Военно-педагогический процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 06.12.2017

Статья просмотрена: 3458 раз

Библиографическое описание:

Фанин, Т. Р. Военно-педагогический процесс / Т. Р. Фанин, С. Ю. Животиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 414-419. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46906/ (дата обращения: 22.12.2024).



С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика — необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Изначально военная педагогика появилась как практическая деятельность командиров и подчиненных. В последующем накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые переходили от поколения к поколению в виде сказаний, поговорок, пословиц. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху появления государств, создания сравнительно многочисленных постоянных армий, военно-педагогическая идея получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит в приказах, уставах, инструкциях и других письменных носителях. Значительный вклад внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX — начале XX в. военная педагогика начинает переформировываться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась нынешняя военная педагогика, а её развитию содействовали Г. Д. Луков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом военно-педагогического процесса является педагогическое обучение, воспитание, образование, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению поставленных служебных и боевых задач.

Военная педагогика — это отрасль педагогической науки, изучающая обучение и воспитание военнослужащих и воинских коллективов, а также подготовки к успешному выполнению поставленных боевых задач и ведению боевых действий. Так же это наука о воспитании, обучении личного состава в Вооруженных Силах, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней нахождении в части или обучения в военном вузе, не просто обучаются и подготавливаются как военные специалисты, а также решают реальные учебные и боевые задачи. Практически каждый военнослужащий сразу включается в деятельность воинского коллектива, приступает к военным обязанностям и несет полную моральную, правовую, юридическую за качество учебы, за решение задач по военно-профессиональному предназначению. При этом субъектами выступают в основном уже достаточно взрослые люди, возраст более 18 лет, со своими сложившимися взглядами и личностными качествами.

Военная педагогика отличается от большинства других педагогических процессов своим воспитанием, обучением, образованием, подготовкой к реальной профессиональной деятельности, связанной с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

Структура военной педагогики включает, историю военной педагогики, методологию военной педагогики, теорию обучения, педагогику высшей военной школы, теорию воспитания воина, частные методики боевой подготовки, а так же включает другие разделы. Содержания военной педагогики составляют:

‒ факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;

‒ научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;

‒ гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

‒ методики исследования военно-педагогической реальности;

‒ система нравственных ценностей военной службы.

Педагогика связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук получают целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о сущности человека дает познание естественных наук. Использование в практике научно-технических и военно-научных знаний моделирует военно-педагогический процесс и его элементы. Военная педагогика пользуется определенными категориями, а это:

‒ военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании специальных знаний, навыков и умений личности воина и воинских коллективов;

‒ воспитание военнослужащих — процесс, направленный на влияние и развитие военнослужащего, его качеств, отношений, взглядов, убеждений и способов поведения;

‒ обучение военнослужащих — основной путь получения образования, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц-командиров;

‒ развитие военнослужащих — процесс совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности, соответствующих качеств военнослужащих;

‒ психологическая подготовка военнослужащих — формирование психической устойчивости и готовность военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Командир, организатор военно-педагогического процесса, является единоначальником. Он одновременно выступает как учитель, воспитатель и руководитель подчиненных и несет за это личную ответственность.

Обучение и вся служба воинов и воинских коллективов проходит в условиях постоянной боевой готовности, то есть охватывает такие виды деятельности, которые сами вызывают потребность формировать качества, необходимые для успешного решения боевых задач. Постоянная боевая готовность выступает как главная цель обучения личного состава. В то же время осуществление мероприятий по поддержанию высокой боевой готовности является лучшей школьной боевой выучки и морально-психологической закалки всех категорий военнослужащих. Необходимость поддержания постоянной боевой готовности оказывает решающее влияние не только на содержание, организацию и методику обучения, но и формирует очень важную для военного человека установку на возможность развязывания войны империалистическими агрессорами.

Обучение воинов и воинских коллективов органически вплетается во всю служебно-боевую деятельность, в результате чего намного расширяются его возможности. Боевые дежурства, служба в карауле, практические работы с боевой техникой и оружием являются хорошей школой формирования боевого мастерства, закалки воли и характера. В этом-большое преимущество военно-педагогического процесса, в котором обеспечивается высокая степень активности обучаемых, познавательные задачи переплетаются с практическими. Повседневная служба сама выступает в качестве своеобразного учителя и воспитателя.

В подготовке подразделений и частей ведущее место занимает полевая, воздушная и морская выучка. Большинство занятий проводится в поле, на море, в воздухе, на стрельбищах и полигонах, аэродромах и танкодромах, на стартовых и огневых позициях. Различные учения, боевые стрельбы и пуски, решение задач в составе морских и воздушных десантов, длительные морские походы и полеты не только способствуют закреплению знаний и совершенствованию индивидуальных и коллективных навыков и умений, но и формируют психологическую устойчивость, внутреннюю готовность к бою.

