Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 11458 раз

Библиографическое описание:

Пискунов, А. Р. Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях / А. Р. Пискунов, А. Э. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 398-404. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37493/ (дата обращения: 24.12.2024).



В основе обучения военнослужащих лежит общественный и педагогический процесс, без которого не получиться качественная подготовка военных специалистов, а вследствие этого подразделений, частей, соединений, объединений, которые должны будут способны к эффективному, качественному выполнению поставленных задач в установленный срок по обеспечению военной безопасности государства.

Так же, особо важным, в плане подготовке обучения военнослужащих является общая целенаправленная, организованная, непрерывно проводимая, взаимосвязанная деятельность обучающего по созданию и развитию знаний, навыков, умений, развитие качеств личности, необходимых для успешного исполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с уставами, инструкциями, наставлениями, руководствами, приказами и директивами командования во время прохождения военной службы.

С течением много времени освоения процесса обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, были выделены следующие задачи:

– освоить содержания, технологии, форм и методов обучения военнослужащих;

– обнаружить совокупность связей, отношений и закономерностей, из которых состоят основные стороны развития теории и практики в обучение военнослужащих;

– оценить эффективность существующих и поиск новых способов ведущих к перспективным приемам обучения.

В период решения этих задач выделяется основа для теоретического строения процесса обучения, результат которого показывает усовершенствование имеющихся и создание новых методических систем обучения личного состава подразделений, частей и соединений.

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей, а так же их способность защитить Отечество от любого агрессора.

Рассмотрим Функции этого процесса:

1) образовательная — преподносит военнослужащему знания, навыка и умения, а также формирует правильные представления и понятия об окружающем состояние мира, об изучаемых предметах и дисциплинах; вырабатывает определенные мировоззрения; дает толчок на развитие логического мышления, к самостоятельности в решении учебных задач и др.;

2) воспитательная — это функция, которая формирует профессиональные качества личности военнослужащего, здорового морально-психологического состояния воинского коллектива;

3) развивающая функция формирует у военнослужащих творческое мышление во время решения возникающих задач; усовершенствование интеллектуальных способностей и физических сил военнослужащих;

4) психологическая функция помогает в формирование у военнослужащих устойчивой психики и готовности к быстрому принятию решений в современном бою, к решению боевых различной степени сложности, учебных, а также служебных задач.

5) прогностическая функция развивает курсантов прогнозирование свои действия наперёд, содержания и методики процесса обучения и выработки необходимой рекомендации для его совершенствования.

6) исследовательская функция анализирует научный процесс образования, обучения, подготовки военнослужащих и воинских коллективов, эффективность, результативность, содержательность и инновации этих процессов.

Реализации в обучении военнослужащих комплексного подхода к подготовке воинов и воинских коллективов будет качественно выполняться, если соблюдать правила и условия каждой из функций педагогического процесса.

Организация и проведение процесса обучения военнослужащих происходит в соответствии с требованиями военной политики государства, а также по приказам и директивам Министерства обороны Российской Федерации. В неё входят военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления, программы боевой и общественно-государственной подготовки, государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к подготовке военных специалистов.

Особенность обучения военнослужащих проявляется в следующем:

  1. Связь знаний, навыков, умений и качеств, которую необходимо сформировать у воинов, для предотвращенья агрессии и при необходимости подавления, уничтожения противника.
  2. Изучение служебных обязанностей.
  3. Обучение военнослужащих организуется совместно с выполнением служебных обязанностей, с условиями постоянной боевой готовности.
  4. Совместно используются индивидуальные и коллективные формы обучения.
  5. В подготовке военнослужащих огромную роль имеет практическая направленность, она осуществляется не столько в аудиториях, классах и лабораториях, сколько в поле, на море, в воздухе, на стартовых и огневых позициях, аэродромах.
  6. Для овладения боевым мастерством необходимо использовать реальную боевую технику и вооружение, в условиях максимально приближённых к боевым, что связано с ярко выраженными психологическими и физическими трудностями. Процесс обучения требует от военнослужащих духовных, интеллектуальных и физических трудностей, самостоятельности и активности, смелости и решительности.
  7. Процесс обучения организуется в ограничениях уставной тематике, осуществляется командиром, который детально жестко регламентирован требованиями руководящих документов, определяющие точный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания. Конкретные задания для курсантов, учитывающие все тонкости подготовки различных видов Вооруженных Сил и родов войск, содержатся в директивных документах утвержденные главнокомандующими видами Вооруженных Сил и родов войск.

