Сравнительный анализ методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделении Славянского государственного педагогического института в 50-х годах XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борисов, В. В. Сравнительный анализ методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделении Славянского государственного педагогического института в 50-х годах XX века / В. В. Борисов, Н. И. Рацлав. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 534-539. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6467/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье собрана, проанализирована и отображена история организации методической подготовки учителей математики на дневном и заочном отделениях Славянского государственного педагогического института в 50-ых годах XX века.
Ключевые слова: методическая подготовка учителей математики, очная и заочная форма обучения, учительский институт, педагогический институт, учебные планы.

Постановка проблемы. Социально-экономические изменения, которые происходят в современном обществе, развитие науки, техники и информационных технологий, а также процессы гуманизации и гуманитаризации образования оказывают непосредственное влияние на систему подготовки учителей математики и требуют ее дальнейшего усовершенствования, развития и обновления. Очевидно, что для создания такой педагогической системы важно разностороннее изучение предыдущего опыта подготовки учителей математики.
Работа освещает вопрос методической подготовки учителей математики в Славянском государственном педагогическом институте (СГПИ) в 50-х годах XX века. В связи со значительным увеличением количества школ и все возрастающей потребностью в учительских кадрах, в 50-е годы ХХ века большое распространение приобретает подготовка специалистов с высшим образованием без отрыва от основной работы. Коллектив института все свои усилия направил на улучшение подготовки специалистов со средним и высшим образованием, улучшение качества учебно-воспитательной работы, планирование и проведение экзаменационных сессий. Поэтому тема исследования актуальна.
Анализ последних исследований и публикаций. В наших предыдущих публикациях была проанализирована история методической подготовки учителей математики отдельно дневной и заочной форм обучения в СГПИ в 50-х годах прошлого столетия. Подготовка учителей математики на этих отделениях имела много особенностей, которые будут рассмотрены в нашей работе. Основными источниками стали архивные документы и общение с преподавателями, которые имеют опыт работы на физико-математическом факультете Донбасского государственного педагогического университета (ДГПУ).
Формирование целей. В нашем исследовании поставлена задача изучения истории именно методической подготовки учителей в ДГПУ, в частности учителей математики в 50-х годах, с целью выделения положительного опыта, и использование его в процессе создания эффективной, адаптированной к новым условиям развития образования в Украине системы методической подготовки учителей математики.
Изложение основного материала исследования. ДГПУ был основан в 1939 г. как учительский институт (СГУИ). Физико-математический факультет открылся в 1946 г.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 23.08.1954 г. № 9274 Славянский учительский институт был реорганизован в СГПИ [1, с. 2].
В статье рассмотрен период 1954–1960 гг., то есть методическая подготовка учителей математики в педагогическом институте, а в учительском институте будет рассмотрена нами в последующих наших исследованиях, поскольку она имела очень много особенностей. Например, учебные программы в СГУИ были рассчитаны на 2 года обучения, а в СГПИ — на 4 и 5 лет.
В 1954–1955 учебном году научно-педагогические кадры кафедры математики: Арон Яковлевич Вольперт (доцент, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой), С. Я. Каган, М. М. Купина, Н. И. Шибалкина, В. А. Мовчан, В. Е. Шевченко и кафедры физики: П. Н. Лещенко, М. П. Сергиенко, Ф. И. Билык, А. В. Кравцов, И. Т. Петренко [2, с. 3].
