Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Криницына, Т. О. Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг. / Т. О. Криницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34274/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

В Ишимском учительском институте научно-исследовательская работа занимала довольно скромное место в процессе подготовки специалистов. Министерство Просвещения РСФСР направляло в институт в основном молодых специалистов, окончивших университеты или крупные педагогические институты, не имеющих достаточного опыта научной деятельности и вынужденных тратить основную массу рабочего времени на разработку учебных курсов [1, с. 49].

В 1949–1950 учебном году научно-исследовательская работа учительским институтом почти не проводилась. Это положение можно объяснить целым рядом обстоятельств, связанных с тем, что учительский институт в г. Ишиме существовал всего лишь первый год. Прежде всего, развёртывание научно-исследовательской работы в первые годы существования института объяснялось тем, что штат преподавателей учительского института в своём большинстве составлялся на работников педучилища, которые не имели опыта работы в высшем учебном заведении и должны были на первых порах много времени проводить над разработкой курса читаемых дисциплин. Также, часть преподавателей была перегружена работой, так как учебные поручения выполняла не только по институту, но и по педучилищу. Руководство института не обращало достаточного внимания на эту проблему учебной деятельности, так как было занято большой организационной работой.

Что же касается учебно-методической работы, то она велась путем заслушивания и обсуждения лекций и семинарских занятий на совете института. Анализ производился руководством института, в порядке контроля работы преподавателя, посещавшего лекционные, семинарские и практические часы.

На 1951–1952 учебный год были составлены планы института и тематические карточки научно-исследовательской работы по всем кафедрам. Тематика планов была утверждена главным управлением высших учебных заведений Министерства Просвещения РСФСР. Вопрос о научно-исследовательской работе не раз обсуждался на совете института и на заседаниях кафедры, но действий по выполнению плана было предпринято крайне мало. В этом году, все сотрудники кафедры основ марксизма-ленинизма, русского языка и литературы никакой научно-исследовательской работы не вели, ссылаясь на перегруженность учебными занятиями. Старший преподаватель кафедры педагогики Анпилогов П. Г. занимался сбором и обобщением материала по пионерской работе в школах города, но существенных результатов не было получено. Старший преподаватель кафедры физики и математики Суханова Е. Г. обобщила свой опыт ведения практических занятий по арифметике, сделав об этом сообщение на конференции математических кафедр педвузов Уральской зоны в феврале 1952 года, к основной теме своей научно-исследовательской работы Суханова Е. Г. не приступила. Старший преподаватель Косовичев Г. И. выполнил план научно-исследовательской работы, составив теорию движения малой планеты, которая была одобрена кафедрой астрономии Томского государственного университета и принята институтом теоретической Астрономии Академии Наук СССР [2, л. 32].

Учебно-методической работе в этом учебном году уделялось должное внимание. Кафедрами, учебной частью и советом института осуществлялось руководство над учебным процессом. Вся работа кафедр, учебной части и совета института планировалась. Планы составлялись по семестрам, и в них включалась работа организационного характера, учебно-методическая, научно-исследовательская, политико-воспитательная работа и работа кабинетов и лабораторий. Все вопросы, касающиеся учебного процесса и учебно-методической работы, обсуждались на заседаниях кафедр. В 1951–52 учебном году кафедры работали более напряженно, заседания проходили при большой активности членов кафедр и большее внимание уделяли качеству методической работы, что во многом способствовало улучшению преподавания учебных предметов и налаживанию политико-воспитательной и общественной работы. Всего было проведено каждой кафедрой от 14 до 19 заседаний. Несмотря на это, недостатком учебной части института являлось отсутствие работы по обмену опытом между кафедрами, взаимопосещений лекций и практических занятий преподавателями различных кафедр, открытых лекций, обсуждения в общеинститутском масштабе вопросов методического характера по построению лекций, практических, семинарских и лабораторных занятий [3, л. 36, 50].