В современном времени понимание, процесса обучения военнослужащих немало зависит от педагогического состава и его воздействии на курсанта по освоению того или иного предмета для достижения необходимой цели, с использованием соответствующих технологий.

Процесс обучения военнослужащих обладает своей внутренней логикой. Она объясняется совместной деятельностью, не только учебным, но и служебным, военно-профессиональным, боевым взаимодействием всех обучающихся. Эта логика проявляется в том, что каждый шаг обучаемого, зависящий от различных условий выполняемой совместно деятельностью, должен соответствовать требованиям повседневной службы и современного боя.

Логика процесса воинского обучения требует, что от преподавателя, что от курсанта постоянного творческого подхода к решению определенных задач, учета всех факторов необходимых для эффектного завершения поставленной задачи, которые оказывают влияние на процесс охватывания надлежащих знаний, навыков и умений.

Обучение военнослужащих представляет собой закономерно развивающийся процесс. В нем ярко выражаются законы общественного развития, познавательной деятельности личного состава, развивающие качества курсанта, как личность, большую роль играет в развитие психологии, философии, социологии, физиологии, и т. д. Именно поэтому этот процесс тесно связан с различными явлениями общественной жизни и, конечно же, с военным делом, а также с другими составными частями, такими как воспитание и развитие, психологической подготовкой.

Выражение действия законов в конкретных условиях следует считать объективные, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи между основными частями, компонентами процесса обучения.

Для большей эффективности обучения военнослужащих во время улучшения качеств Вооруженных Сил, которые вызваны добавлением в него новых средств, офицеру, командиру, военному педагогу необходимы теоретические знания о существенных, постоянно повторяющихся явлениях, по которым протекает процесс обучения.

Главной закономерной направленностью к развитию процесса обучения военнослужащих в современных условиях следует признать повышение в его структуре роли функций воспитания, развития и психологической подготовки. Действие этой закономерности обусловлено особенностями и требованиями социально-психологического положения современного воинского коллектива к личности военнослужащего, изменениями структуры и содержания боевого мастерства вследствие качественной модернизации вооружения, военной техники и, конечно же, тактики боевых действий. Успешное и своевременное овладение сложным, а значит эффективным мастерством ведения боевых действий возможно лишь при условии высокой прогрессивности, интеллектуального развития и психологической устойчивости военнослужащих.

Практическая направленность обучение военнослужащих выражает зависимость этого процесса от развития боевой техники и вооружения, военной организации государства, постоянного повышения уровня развития военной науки, обеспечивает его связь с опытом прошлых и современных войн. Этим принципом руководствовались все выдающиеся полководцы. Его сущность выражается в девизе «Учить войска тому, что необходимо на войне». Военно-педагогическая суть данного принципа впервые была теоретически утверждена русским генералом М. И. Драгомировым. Он говорил, что в нем скрыт ответ на два основных вопроса: первое, чему учить военнослужащих, и, второе, в каких условиях проводить боевую подготовку войск.

В требованиях этого принципа выражена связь, которая совмещает теорию и практику:

– строгое руководство при обучении воинскими уставами, наставлениями, инструкциями;

– на занятиях и учениях создание сложных ситуации, требующие от личного состава большого напряжения, бдительности, внимания, побуждающие военнослужащих активно действовать, самостоятельно принимать решения в быстро изменяющейся обстановке;

– обучение военнослужащих в условиях постоянно контролируемого риска, максимально приближая обучение к боевым, реальным условиям военно-профессиональной деятельности, и решительно устранять всяческие смягчения и упрощения в подготовке личного состава;

– добиваться от каждого курсанта профессионального владения боевой техникой и оружием, эффективного применения автоматизированных средств управления и средств связи, электронно-вычислительной техники, средств защиты от всех видов оружия;

– изучение характера и особенностей современной войны, основные положения российской военной доктрины и военной науки о ведении современного боя и войны в целом, а также немало важно давать рекомендации о, изучении развития вооружения, тактики вероятного противника.

– поддержание в частях и подразделениях высокую боевую готовность, не допуская беззаботности, благодушие к проведениям различных учений, требовать строгого соблюдения дисциплины;

В процессе боевой и общественно-государственной подготовки очень широко применяется метод наглядности, который осуществляет различные функции. При изучении нового материала это источник ощущений и восприятий; при повторении помогает воспроизвести в памяти изученный ранее материал сформировавшимся представлением, за счет этого расширить и углубить знания. При обучении приемам действий с оружием и техникой именно наглядность способствует выработке необходимых умений и навыков. С помощью, именно, наглядности значительно облегчается усвоение знаний, резко проявляется интерес к учению, которое делается более доступным и прочным.