Для обеспечения набора студентов на І курс физико-математического факультета использовались следующие методы: объявления в прессе, по радио, переписка с десятиклассниками; преподаватели института выезжали в города и районы, проводя необходимую работу для объяснения условий приема на заочное и дневное отделения. Наборы проводились на конкурсной основе.
В 50-х годах на І курс дневного отделения было принято 550, а на заочное — 512 студентов. Почти все заочники работали учителями, воспитателями, пионервожатыми, лаборантами в школах. В отчете 1955–1956 учебного года указано, что, кроме первокурсников, принимались студенты-заочники на ІІІ курс в особую группу на базе учительского института. Они учились по новым учебным программам и выпускались на V курсе учителями математики средней школы.
Вся академическая работа на заочном отделении проводилась педагогическим коллективом стационара под руководством кафедр института.
Важное значение в СГПИ придавалось улучшению содержания образования. Наряду с чтением теоретических курсов предполагались семинарские, лабораторные и практические занятия. Значительное внимание в институте уделялось открытым лекциям, обсуждениям конспектов, планов практических и семинарских занятий, взаимопосещениям. Поскольку институт для студентов дневного отделения в 50-е годы работал в одну смену, то у них оставалось достаточно времени для самостоятельной работы в читальном зале, кабинетах, для консультаций, собраний, кружковой работы.
Отметим, что условия для самостоятельной работы студентов улучшались с каждым годом. Перед ними ставилась задача уметь самостоятельно обрабатывать материал, самостоятельно работать с учебником, писать конспекты и т. д.
В 50-х годах академические занятия сессий на заочном отделении проходили следующим образом: в первой половине дня лекции, затем перерыв 2 часа, во второй половине дня — практические, семинарские или лабораторные занятия, в вечернее время — консультации, экзамены и зачеты. Библиотека работала с 14.00 до 22.00 [2, с. 6].
Для облегчения самостоятельного обучения студентам-заочникам, в межсессионный период была создана широкая сеть консультационных пунктов, которые работали по воскресеньям, 2 раза в месяц, по особому расписанию, которое составлялось на семестр. Кроме консультаций, там принимались также экзамены и зачеты у должников или если курс нужно пройти досрочно.
В 1954–1955 учебном году СГПИ обеспечивал обучение студентов-заочников из 6 областей Украины, что крайне затрудняло межсессионную консультационную работу. Поэтому было решено командировать преподавателей института в 6 ближайших районов от города Славянска с консультациями.
Готовясь к сессиям, в межсессионный период студенты-заочники выполняли дома контрольные работы по некоторым дисциплинам, которые должны изучать самостоятельно, а в период сессии сдавать экзамены или зачеты по этим предметам.
Сессии на заочном отделении физико-математического факультета проходили 2 раза в год: зимой (январь) и летом (июнь). До начала сессии все рабочие программы согласовывались по всем дисциплинам, назначались преподаватели, которые будут работать во время сессии, арендовались школы для академических занятий, находились частные квартиры для проживания студентов, составлялось расписание академических занятий, экзаменов, зачетов и государственных экзаменов, а также проводилась подготовка необходимой документации для учета работы сессии и т. д.
В 1954–1955 учебном году новых программ для педагогического института по многим дисциплинам не было, поэтому учебная работа сессий, в основном, проходила по старым планам с некоторыми изменениями. Отсутствие программ отражалось на успешности подготовки студентов-заочников и нарушало правильное планирование учебной работы во время сессий.

