В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул также и аспекты модернизации военно-педагогического процесса в системе подготовки офицерских кадров.
Ключевые слова: военно-педагогический процесс, высшая военная школа, ценностно-ориентированное образование.
Подготовка офицерских кадров в вузах представляет собой сложный социальный, идеологический, политический процесс.Она имеет ярко выраженный военно-педагогический аспект. Суть этого аспекта составляют механизмы взаимодействия преподавателя и обучаемого, выражающие субъективную сторону педагогической деятельности в целом.Например, на лекции ставятся цели темы, которые достигаются решением воспитательных задач, излагается учебный материал, а слушатель сосредоточивает свое внимание на его усвоении, воспринимает, осмысливает, запоминает материал, усваивая также необходимые ценностные установки.В этом состоит содержание военно-педагогической деятельности, и чтобы добиться высокого воспитательного результата, преподавательпринимает в расчет не только общие военно-педагогические установки, но и личность курсанта (слушателя), а также суммарное взаимодействие встречной активности участников педагогического процесса [1, с. 68].
Все это составляет необходимые аспекты военно-педагогической деятельности практических методов перестройки на научной основе всего дела подготовки офицерских кадров.
Личность многогранна. Имеются соответственно и разные стороны ее изучения. Педагога в большой степени интересует ценностная сторона личности обучаемого, воспитуемого, раскрывающая ее индивидуальные особенности и возможности, которые должны учитываться и развиваться в педагогическом процессе. В этом плане особенности личности связаны с особенностями индивидуальности человека, то есть его внутреннего мира, который складывается из психических процессов, свойств, состояний и образований. Все они, будучи достоянием и военного педагога, и курсанта (слушателя), проявляются и влияют на ход педагогического процесса в высшей военной школе.
В современном педагогическом процессе выделяют в качестве важнейшего фактора информационный обмен [2, с.107]. Он обеспечивается в значительной мере функционированием процессов взаимодействия преподавателя, курсанта и слушателя. К составляющим этого процесса относятся моменты познавательного и идейно-воспитательного характера.
Люди различаются по качественным характеристикам этих процессов. У одного человека более развито ценностное восприятие, у другого — чувственные ощущения; каждому присуще мышление, но у одного оно отличается быстротой обобщающих операций, у другого — аналитической способностью. Все это весьма существенно для целесообразного подбора методов и средств сообщения учебного материала на занятиях, использования технических средств обучения. Умение преподавателя подбирать наиболее эффективные методики для военно-педагогического воздействия на курсанта (слушателя) и использование технологий морально-нравственного совершенствования личности военнослужащего в учебно-воспитательной работе способствует повышению ее результативности [3, с. 39].
Мотивационный компонент педагогического процесса, обеспечивающий активность взаимодействия военного педагога и курсанта (слушателя), в значительной степени составляет их психические свойства: направленность, характер, способности, темперамент.В них выражается внутреннее содержание личности, а значит, и ее социальная значимость. Люди отличаются друг от друга по особенностям этих свойств личности. Ведь что ни человек, то свой характер, способности, темперамент, свои мотивы, определяющие содержание его поступков и обусловливающие успех в тех или иных областях деятельности. Поэтому изучение преподавателем психических свойств курсантов (слушателей) является предпосылкой определения эффективной программы и методики военно-воспитательной работы с каждым из них.
На коммуникационные характеристики военно-педагогического процесса оказывают заметное влияние психические состояния военного педагога и курсанта (слушателя). Они выражаются в том, насколько быстро или медленно происходят у человека психические реакции и процессы, как проявляются присущие личности свойства. От психического состояния преподавателя на занятиях во многом зависит их ход и результаты [1, с. 70]. Подобное состояние курсанта (слушателя), в свою очередь, определяет его успех в изучении военного дела, в выполнении повседневных служебных обязанностей, поведение и взаимоотношения с командирами и товарищами. Понятно поэтому, что в обучении, воспитании курсантов (слушателей) командиры, преподаватели постоянно учитывают психические состояния и стремятся соответственно на них воздействовать.
Содержательная сторона военно-педагогического процесса реализуется как проявление военным педагогом и формирование у курсантов (слушателей) системы морально-ценностных образований. К ним относятся знания, навыки, умения, привычки, которыми человек обогащается на протяжении всей жизни. Например, в период учебы курсант (слушатель) приобретает и развивает политические и военные знания, навыки и умения в использовании боевой техники и оружия, привычки строго соблюдать уставной порядок и требования воинской дисциплины. Будучи структурными компонентами военной педагогики, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека в своем единстве составляют его духовный мир, базу его военно-политической подготовки. И в них он проявляется. Ведь любое высказывание, действие, поступок курсанта (слушателя) обязательно включает в себя те или иные военно-педагогические аспекты, факторы военного образования, свойства и состояния, присущие комплексу военно-педагогических мер в данное время [3, с. 37].
Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей военно-педагогической активности и ответной активности курсанта (слушателя), их взаимодействие. Военно-педагогический аспект образовательной деятельности составляют все сопровождающие ее психические явления, процессы, реакции. Военный педагог и курсант (слушатель) с их индивидуальными ценностными особенностями не единственные реальности педагогического процесса. Педагогический и курсантский (слушательский) коллективы, наделенные определенным групповым сознанием, военно-педагогической и психологической атмосферой, взаимодействие между ними, составляющее механизм военно-педагогического процесса, — это также весьма существенные реальности. Они едины, неразрывны в процессе деятельности военного вуза.
Вместе с тем в интересах научного исследования компоненты указанного единства могут выступать как самостоятельные объекты, но при этом всегда учитывается их органическая целостность и взаимная зависимость. В практике, например,преподавательзадается целью изучить индивидуальные особенности курсанта (слушателя), проявляющего повышенный интерес к данной учебной дисциплине. Проводя такую работу, он, конечно, примет во внимание и сложившееся к ней отношение в коллективе, и характер воспитательных влияний других военных педагогов.
Только тогда преподаватель сможет глубоко понять истоки формирующихся склонностей будущего офицера. Точно такие же отношение и подход педагогики высшей военной школы к своему объекту: изучая важнейшие аспекты военно-педагогического процесса в целом, она вместе с тем подвергает пристальному анализу и его компоненты, учитывая их органическую взаимную обязанность, единство.
Литература:
- Алексеев И. С. Модернизация системы высшего военного образования на современном этапе // XVI Лебедевские чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 15 апреля 2015 г.) / под ред. А. В. Комплеева. — Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2015. — С. 67–71.
- Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008. — 640 с.
- Снуров О. Г. О некоторых проблемах военной педагогики и формировании идейно-политической составляющей личности военнослужащего // Национальная безопасность и государственные интересы России: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 26 февраля 2015 г.) / под ред. А. В. Комплеева. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — С. 36–40