И так в чем же заключается наглядность?

Наглядность — важнейшее положение, которое помогает организовать не только процесс обучения, а также и весь военно-педагогический процесс. Именно наглядность является фундаментом для раздела военной педагогики. Спустя долгого времени изучения этого процесса было принято, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к работе органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.

Также можно выделить различные виды наглядности, которые могут совместно используются при обучении личного состава:

– натуральная наглядность:

  • реальные образцы оружия, техники, приборов, совместно с этим учебные поля, аэродромы, полигоны, стартовые позиции, различные виды снаряжения;

– изобразительная наглядность, включающая в себя имитационные средства, такие как мишени, имитаторы, взрывпакеты и т. п.

  • объемные наглядные пособия, в которые входят изучаемые образцы оружия и боевой техники или же их части в увеличенном или уменьшенном виде, специально изготовленные показные макеты, модели, стенды, станки для изучения взаимодействия частей и механизмов, схемы с использованием электрифицированных средств и т. п.;
  • графические наглядные пособия с содержанием плакатов, карт, схем, таблиц, чертежей и т. п.;
  • аудиовизуальные средства, которые способны воспроизводить кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, ко всему этому компьютерная техника, слайды и т. п.

Доступность и высокий уровень трудности в обучения требует, чтобы учебный материал, его методы, объем изучения соответствовали интеллектуальным и физическим возможностям курсантов, для того чтобы они могли в полной мере и сознательно усваивать необходимые знания, навыки и умения при определенном напряжении своих умственных и физических сил.

Необходимо грамотно составлять учебный процесс. Это можно объяснить тем, что слишком сложное содержание изучаемого материала или объем, не соответствующий времени, отведенному на изучение определенной темы или раздела, могут значительно снизить у слушателей мотивацию и настрой к учению. Невозможность усвоения также можно объяснить пределом физических напряжений, когда не полностью учитываются возможности курсантов, степень их способностей, натренированности. Как следствие несоблюдения этого принципа у военнослужащих ослабевают волевые качества, и падает работоспособность, наступает изнеможение организма. Однако данный принцип не означает, что обучение должно быть предельно простым. Исследования и практика показывают: при значительной простоте содержания снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, понижается желание к развитию интеллектуальной работоспособности военнослужащих; в процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.

Для того чтобы осуществить на практике принцип доступности и высокого уровня обучения, необходимо соблюдать ряд правил:

– объяснять простым и как можно более доступным языком, при объяснении использовать сходство, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы;

– для грамотного и наиболее качественного обучения необходимо определить уровень подготовленности обучаемых, степень их умственного и физического развития, состояние здоровья;

обучать военнослужащего необходимо, плавно переходя от простого к сложному, от известному к более неизвестному, от близкого к далекому;

– активно использовать примеры из жизненного опыта; знания, умения и навыки военнослужащих брать за основу при изучении нового теоретического и практического материала;

– соблюдать соответствие программного материала с количеством выделенного времени, отведенному на его изучение;

– постоянно требовать напряженной умственной и физической работы от обучаемых военнослужащих.

Таким образом, в соответствии с этим принципом обучение военнослужащих должно строиться на основе реальных возможностей, с учетом интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно влияющих на их физические и психические качества, но не забывать требовать определенных усилий.

Коллективизм в обучении тесно связан с индивидуальным подходом. Хорошо организованная работа воинского коллектива полностью зависит от четкой работы каждого военнослужащего. Командиру для правильной и всесторонней подготовки требуется знать индивидуальные особенности каждого подчиненного и умело учитывать их при обучении.

Давайте чуть углубимся и рассмотрим, что же такое коллективизм.

По своему характеру воинская деятельность является коллективной. Современная боевая техника и оружие требуют от военнослужащих высокой четкости, согласованности действий между собой, так как любая неточность в работе хотя бы одного человека может привести к срыву выполнения боевой задачи не только расчета или экипажа, но и подразделения, а то и вовсе всей части. Именно коллективизм обеспечивает слаженность, согласованность и четкость действий, сплоченность, готовность помочь друг другу и взаимозаменяемость всех военнослужащих отделений, расчетов, экипажей и подразделений. Основой формирования коллективизма является организация коллективных действий на занятиях и учениях, в процессе несения боевого дежурства, внутренней и караульной служб.