Рис. 1. Успешность студентов дневного отделения на весенней экзаменационной сессии в процентном отношении (1954–1960 гг.)


Рис. 2. Успешность студентов-заочников на летней экзаменационной сессии в процентном отношении (1954–1960 гг.)


Сравнивая результаты, показанные на графиках, делаем вывод, что успешность студентов физико-математического факультета была не высокой (на заочном отделении намного низшей), поскольку после завершения экзаменационных сессий оставалось много должников. Это объясняется следующим:
  • Неумением студентов обрабатывать материал курса самостоятельно.
  • Заучиванием материала без понимания.
  • Недостаточным вниманием к организации самостоятельной работы студентов.
  • Несовершенством учебных планов, которые приходится исправлять во время учебного года для студентов дневного отделения.
  • Небольшим конкурсом для поступления на этот факультет.
  • Недостаточным количеством учебников по некоторым математическим дисциплинам для заочников.
  • Перенагрузками учебного плана в период сессий для заочников, поскольку экзамены и зачеты проходят параллельно с академическими занятиями.
Методическими вопросами заочного отделения кафедры института занимались недостаточно. По некоторым дисциплинам педагогический институт не имел программ, и не было четкости в вопросе, какие разделы той или другой дисциплины нужно было читать студентам-заочникам на сессиях, а какие разделы студентам нужно изучать самостоятельно. Необходимо было, чтобы учебно-методический кабинет заочной формы обучения на основе новых программ разработал и выдал учителям математики указания по каждой дисциплине и рекомендованную литературу, как это было сделано по учительскому институту в 1951 г. [3, с. 7].
После реорганизации института значительные трудности в работе на дневном отделении были вызваны разнообразием учебных планов: постоянные и переходные, с пятилетним и четырехлетним сроком обучения [4, с. 7].
Приведем пример. В 1956–1957 учебном году первый курс работал по нормальному пятилетнему учебному плану, старшие курсы — по переходному. В конце декабря последний, IV курс физико-математического факультета пришлось снова перевести на четырехлетний план [4, с. 1].
Анализируя учебные планы для заочного отделения, можно указать, что они отличались сроком обучения: 3 года для лиц, которые закончили учительский институт (особая группа заочников), и 5 лет для всех остальных студентов-заочников.
В следующей таблице 1 проанализированы учебные планы для СГПИ:
  • Учебный план для педагогического института заочного отделения, утвержденный 20 июня 1955 г. Министерством просвещения УССР, срок обучения 5 лет, по специальности «математика» [5, с. 1–3].
  • Учебный план для педагогического института заочного отделения, утвержденный заместителем министра образования УССР О. М. Русько 31 октября 1955 г., внесенные исправления и уточнения 15 ноября 1957 г. (для лиц, которые закончили учительский институт), срок обучения 3 года, по специальности «учитель математики средней школы» [6, с. 1].
  • Учебный план для педагогического института дневного отделения, утвержденный заместителем министра высшего образования В. Н. Столетовым 5 июня 1957 г., срок обучения 5 лет, по специальности «учитель математики и физики средней школы» [7, с. 1].