При всем многообразии задач, решаемых в процессе обучения, важно всегда помнить о главном. Конечной целью обучения, личного состава является постоянная боевая готовность к военной защите интересов Родины, подготовка одного убежденного, образованного в политическом и военно-техническом отношении, всесторонне развитого воина. Достижению этой цели, соответственно, должна быть подчинена и вся партийно-политическая работа по решению задач боевой и политической подготовки.

Методологические основы и закономерности обучения

В процессе обучения как социальном явлении своеобразно проявляются законы и закономерности разного уровня и порядка. Наряду с наиболее общими законами развития природы, общества и мышления здесь находят отражение закономерности познавательной деятельности, развития военного дела, формирования и развития личности. В ходе обучения в полной мере действуют педагогические закономерности, общие для воспитания и обучения.

Овладение знаниями, навыками и умениями является специфический познавательной деятельностью, суть которой советская педагогика раскрывает с позиции диалектического материализма, марксистско-ленинский теории познания, выступающих как методологическая основа процесса обучения. В свете этой теории обучение является диалектически развивающимся, внутренне противоречивым процессом движения мысли от незнания к знанию, от неумения к умению. Освещая путь познания, теория определяет основы руководства познавательной деятельностью: неуклонно следовать путем диалектической логики, развивать у обучаемых диалектическое; изучать предметы и явления в развитии, в их связях и опосредствованиях, в жизненных противоречиях; проникать в сущность предметов и явлений, насыщать познавательный процесс элементами творчества.

Как специфическая познавательная деятельность овладение знаниями, навыками и умениями в значительной мере обусловлено открытыми В. И. Лениным закономерностями познания людьми объективной реальности.

В процессе обучения, следовательно, имеют место всё ступени познания: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В деятельности обучаемого живое содержание, абстрактное мышление и практика выступают в единстве. Соотношение между ними в каждом конкретном случае определяется содержанием изучаемого, уровнем развития военнослужащих, их умением учиться, наличием материально-технической базы и мастерством обучающего. Но в любом случае важно, чтобы чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела, повседневная практика воинов освещалась теорией.

Как и в познании объективного мира, достигнутый уровень овладения военным делом, каким бы он ни был высоким, не является пределом возможного. Поэтому очень важно не останавливаться на достигнутом, постоянно ставить перед каждым воинов и перед подразделением в целом конкретные задачи, определяющие перспективы совершенствования боевого мастерства.

Процесс обучения воинов имеет свои специфические законы. В связи с тем что он является двусторонним активным процессом взаимообусловленной деятельности обучающего и обучаемого, дидактические законы выражают существо этого взаимодействия, специфику их совместной деятельности. К числу важнейших законов обучения наряду с общими педагогическими законами относятся:

‒ соответствие воздействий обучающего познавательным возможностям обучаемых и характеру их деятельности;

‒ моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых в соответствии с требованиями боя.

В этих законах выраженно само существо процесса обучения-совместной целенаправленной деятельности начальника и подчиненных. Знание дидактических законов помогает командирам и политработникам правильно намечать пути и средства учебной деятельности с подчиненными, избегать рецептурного, шаблонного подхода к работе, успешно решать учебные и воспитательные задачи.

Специфическое законы процесса обучения советских воинов в единстве и во взаимодействии между собой и другими более общими законами общественного развития, развития военного дела, общепедагогическими законами, основываясь на марксистско-ленинской основой для научной организации обучения воинов и воинских коллективов.

Руководство познавательной деятельностью воинов в подразделении

Овладение знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе организованной познавательной деятельности воинов и воинских коллективов. Организованность и целенаправленность обучения обеспечиваются непрерывным руководством этими процессами со стороны командиров.

Командир роты и равных ей подразделений организует боевую и политическую подготовку, составляет расписание занятий, лично проводит занятия с офицерами и вариантами, а также со взводами роты. Он проверяет знания солдат, сержантов и офицеров роты. Заместитель командира роты по политчасти руководит политическими занятиями, лично проводит также занятия в одной из групп, разъясняет солдатам, сержантам и офицерам задачи боевой и политической подготовки, проводит работу по выращиванию отличников и распространению их опыта, мобилизует личный состав на освоение и образцовое сбережение боевой техники и вооружения. Таким образом, командир роты и его заместитель по политчасти относятся к той категории офицеров, которая сосредотачивает в своих руках функции организатора учебного процесса и функции непосредственно обучающего личный состав.