План научно-исследовательской работы на 1953 годИшимским учительским институтом был своевременно составлен и представлен на утверждение Министерству Просвещения РСФСР. План был составлен на основе решений XIX съезда партии и содержал весьма важные и актуальные вопросы, в разрешении которых нуждалась средняя и семилетняя школа для перестройки своей работы по осуществлению политехнического обучения. Среди тем плана выделялись следующие: 1. Методика решения задач на составление уравнений; 2. Постановка лабораторных работ в семилетних школах и их связь с принципом политехнизации; 3. Развитие устной речи учащихся 5–7 классов. Ни одна из намеченных тем не была выполнена в установленные сроки. Некоторые преподаватели занимались сбором материала (Анпилогов П. Г., Денисов П. В.), а ряд преподавателей (Зубченко М. С., Суханов Б. Ф. и др.) к выполнению планов научно-исследовательской работы не приступили [4, л. 151]. Основная причина невыполнения планов научно-исследовательской работы преподавателей заключалась в отсутствии контроля руководством института за ходом выполнения научной деятельности. Кроме выполнения планов преподаватели института были обязаны оказывать методическую помощь учителям школ города и районов.

Реорганизация учительского института в Ишимский государственный педагогический институт повлекла за собой существенные изменения во многих аспектах деятельности института, в том числе и в научно-исследовательской работе.

Директором педагогического института был назначен В. И. Клейменов, на должность зам. директора по учебной и научной работе МП РСФСР направило Н. П. Макурина. Для укрепления кадров во вновь созданном высшем учебном заведении направлялся ряд преподавателей, имеющих опыт вузовской и научной работы. Институт практиковал и конкурсный отбор преподавателей на вакантные должности.

Коллектив института стал направлять свою деятельность на повышение теоретической и научной квалификации преподавателей, на повышение качества научно-исследовательской деятельности. Руководство института имело своей целью привлечь всех преподавателей ВУЗа к научной деятельности.

Решения июльского пленума ЦК КПСС 1955 г. и XX съезда КПСС потребовали коренного улучшения постановки научно-исследовательской работы под углом зрения повышения теоретической и практической значимости выполняемых научных работ, для народного хозяйства и культуры [5, л. 70].

Научно-исследовательская работа и повышение квалификации преподавателей института в 1954–55 учебном году проходила в соответствии с планом научно-исследовательской работы и повышения квалификации преподавателей, утверждённым на 1955 календарный год.

Согласно данному плану коллектив преподавателей института свою работу проводил в основном в двух направлениях: в области научно-исследовательской работы и в области повышения квалификации. Научно-исследовательской работой в институте в течение года занималось 12 преподавателей. В целях повышения квалификации 14 преподавателей ВУЗа работали над подготовкой к сдаче и сдавали кандидатский минимум.

Два преподавателя вуза не занимались научной работой и повышением своей квалификации. Один из них — преподаватель музыки и пения И. Н. Селянинов, работающий в вузе по совместительству на 0,5 ставки, другой — ассистент Комарова В. В., работающая первый год в вузе. Два преподавателя вуза в 1954–55 уч. году были прикомандированы к Московскому областному педагогическому институту для написания и защиты диссертаций. Один из них — ст. преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Денисов П. В., завершал кандидатскую диссертацию на тему «Возможность и действительность». Другой — ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Михайлова Л. И. работала над кандидатской диссертацией на тему «Педагогические идеи и педагогические взгляды Н. А. Корфа». Ещё до утверждения плана на 1955 год директором института и зав. кафедрой педагогики и психологии В. И. Клейменовым была защищена кандидатская диссертация на тему «Воспитательная работа классных руководителей 5–7 классов по повышению успеваемости учащихся» [6, л. 53].

В период учебного года три преподавателя вели работу по подготовке монографий. Четыре преподавателя вуза работали над подготовкой научных и методических статей. Одна из статей, доцента Эйдельмана И. П. «Узбекская ССР в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства» вошла как один из разделов в III том истории Узбекской ССР, который готовился к выходу из печати.

Большая часть преподавателей института работала над повышением своей научно-методической квалификации — готовилась к сдаче и сдавала кандидатский минимум.

В течение учебного года дирекцией института 4 преподавателям были предоставлены научные командировки, связанные с работой над научными статьями и монографиями.

В 1954–55 учебном году в институте не было организовано студенческое научное общество, но работал ряд кружков. Кружковая работа была недостаточной. Лучше была поставлена работа кружков при кафедрах физики и математики, педагогики и психологии. Хуже работали кружки при кафедрах русского языка и литературы и основ марксизма-ленинизма.