Таблица 1

Общее количество часов по дисциплинам в соответствии с учебными планами

Наименование дисциплины

І учебный план

ІІ учебный план

ІІІ учебный план

Основы марксизма-ленинизма

100

История КПСС

224

Политическая экономия

46

46

140

Диалектический и исторический материализм

46

46

140

Психология

20

84

Педагогика

36

120

История педагогики

24

20

72

Общая физика

220

620

Математический анализ

184

168

400

Высшая алгебра

84

84

192

Аналитическая геометрия

68

48

172

Проективная и начертательная геометрия

52

52

110

Элементарная математика

176

114

402

Методика преподавания математики

56

24

194

Основания геометрии

36

34

64

Теория чисел и основы арифметики

36

36

80

Черчение

26

138

Теория функций действительного и комплексного переменного

52

50

102

Астрономия

28

28

72

Методика учебного кино

12

36

Методика преподавания физики и техника школьного эксперимента

64

210

Практикум в учебных мастерских с элементами технологии материалов

54

188

Математический практикум по моделированию и измерению на местности

60

60

90

Основы атеизма

14

24


В І учебном плане больше на 62 часа элементарной математики, чем во ІІ плане методики преподавания математики — на 42 часа, аналитической геометрии — на 20 часов, математического анализа — на 16 часов и т. д. Это объясняется тем, что некоторое количество часов студенты особой группы (учащиеся по ІІ учебному плану) уже изучали во время учебы в учительском институте или в училищах. Их обучение длится 3 года, поэтому программа по объему меньше, чем у заочников, которые учились по І учебному плану.
В ІІІ учебном плане для дневного отделения сроком обучения 5 лет наглядно видно, что количество предметов, которые изучают студенты, существенно отличается от количества дисциплин в учебных планах заочного отделения. Некоторые дисциплины ІІІ учебного плана в таблице 1 не указаны. Например, теоретическая механика (112 часов), электротехника и радиотехника (140), машиноведение с автотракторным практикумом (194), школьная гигиена (36), иностранный язык (140), физическое воспитание (140), спецподготовка (48 часов) и т. д.
По последнему плану, который был рассмотрен выше, в 1957–1958 учебном году работали студенты I-II курсов, остальные же курсы работали по переходным планам. Например, в переходные планы III курса внесены следующие изменения:
  1. Курс школьной гигиены перенесен с 5 на 7 семестр.
  2. В 6 семестре добавлено 3 часа в неделю по теории чисел и 2 часа математического практикума.
  3. В 6 семестре уменьшено количество часов в неделю по методике математики с 6 до 5 и по методике физики — с 5 до 2 часов.
  4. Практикум в учебной мастерской определен согласно новому плану: 6 часов в 5 семестре и 2 часа — в 6.
  5. Переходный план этого курса на два последующих года обучения полностью приведен в соответствие с новым учебным планом, внесены необходимые коррективы в распределение экзаменов и зачетов.
Курсовые работы для дневного отделения проводились по математике (4 семестр), по физике (6 семестр), по математике или физике (по выбору студентов) в 8 семестре и по методике преподавания математики, методике преподавания физики, педагогике или психологии (9 семестр). Для заочного отделения по элементарной математике (8 семестр) и по методике преподавания математики (10 семестр).
Педагогическая практика на дневном отделении проводилась в 5–7 классах в 7 семестре (IV курс) и в 8–10 классах — в 9 семестре (V курс) и производственная практика — в 6 и 10 семестрах. Педагогическую практику на заочном отделении обязательно проходили те студенты, которые не работали учителями математики, или учителя І-ІV классов.
На государственные экзамены выносились такие дисциплины: основы марксизма-ленинизма, педагогика, математика, общая физика, а для студентов-заочников — основы марксизма-ленинизма (история КПСС по особой программе), педагогика, математика (по особой программе) с методикой преподавания математики, физика (по особой программе).
В 1959–1960 учебном году физико-математический факультет начинает работать по учебным планам трех профилей: математика-черчение, математика-физика, физика-трудовое обучение.
В 1958–1959 учебном году студенты V курса дневного отделения были первыми выпускниками института, они полностью прослушали курс машиноведения по новой программе педагогического института, и 16 студентов были подготовлены к сдаче экзамена на получение прав шофера-любителя.
В 50-х годах 282 выпускника дневного отделения и 259 заочников получили дипломы учителей математики средней школы.
Выводы. Учебной литературы недостаточно, поскольку библиотека комплектовалась много лет для учительского института, поэтому не была обеспечена литературой для педагогического института.
Коммунистическая идеология имела значительное влияние на подготовку будущих учителей математики. Большое внимание отводилось политико-воспитательной работе со студентами дневной формы обучения. Проводились массовые торжественные собрания, вечера досуга, некоторые студенты работали агитаторами среди населения. Все внимание студентов-заочников было сосредоточено на выполнении учебного плана, поэтому для них политико-массовая работа проводилась на очень низком уровне.
Уровень успеваемости студентов с каждым годом повышался, поскольку преподаватели были уже хорошо ознакомлены с новыми планами для педагогических институтов. С каждым следующим учебным годом улучшалась учебная и методическая работа кафедр на заочном отделении. Например, подготовлены материалы для издания двух сборников методических указаний для заочников по самостоятельной работе в межсессионный период [8, с. 24].
В городе Славянске существовал учебно-консультационный пункт, где принимались экзамены и зачеты не только у заочников СГПИ, но и у студентов других институтов, которые проживали в отдаленных районах. Заочники СГПИ получали консультации в Горловском, Мелитопольском, Сталинском, Харьковском педагогических институтах [9, с. 4].
На факультете было много второгодников, особенно на заочном отделении. Имея низкий уровень знаний, они оставались учиться на повторный курс.
Если студент-заочник полностью выполнял учебный план, то к его отпуску с места работы добавлялось 20 дней отдыха на год.