Коллективизм, естественно, необходимо формировать не только в процессе боевой и общественно-государственной подготовки, но и в повседневной деятельности. Вся работа с личным составом строится и проводится на основе обучения его командиром, подходя с каждой стороны.

В современной армии необходимо быстрое и качественное овладения сложной боевой техникой, что как раз таки требует применения всех возможных методов обучения. В настоящее время все методы взаимосвязаны и используются в определенных сочетаниях.

Методы обучения военнослужащих — это упорядоченная система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучаемых, которая содержит в себе все необходимые совокупности разносторонних приемов, средств, способов преподавания изучаемого материала, которые обеспечивают полное усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование высоких морально-психологических и боевых качеств. Они имеют характеристики признаков, которые направленны на определение цели обучения, способа усвоения содержания, порядка взаимодействия субъектов обучения.

Так, например, метод устного изложения часто задействуется вместе с обсуждением и приведениями различных примеров из личного опыта и, конечно же, опыта прошлых лет, упражнение с четкими демонстративными действиями, показ с ясным для понимания объяснением.

Условия, обеспечивающие успех применения методов обучения:

  1. Наличие необходимых и определенно понятных целей обучения, упражнений, тренировок, самостоятельной подготовки; осознанное усвоение при выполнении определенных действий с учетом их цели и пониманием сущности.
  2. Наличие заинтересованности курсанта в полном и качественном достижении поставленных задач, стремление к тренировке упражнения, несмотря на их трудность в выполнение.
  3. Поддержание постоянного высокого уровня внимания к выполняемым действиям.
  4. Достижение определённо высокого уровня преодоления различных нагрузок с сохранением желания продолжать обучение и, конечно, не обойтись без качественного обеспечение восстановления состояния для хорошего функционирования организма к началу следующего занятия.
  5. Постоянное видоизменение нагрузок, форм и структуры упражнений тем самым усложнять упражнения, добавляя в них новые элементы при условии постоянного закрепления ранее пройденного.
  6. Наличие обратной связи, следовательно, строгий учет и контроль.
  7. Реализация на занятии принципов обучения и воспитания.
  8. Грамотно обоснованное планирование.

Соблюдение данных условий определяет организацию педагогической деятельности согласно с содержанием принципов обучения. Кроме того, качественная подготовка военного специалиста во многом зависит от образовательного процесса, и от тех форм, в которых он преподноситься.

Помимо этого, учебному процессу присущи формы обучения. Они организуют учебный процесс, в котором отражаются условия его реализации.

В чем же заключаются эти формы?

Формы обучения сформировывают состав и группы курсантов, определяют структуру занятия, место и продолжительность его проведения, а также особенности деятельности обучающих. Они отражают качество организации процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности офицеров (педагогов) и курсантов, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме.

Учебно-плановые формы обучения включают в себя теоретические и практические занятия, боевые стрельбы, командно-штабные учения и др. Это является основой в боевой и общественно-государственной подготовке личного состава части.

Специфические формы обучения включают конкретные занятия, характерные для каждого вида Вооруженных Сил России, например в авиации — различные виды наземных тренировок и тренировок в воздухе.

Формы обучения непрерывно совершенствуются, поэтому вместе с этим появляются их новые разновидности. Необходимо отметить, что они тесно связаны с методами, которые используются в обучении. Их общее взаимодействие и определяет вид занятий.

Таким образом, можно сказать, что учебное занятие является важнейшей частью образовательного процесса военно-учебного заведения, подготовки войск, в ходе которой осуществляется поучительные принципы и методы обучения. На них основываются теоретическое обучение и привитие курсантам практических навыков и умений по специальности.

Руководящими документами по организации оперативной, боевой подготовки в Вооруженных Силах России, образовательного процесса в вузах Министерства обороны России предусмотрены следующие основные виды учебных занятий:

– лекции;

– самостоятельная работа;

– практические занятия;

– семинарские занятия;

– групповые занятия;

– лабораторные работы;

– контрольные работы;

– выполнение курсовых работ;

– зачеты;

– войсковая практика;

– войсковая стажировка.

Лекцииодин из основных видов занятиями теоретического обучения. Преподносить основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития области науки и техники предмета обучения, к которому она определенна, концентрировать внимание курсантов на наиболее сложных и контрольных вопросах, заинтересовывать и преподносить стимул на их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Очередность лекций должна представлять собою, как правило, цепочку логического завершения вопросов рассматриваемых на занятие. Основой лекции являться, как правило, состояние науки и техники. Должна читаться на высоком научном уровне. Задача лектора разъяснять в полном объеме сущность новых понятий, положений, формул и их прикладное значение, периодически иллюстрируя изложение практическими примерами опыта выдающихся людей и наглядными пособиями. Лекция должна вызывать у курсанта рвение к самостоятельной доработки материала.