Можно выявить некоторые недостатки в области научно-исследовательской работы и повышения квалификации:

  1. Преподаватели вуза нарушали планы своих работ, недостаточно стремились к повышению своего научного и профессионального уровня.
  2. Руководители ряда кафедр не проявляли настойчивости в деле выполнения преподавателями плана повышения квалификации, недостаточно обсуждали на заседаниях кафедр вопросы научной работы.
  3. Тематика научных работ не отражала профессиональный профиль института (за исключением работ кафедры педагогики и психологии).
  4. Очень слабо была поставлена научная работа в студенческих кружках.

Учебно-методическую работу организовывала и проводила учебная часть через кафедры основ марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, русского языка и литературы, физики и математики.

Кафедры института на своих заседаниях обсуждали лекции преподавателей, их рабочие планы, рассматривали методические и учебно-организационные вопросы, вопросы улучшения профессиональной подготовки студентов, тезисы открытых лекций с последующим обсуждением.

Улучшению учебно-методической работы кафедр и профессионально-педагогической подготовки студентов в 1954–55 учебном году содействовало обсуждение на Совете института приказа Министра высшего образования за № 975 от 9 сентября 1954 года «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» [6, л. 26].

Уже во второй год после открытия педагогического института научной работой занимались 54 % преподавателей, в том числе один преподаватель находился в годичной аспирантуре. 14 преподавателей (38 %) готовили и сдавали экзамены кандидатского минимума (Б. Ф. Суханов, Е. Г. Суханова и М. П. Яцык сдали по два экзамена). В 1955–56 учебном году защищено пять кандидатских диссертаций: М. Г. Данильченко, А. М. Завалишиной, И. В. Прониной, Л. П. Михайловой и М. Ф. Кардо-Сысоевой. И. П. Эйдельман работал под над докторской диссертацией, пять преподавателей — над монографиями, готовился к печати сборник «Ученые записки ИГПИ» [7, л. 42].

Вопросы научно-исследовательской работы и повышения квалификации преподавателей были предметом обсуждения на заседаниях кафедр, совещаниях при директоре, на заседаниях совета института. В частности, в отчете института за 1955–1956 учебный год отмечается, что при обсуждении на совете института вопроса о работе отдельных кафедр было указано на недостаточное внимание, уделяемое кафедрами этой серьезной сфере деятельности. Наиболее плодотворно в этой области работали: кафедра основ марксизма-ленинизма и кафедра педагогики и психологии. Хуже дело обстояло с вопросами научно-исследовательской работы на кафедре русского языка и литературы, где за год был обсуждён только проект статьи ст. преподавателя М. Е. Рубинштейн, а также на кафедре физики и математики, где был заслушан только отчёт о ходе работы над кандидатской диссертацией ст. преподавателя Васильевой И.Н [8, л. 57].

Решения совета обязывали преподавателей кафедр выполнять индивидуальные планы по сдаче экзаменов кандидатского минимума в установленные сроки, а невыполнение их расценивалось как безответственное отношение к росту своей научной квалификации, зав. кафедрами указано на отсутствие достаточного контроля с их стороны и деловой требовательности к данным преподавателям кафедры, а учебной части — к зав. кафедрами, допустившим нарушение планов работы кафедр.

Вместе с высокой требовательностью по выполнению индивидуальных планов научно-исследовательской работы и повышения квалификации дирекцией института создаются необходимые условия для занятия НИР. В 1955–1956 учебном году предоставлено преподавателям 12 научных командировок, 15 преподавателей использовали творческие отпуска, на научные исследования израсходовано 6700 руб.

Значительное внимание отводилось и организации научной работы студентов. Функционирует несколько научных студенческих кружков, в приказе от 8 марта 1956 года наиболее активным студентам за успехи в овладении науками объявлена благодарность с занесением на доску почета.

Во второй половине 1956–1957 учебного года в институте создано студенческое научное общество, руководителем которого был зам. директора по учебной и научно-исследовательской работе А. Ф. Поляков. Подготовлена первая студенческая научная конференция. Действовали научные кружки: педагогический, психологический, математический, исторический и другие.