Выполняя функции организатора и руководителя процесса обучения, командир и его заместитель по политической части исходят из того, что в настоящее время в связи с коренным изменениями в военном деле нужно овладеть большим объемом сложных знаний, навыков и умений за короткое время и находиться при этом в состоянии постоянной боевой готовности. Успешное решение этой задачи возможно при соблюдении ряда условий.

Требуется более строгий отбор учебного материала, форм и методов обучения. Теперь особенно важно подчинить обучение интересам военной целесообразности, учить действительно тому, что необходимо на войне, выдвигая на первый план идейную закалку, половую выучку, профессиональную, психологическую подготовку.

В организации учебного процесса важно постоянно исходить из интересов боевой готовности, быстрой подготовки специалистов взамен выслуживших свой срок службы воинов. Обучение обретает свою действительную силу лишь в условиях твердого воинского порядка, точного и строгого выполнения уставов, приказов, наставлений и инструкций.

Важной составной частью деятельности командиров и заместителей командиров является забота о совершенствовании учебного процесса, повышении его эффективности. Решение этой задачи предполагает всемерную активизацию обучения. Уже в масштабе подразделения нужны поиски новых резервов для повышения идейно-теоретического и методического уровня занятий, эффективных приемов и средств обучения, более совершенной учебно-материальной базы. Командиры и их заместители активно участвуют в создании хорошо оборудованных учебных классов, разрабатывают и внедряют новые технические средства, а та же используют имеющиеся в части технические средства обучения, осуществляют в рамках подразделения психологический отбор солдат и сержантов-специалистов.

В решении задач боевой подготовки неизмеримо возрастает роль политической работы. Хорошо поставленная задача оказывает положительное влияние на познавательную деятельность воинов и воинских коллективов, на качество занятий, производительность учебного процесса.

Сущность, содержание и задачи военно-педагогического процесса

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время– поддержание высокой боевой готовности воинских частей, а также успешное решение ими поставленных боевых задач.

По своей сути это процесс, призванный реализовать положения Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Основная цель военно-педагогического процесса — обеспечить подготовленность военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению боевых задач в мирное и военное время по защите Отечества. Воспитание военных направлены на то, чтобы в каждом воинском коллективе сформировались и закрепились высокие боевые, моральные и физические качества и выработать духовную стойкость с сильной волей к победе в разных боевых условиях.

Основные компоненты военно-педагогического процесса:

‒ задачи военно-педагогического процесса;

‒ содержательная структура;

‒ организационная структура;

‒ субъекты и объекты данного процесса.

К задачам военно-педагогического процесса относятся:

1) формирование военнослужащего как гражданина и военного профессионала;

2) вооружение военнослужащих системой военных, технических знаний и специальных качеств, которые обеспечат эффективные действия в любых ситуациях;

3) обеспечение развития интеллектуальных, моральных и физических качеств каждого воина;

4) выработка у военнослужащих психической устойчивости, а также готовности к предстоящим трудностям военной службы;

5) осуществление доверия у военнослужащих друг к другу, взаимовыручки, взаимопонимания войскового товарищества.

Составную часть военно-педагогического процесса представляют: воспитание; обучение; психологическая подготовка; саморазвитие.

Военно-педагогический процесс включает в себя:

‒ различные виды подготовки, реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;

‒ педагогические аспекты служебно-боевой, общественной деятельности;

‒ воспитательную, спортивно-массовую и культурно-досуговую работу.

Решающая роль в военно-педагогическом процессе принадлежит командиру части. Начальник подразделения отвечает за состояние моральных, физических качеств у личного состава.

Объектами военно-педагогического процесса становятся все военнослужащие. Особое внимание во время службы принимает такое педагогическое воздействие, как воинский коллектив. Командир обязан изучать особенности психологии каждого военнослужащего и умело направить его усилия на решение поставленных боевых задач.

Особенностью военно-педагогического процесса заключается в том, что военнослужащие — это взрослые люди, со своими взглядами, интересами, убеждениями, особенностями личности, а также уровнем развития воспитанности, со своими сильными и слабыми сторонами. Таковы основные, наиболее общие особенности военно-педагогического процесса, которые необходимо учитывать при его организации и осуществлении.

Литература:

  1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998. [1, с. 5]
  2. Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997. [2, с. 25–60]
  3. Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера) / Под ред. Л. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М., 1995. [3, с. 67]
Основные термины (генерируются автоматически): военно-педагогический процесс, военная педагогика, боевая готовность, личной состав, обучение, задача, коллектив, процесс обучения, решение задач, учебный процесс.


Задать вопрос