Основным методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, который сопровождается показом презентаций, видео, кинофильмов, различных схем и плакатов, показом моделей, приборов и макетов.

Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных составляющих частей учебных обязанностей курсантов. Главной ролью таких занятий является закрепление и углубление полученных знаний и навыков на лекциях, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, дополнительной литературы, рекомендуемой преподавателем в начале лекции, а также умений работать в качестве специалиста своей направленности. Она предназначена для выполнения учебных заданий, подготовке к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. При подготовке к контрольным, зачетам либо экзаменам, по необходимости разрешено организовывать консультации с ведущим преподавателем, для повторного разъяснения непонятых вопросов.

Самостоятельная работа организуется командирами подразделений обучающихся, а обеспечение и контроль проведения самостоятельной работы осуществляется кафедрами, на которых находятся аудитории самостоятельных работ. Время для нее отводится согласно распорядку дня из расчета не менее 3–4 часов ежедневно. Учебный отдел военного вуза систематически осуществляет контроль, за организацией самостоятельной работы, проводиться такие работы не реже одного раза в месяц.

Практические занятияэто занятия, в основе которого лежит практическая работа, которую выполняет каждый из числа обучающихся. Оно нацелена на показания итогов знаний, практических умений за определенный период обучения и приобретение навыков в решении задач. В том числе направленна на выполнение чертежей, производство расчетов, ведение рабочих карт, разработка и оформление боевых и служебных документов, одним из немало важных факторов является практическое овладение иностранными языками; отработка упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоение вооружения и военной техники, овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта.

В результате у военнослужащих формируются умения применять в своей профессиональной деятельности полученные знания, а также навыки выполнения конкретной работы, например настройка рации, подготовка оружия к стрельбе, подгонка снаряжения и др.

Семинарыэто вид занятий, который проводиться по наиболее сложным вопросам учебной программы для того, чтобы углубленно изучить дисциплину, присвоить обучающимся навыки самостоятельного поиска информации, и ее анализа, сформировать и развить у курсантов научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано выражать и отстаивать свое мнение. Это один из основных видов учебно-практических занятий в военных вузах, который заключается в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей или самостоятельно. Семинар — важное звено в общей системе теоретического обучения. Продолжительность составляет не менее 4 часов.

Групповые занятия необходимы исключительно для дисциплин оперативно-тактического, тактического и тактико-специального направления с целью накопления у курсантов практического опыта в планировании, организации боевых действий, а также обеспечения их управления войсками.

Это форма обучения в основном относиться к практической направленности обучения, главным образом, по оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке. Групповые занятия проводятся для закрепления обучающимися теоретических знаний и получения ими навыков в организации боевых действий и управления войсками, как в военное, так и в мирное время.

На групповом занятии так принято, что все курсанты действуют в одной и той же роли, выполняя функции должностного лица, которого определил преподаватель.

Особенность организации различных упражнений на групповых занятиях состоит в том, что они проводятся на фоне решения комплексной задачи, связанной одним смыслом и оперативно-тактической обстановкой. При этом каждое последующее занятие должно иметь логическое продолжение и являться развитием предыдущих вопросов, как на лекционных занятиях. Занятия организуются одной или несколькими оперативно-тактическими кафедрами, которые взаимосвязаны друг с другом. На групповом занятии обычно отрабатывается несколько учебных вопросов и по времени это должно занимать не менее четырех часов. Все слушатели исполняют обязанности одного или нескольких должностных лиц индивидуально, либо коллективно решая поставленную тактическую задачу.

Лабораторные работы — один из видов самостоятельной работы обучающихся, проводимой строго под руководством преподавателей в специально оборудованных лабораториях, на лабораторных установках и образцах материальной части вооружения и боевой техники.

Они нацелены на практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины; овладение техникой с помощью экспериментальных исследований и анализа полученных результатов; получение навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.

Лабораторные занятия оказывают помощь в развитии у курсантов наблюдательности, активности, а также чувства ответственности и настойчивости. Они должны вызвать интерес к изучаемым вопросам, способствуют укреплению уверенности в своих силах. Обеспечивают развитие теоретического и практического мышление, преподносят навыки к поиску в материале предметную сущность изучаемых явлений и процессов, принципов функционирования боевой техники и т. п.