Значительное пополнение дипломированными специалистами преподавательского состава кафедр способствовало развитию научно-исследовательской работы в институте. Только в 1956–1957 учебном году на кафедру марксизма-ленинизма прибыло три кандидата наук (Н. И. Шишлянников, Ц. Г. Гринберг, Н. Т. Бусова). В этом году научной работой активно занимается 56 % преподавателей [9, л. 39].

По-прежнему на заседаниях кафедр и советах института значительное внимание уделяется организации научных исследований преподавателей и студентов, повышению квалификации. Применяются решительные меры к лицам, не выполнившим индивидуальный план по НИР, вплоть до перевода старших преподавателей в ассистенты. В 1956–1957 учебном году подготовлена 21 научная и методическая статья, 9 преподавателей работают над диссертациями, 6 — над монографиями. Вышел из печати I том «Ученых записок». В 1958 году вышел из печати II том «Ученых записок», сдан в печать III том и готовился к печати IV том — они были опубликованы в 1959 году. В 1956–1957 учебном году подготовлена и проведена первая научная конференция преподавателей, где было сделано 14 докладов. В дальнейшем научные конференции преподавателей и студентов проводятся ежегодно.

В 1958–1959 учебном году преподаватели института впервые выступали с докладами на зональных конференциях по отдельным отраслям науки: по языкознанию и литературоведению в г. Красноярске, по математике в г. Оренбурге, по современному русскому языку и общественным дисциплинам в г. Свердловске, по дисциплинам политехнического цикла в г. Новосибирске. В последующие годы участие преподавателей института в работе региональных, республиканских и всесоюзных научных и научно-практических конференций стали обычным явлением научной жизни коллектива.

Рассматривая научную деятельность института, нельзя не сказать о его международных связях. Преподаватели института помогали учебным заведениях некоторых стран в подготовке кадров преподавателей русского языка, так, в 1960 году В. Н. Перетрухин с этой целью был направлен в Чехословакию [10, с. 48].

С начала шестидесятых годов в качестве основного пути формирования преподавательского состава была избрана целевая аспирантура. Уже в 1962–1963 учебном году 7 преподавателей находились в целевой аспирантуре, еще четверо были направлены в 1964–1965 учебном году. Формами повышения научной и педагогической квалификации преподавателей являлись: защита кандидатских диссертаций; сдача экзаменов кандидатского минимума; занятия на факультетах повышения квалификации. С середины шестидесятых годов ежегодно проводились защиты кандидатских диссертаций.

На основе вышесказанного можно отметить, что в 1949–1953 гг. существование двух заведений под одной крышей (Ишимского педагогического училища и Ишимского учительского института) отрицательно сказывались на развитии научно-исследовательской деятельности института: преподаватели были вынуждены уделять больше внимания и времени на разработку учебных курсов, нежели на написание научных трудов. Это привело к тому, что научные исследования в данный период времени в институте не проводились. Слабым звеном в работе Ишимского учительского института являлось почти полное отсутствие научно-исследовательской работы и эффективной помощи школам города и районов, что было предусмотрено в рамках учебно-методической работы.

С изменением статуса института ситуация с научно-педагогическими кадрами и постановкой научно-исследовательской работы в институте заметно меняется. Коллектив института стал направлять свою деятельность на повышение теоретической и научной квалификации преподавателей, на повышение качества научно-исследовательской деятельности, а также идейного и научного уровня преподавания всех дисциплин в соответствии с уровнем развития советской науки. В середине 1950 — первой половины 1960-х гг. руководство института имело своей целью привлечь всех преподавателей ВУЗа к научной деятельности.

Таким образом, научно-исследовательская работа в институте не стояла на месте, а успешно развивалась по различным направлениям и стала рассматриваться как одно из необходимых условий совершенствования подготовки специалистов, раскрытия интеллектуального и творческого потенциала преподавателей.