Литература:
  1. Опись № 1 — на документальные материалы постоянного срока хранения по основной деятельности СГПИ за 1954–1970 годы [текст]: Опись / Донецк: Дон. обл. архив.
  2. Отчет в работе заочного отдела СГПИ за 1954–1955 учебный год [текст]: Отчет / Донецк: Дон. обл. архив — 19 с.
  3. Отчет в работе заочного отдела СГПИ за 1955–1956 учебный год [текст]: Отчет / Донецк: Дон. обл. архив — 21 с.
  4. Отчет в работе СГПИ за 1956–1957 учебный год [текст]: Отчет / Донецк: Дон. обл. архив — 34 с.
  5. Учебный план для педагогического института заочного отдела по специальности «математика», утвержденный 20.06.1955 г. Министерством образования, срок обучения 5 лет [текст]: Учебный план / Донецк: Дон. обл. архив — 5 с.
  6. Учебный план для педагогического института заочного отдела по специальности «учитель математики средней школы», утвержденный заместителем министра образования УССР О. М. Русько 31.10.1955 г., внесенные исправления и уточнения 15.11.1957 г. (для лиц, которые закончили учительский институт), срок обучения 3 года [текст]: Учебный план / Донецк: Дон. обл. архив — 1 с.
  7. Учебный план для педагогического института дневного отдела по специальности «учитель математики и физики средней школы», утвержденный заместителем министра высшего образования В. Н. Столетовым 05.06.1957 г., срок обучения 5 лет [текст]: Учебный план / Донецк: Дон. обл. архив — 1 с.
  8. Отчет в работе заочного отдела СГПИ за 1958–1959 учебный год [текст]: Отчет / Донецк: Дон. обл. архив — 26 с.
  9. Отчет в работе заочного отдела СГПИ за 1957–1958 учебный год [текст]: Отчет / Донецк: Дон. обл. архив — 17 с.


Основные термины (генерируются автоматически): учебный план, заочное отделение, дневное отделение, педагогический институт, учительский институт, физико-математический факультет, методическая подготовка учителей математики, курс, план, срок обучения.


Ключевые слова

методическая подготовка учителей математики, очная и заочная форма обучения, учительский институт, педагогический институт, учебные планы., учебные планы

Похожие статьи

Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг.

В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.)

В статье на основе неопубликованных источников рассматривается история высшего педагогического образования в Тюменском Приишимье. Авторы сделали акцент на изучении особенностей развития Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Е...

Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период

В статье приводится краткий исторический обзор становления среднего профессионального педагогического образования в России с 1764 по 1917 гг.; приводятся предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народ...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Применение учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка в средней общеобразовательной школе на старшей ступени обучения

В данной статье рассматривается возможность применения зарубежных учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка. Автор рассматривает и анализирует структуру данных УМК, выявляет их отличител...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Использование системного подхода в исследовании проблем подготовки квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века

В статье проанализированы взгляды ученых на состав, особенности функционирования и развития педагогических систем. На основе структурно-функционального подхода, система подготовка квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века рассмотрена к...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины

В статье рассматривается проблема необходимости художественной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины. Раскрывается сущность и важность художественно-творческой деятельности будущих учителей технологий, анализирует...

Похожие статьи

Развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы Ишимского учительского института в 1950–1960-х гг.

В статье прослеживается развитие научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работы преподавателей и студентов Ишимского учительского, а в последующем, педагогического института в начале второй половины XX века.

Из истории развития педагогического образования в Тюменском Приишимье (XX–XXI вв.)

В статье на основе неопубликованных источников рассматривается история высшего педагогического образования в Тюменском Приишимье. Авторы сделали акцент на изучении особенностей развития Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Е...

Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период

В статье приводится краткий исторический обзор становления среднего профессионального педагогического образования в России с 1764 по 1917 гг.; приводятся предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народ...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Применение учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка в средней общеобразовательной школе на старшей ступени обучения

В данной статье рассматривается возможность применения зарубежных учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка. Автор рассматривает и анализирует структуру данных УМК, выявляет их отличител...

Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века)

В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты не...

Использование системного подхода в исследовании проблем подготовки квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века

В статье проанализированы взгляды ученых на состав, особенности функционирования и развития педагогических систем. На основе структурно-функционального подхода, система подготовка квалифицированных рабочих в АР Крым в 20–40 годы ХХ века рассмотрена к...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины

В статье рассматривается проблема необходимости художественной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины. Раскрывается сущность и важность художественно-творческой деятельности будущих учителей технологий, анализирует...

Задать вопрос