На каждое плановое занятие, требуемое глубокого разъяснения, обычно выносится одна лабораторная работа, посвященная исследованию какого-либо физического явления, устройства или системы. Поэтому эти занятия часто называют лабораторными работами.

После выполнения лабораторной работы обучающиеся представляют отчет о проделанной работе в письменно либо электронном виде и защищают его. Защищенные отчеты должны храниться на кафедре до завершения данной учебной дисциплине.

Контрольные работы выводятся в виде письменных ответов на вопросы в конце завершения определенной темы. В нее могут входить, как решения задач, контрольных теоретических знаний, так и проверки выполнения упражнений обучающегося, различных приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой.

Выполнение курсовой работы имеет цель научить курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований с точным и четким обоснованием своего решения. Курсовая работа выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух.

Для каждого курсового проекта кафедра разрабатывает индивидуальные задания на каждого курсанта, в которых определяются наименование темы, основные исходные данные, необходимые для выполнения задания, перечень рекомендуемой литературы и вопросы, предусмотренные для разработки. Из числа профессорско-преподавательского состава назначается руководитель курсового проекта. Курсовой проект содержит пояснительную записку и необходимое количество схем, чертежей, карт, выполненных от руки в одном экземпляре.

Зачетыважная форма обучения воинов. Она служит закреплению у военнослужащих знаний полученных в своей профессиональной деятельности, а также контролю уровня навыков по конкретной воинской специальности; исправлению недостатков процесса обучения личного состава части, которые были выявлены в процессе подготовке. Подготовка к зачетам порождает у курсантов чувство ответственности, направляет их на повторение и закрепление изучаемого материала. Правильная организация зачетов является хорошей школой в самоутверждении военнослужащего, проявлении себя как личности, это заметно проявляется в наличия выдержки, умения применять свои интеллектуальные и физические способности, умения управлять своими поступками.

Практикаорганизационная форма практического обучения курсантов. Ее проводят по дисциплинам или их группам имеющих прямую направленность к дальнейшей специальности курсанта в целях закрепления знаний и совершенствования практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. К практике привлекаются старшие курсы военного училища, и проводится в военном вузе и его структурных подразделениях, в войсках и организациях Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных органов исполнительной власти, которые имеют прямое направление на специализированный профиль обучения курсанта.

Ее основные задачи это закрепление теоретических и практических знаний, полученных курсантами в процессе обучения в военном вузе; изучение технологии и получение практических навыков в проведении экспериментальных исследований.

Войсковая стажировка организуется в целях приобретения обучающимися опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению на командных, штабных, инженерно-технических и других должностях в войсках в течение установленного учебно-методическим отделом срока.

Учебно-методическое руководство стажировкой осуществляют соответствующие кафедры вузов. Для этого они выделяют преподавателей с большим опытом работы по данной специальности.

Срок стажировки, ее содержание и индивидуальные задания составляются учебными планами и программами войсковой стажировки. Программы разрабатывают соответствующие кафедры, после чего их утверждают начальники военных вузов.

Командиры частей организовывают стажировку курсантов, утверждают и высылают в вузы письменные отзывы об их работе. По окончанию стажировки курсанты составляют отчеты, которые рассматриваются и утверждаются руководителями стажировки, назначаемыми от вуза и войсковой части. Защита отчетов производится на кафедре, осуществляющей учебно-методическое руководство стажировкой.

В заключение необходимо отметить, что применение того или иного вида учебных занятий и методов обучения курсантов во многом зависит от учебной дисциплины и от тех задач, которые стоят перед ней в данном военном вузе.

Литература:

  1. Военная педагогика / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1986.
  2. Военная психология и педагогика / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
  3. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  4. Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 1993
  5. Осмоловская И. М. Дидактика. М.: Академия, 2006.
  6. Педагогика: теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006.
  7. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
  8. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005.
  9. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.
  10. Подласый И. П. Педагогика: в 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2000.
  11. Ситаров В. А. Дидактика. М.: Академия, 2004.
  12. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. М.: Академия, 2006.
  13. Устав внутренней службы ВС РФ, Воениздат, 1994г.
  14. Усов А. К. Управление подразделениями в мирное время: Учебно-методическое пособие для курсантов/ А. К. Усов; под ред. Н. М. Селивончик- Минск: БНТУ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, обучение военнослужащих, процесс обучения, боевая техника, военнослужащий, знание, курсант, личной состав, навык, умение.


Задать вопрос