появились рецензируемые научные издания, журналы: «Вестник ИГПИ»; «Мониторинг биоразнообразия»; «От текста к контексту».

Ишимский педагогический институт сегодня — признанный центр образования и науки Российского Приишимья, важное составляющее звено социокультурного процесса нашего региона.

Литература:

1.                  Большая Тюменская энциклопедия. Т.2. / под ред. Г. Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень, 2004.

2.                  Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив» в г. Ишиме (далее ГБУТО ГА) Ф. 161. Оп. 2. Д. 1178. Л. 8–10.

3.                  ГБУТО ГА в г. Ишиме Ф. 161. Оп. 1. Д. 25. Л. 2.

4.                  ГБУТО ГА в г. Ишиме Там же. Д. 62. Л. 33.

5.                  ГБУТО ГА в г. Ишиме Ф. 570. Оп. 1. Д. 3. Л. 12.

6.                  ГБУТО ГА в г. Ишиме Там же. Д. 19. Л. 1.

7.                  ГБУТО ГА в г. Ишиме Там же. Д. 21. Л. 1.

8.                  ГБУТО ГА в г. Ишиме Там же. Д. 20. Л. 10, 11.

9.                  ГБУТО ГА в г. Ишиме Ф. 570. Оп. 2. Д. 5. Л. 46–53.

10.              ГБУТО ГА в г. Ишиме Ф. 161. Оп. 1. Д. 57. Л. 11.

11.              ГБУТО ГА в г. Ишиме Ф. 146. Оп. 1. Д. 82. Л. 109.

Основные термины (генерируются автоматически): Ершов, Тюменская область, Ишимский учительский институт, русский язык, ишимский государственный педагогический институт, педагогическое училище, учительский институт, Ишим, ишимский педагогический институт, педагогическое образование.


Ключевые слова

учительский институт, педагогический институт, педагогический техникум, педагогическое училище, педагогический институт.

Похожие статьи

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг.

В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

Филологический факультет Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова: организация научной деятельности

В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено исследовательской работе и инно...

Сравнительный анализ методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделении Славянского государственного педагогического института в 50-х годах XX века

В данной статье собрана, проанализирована и отображена история организации методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделениях Славянского государственного педагогического института в 50-ых годах XX века.

Деятельность профессора Н. В. Рязанцева во Владикавказе (1920–1930)

В статье освещен период деятельности профессора Н. В. Рязанцева (1856–1930) во Владикавказе (1920–1930). Представлен и проанализирован научно-организационный вклад ученого в становление Горского сельскохозяйственного (политехнического) института, его...

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Похожие статьи

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг.

В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

Филологический факультет Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова: организация научной деятельности

В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено исследовательской работе и инно...

Сравнительный анализ методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделении Славянского государственного педагогического института в 50-х годах XX века

В данной статье собрана, проанализирована и отображена история организации методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделениях Славянского государственного педагогического института в 50-ых годах XX века.

Деятельность профессора Н. В. Рязанцева во Владикавказе (1920–1930)

В статье освещен период деятельности профессора Н. В. Рязанцева (1856–1930) во Владикавказе (1920–1930). Представлен и проанализирован научно-организационный вклад ученого в становление Горского сельскохозяйственного (политехнического) института, его...

Система профессиональной партийной подготовки политической элиты Оренбургской области в 1964–1991 гг.

Одним из основных требований к руководящим кадрам в советский период истории было наличие партийно-политического образования. В связи с этим в стране была создана мощная сеть учебных заведений для профессиональной подготовки управленческих кадров. В ...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

К вопросу о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне (на примере Тюменской области)

В статье рассмотрен вопрос о перспективах сельскохозяйственной потребительской кооперации. Содержится краткий экскурс в историю сельскохозяйственной потребительской кооперацией конца XIX- начала XX века. Рассматривается динамика роста числа сельскохо...

Задать вопрос