Литература:

  1. Липчинский, А. Г. Научно-исследовательская деятельность ИГПИ им. П. П. Ершова с 1953 по 1999 годы XX века [Текст] / А. Г. Липчинский // Ершовские чтения: спецвыпуск: межвузовский сб. научных ст. / отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014. — С. 49–57.
  2. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив» в г. Ишиме (далее ГБУТО ГА) Ф. 570. Оп. 1. Д. 5. Л. 32.
  3. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 570. Оп. 1. Д. 28. Л. 36, 50.
  4. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 570. Оп. 1. Д. 44. Л. 151.
  5. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 10. Л. 70.
  6. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 2. Л. 26, 53.
  7. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 15. Л. 42.
  8. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 2. Л. 57.
  9. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф. 146. Оп. 1. Д. 15. Л. 39.
  10. Ишим: Исторические очерки [Текст]. — Ишим: Изд. ИГПИ, 1993, — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская работа, преподаватель ВУЗа, научная работа, совет института, кандидатский минимум, преподаватель, руководство института, русский язык, учебно-методическая работа, учительский институт.


Похожие статьи

Сравнительный анализ методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделении Славянского государственного педагогического института в 50-х годах XX века

В данной статье собрана, проанализирована и отображена история организации методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделениях Славянского государственного педагогического института в 50-ых годах XX века.

Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.)

В статье на основе неопубликованных источников рассматривается история высшего педагогического образования в Тюменском Приишимье. Авторы сделали акцент на изучении особенностей развития Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Е...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Деятельность отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 20-х гг. ХХ в.

В статье показана роль отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 20-х гг. ХХ ст. в планомерной постоянной работе относительно распространения научных исследований среди широких слоев населения.

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Некоторые аспекты повседневной жизни работников сферы общественного транспорта Башкирской АССР в 1950-1991 гг.

Данная статья представляет собой небольшой обзор таких аспектов повседневной жизни работников сферы общественного пассажирского транспорта как уровень заработной платы, культурно-просветительная работа, меры поощрения труда, система обучения и повыше...

Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940–1960 гг.

В статье раскрывается деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Показаны проблемы пропаганды научно-технических знаний, эволюция ...

Деятельность профессора Н. В. Рязанцева во Владикавказе (1920–1930)

В статье освещен период деятельности профессора Н. В. Рязанцева (1856–1930) во Владикавказе (1920–1930). Представлен и проанализирован научно-организационный вклад ученого в становление Горского сельскохозяйственного (политехнического) института, его...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Вклад Русского географического общества в изучение этнографии и культуры казахского народа на примере Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века

Статья раскрывает историю возникновения и научную деятельность Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века. Основное внимание автор акцентирует на научной деятельности представителей казахской интеллигенции, наш...

Похожие статьи

Сравнительный анализ методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделении Славянского государственного педагогического института в 50-х годах XX века

В данной статье собрана, проанализирована и отображена история организации методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделениях Славянского государственного педагогического института в 50-ых годах XX века.

Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.)

В статье на основе неопубликованных источников рассматривается история высшего педагогического образования в Тюменском Приишимье. Авторы сделали акцент на изучении особенностей развития Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Е...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

Деятельность отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 20-х гг. ХХ в.

В статье показана роль отдела приспособления и популяризации Полтавской сельскохозяйственной опытной станции в 20-х гг. ХХ ст. в планомерной постоянной работе относительно распространения научных исследований среди широких слоев населения.

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Некоторые аспекты повседневной жизни работников сферы общественного транспорта Башкирской АССР в 1950-1991 гг.

Данная статья представляет собой небольшой обзор таких аспектов повседневной жизни работников сферы общественного пассажирского транспорта как уровень заработной платы, культурно-просветительная работа, меры поощрения труда, система обучения и повыше...

Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940–1960 гг.

В статье раскрывается деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Показаны проблемы пропаганды научно-технических знаний, эволюция ...

Деятельность профессора Н. В. Рязанцева во Владикавказе (1920–1930)

В статье освещен период деятельности профессора Н. В. Рязанцева (1856–1930) во Владикавказе (1920–1930). Представлен и проанализирован научно-организационный вклад ученого в становление Горского сельскохозяйственного (политехнического) института, его...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Вклад Русского географического общества в изучение этнографии и культуры казахского народа на примере Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века

Статья раскрывает историю возникновения и научную деятельность Оренбургского отдела Русского географического общества во второй половине ХIХ века. Основное внимание автор акцентирует на научной деятельности представителей казахской интеллигенции, наш...

Задать вопрос